Московский модельер Л. Соколова-Сербская: зачем мариупольцу имидж?

В знойные августовские дни гостем редакции "ПР" стала чудесная пара - известный и самый издаваемый в России поэт, наш земляк Игорь Мухин и его жена профессор кафедры эстетического образования и деловой культуры Московского городского университета управления правительства Москвы, член-корреспондент Академии имиджелогии, вице-президент Лиги профессиональных имиджмейкеров, художник-модельер, кандидат философских наук Лидия СОКОЛОВА-СЕРБСКАЯ.

 

Об Игоре наша газета уже не раз писала, и потому мы решили воспользоваться прекрасным случаем в предверии начала сезона "modabutik.ru" и побеседовать с Лидией Александровной о ее творчестве и мире моды, в котором она вращается.

 

-Лидия Александровна, какую из всех названных регалий вы считаете главной?

 

-Пожалуй, это работа в университете управления. Вот уже 6 лет в Москве учатся руководители предприятий, организаций, учреждений, и мне интересно работать с такой аудиторией. Современный менеджмент требует не просто знаний, а понимания психологии, основ культуры и эстетики. Получив профессию художника-модельера, я всегда интересовалась психологией. Возможно, это от моего прадеда, знаменитого психиатра Владимира Петровича Сербского, профессора МГУ, именем которого назван институт общей и судебной психиатрии в Москве. Я много читаю лекций по имиджелогии, в которой много психологических основ. Вообще психология у нас, да и в Украине, незаслуженно забыта, а ведь каждый четвертый житель СНГ требует лечения у психолога, психоневролога, невропатолога и психиатра. Так называемая психотерапевтическая функция имиджа призвана эти проблемы решить.

 

Ведь многие знают: если плохое настроение, стресс, то новое платье, красивая прическа или какая-то покупка (пусть даже ненужной вещи) поднимают настроение. А мы, художники-модельеры, работаем для того, чтобы улучшать имидж людей.

 

-Наш обыватель привык слышать об имидже политиков, звезд эстрады и других VIP-персон, которым помогают создать привлекательный образ профессионалы высокого уровня. А как поднять имидж всем остальным?

 

-Нынче, как и раньше, каждого из нас встречают и оценивают по одежке. На работе, в личной жизни и в обществе в целом очень важно сразу произвести впечатление о себе. Поэтому и нужно постоянно работать над совершенствованием своего имиджа.

 

Именно мода призвана помочь человеку выразить себя. Сегодня она очень демократична, она не диктует, а предлагает массу вариантов для этого. Трудно среди огромного изобилия выбрать именно то, что вам идет, что отражает ваш внутренний мир. Для этого и нужны стилисты. Конечно, к их помощи могут обратиться далеко не все, и потому выход один: познать себя и самому создать свой имидж.

 

-Лидия Александровна, а какой он у вас?

 

-Многое зависит от профессии человека, круга его общения. Я - профессор, в основном бываю в обществе деловых людей, в официальной обстановке, поэтому должна одеваться строго, не допуская фривольного стиля, сексуальных ноток, полупрозрачных тканей, больших вырезов. Если же человек занимается творчеством, музыкой, то, наверное, он может себе позволить откровенные фасоны, яркие, контрастные цвета.

 

Но как, предположим, создать свой неповторимый образ в большой аудитории, скажем, служащих, если все они пришли в строгих костюмах? Для этого есть масса средств. Во-первых, прическа, во-вторых, аксессуары и детали вашего ансамбля (бижутерия, шейный платок, сумка и т.д.). Часто одна лишь брошь на строгом однотонном платье может много рассказать о хозяйке. К примеру, вкус, материальный достаток и прочее.

 

Вкус - дело тонкое, он не мыслим без общей культуры. Но при большом желании можно овладеть секретами имиджа. Благо, для этого есть сегодня специальная литература, телевидение, Интернет. У нас в Москве регулярно проводятся недели моды, раньше они назывались неделями высокой noemia.ru. Они проходят под патронатом правительства Москвы.

 

-А чем высокая мода отличается от просто моды?

 

-Высокая мода зародилась во Франции, где первым художником-модельером был Поль Пуарэ, это самый "французский" из англичан, который еще в середине ХІХ века основал первый дом моделей в Париже. Высокая мода, или мода от кутюр, связана с именами Коко Шанель, Пьера Кардена, Ив Сен Лорана, которые первыми открыли магазины прет-а-порте, то есть готовой к потреблению одежды.

 

-Ох, как далеки мы со своим китайско-турецким ширпотребом от этих мэтров! В Мариуполе немногие могут себе позволить нестандартную одежду. Что посоветуете в таком случае?

 

-В любом случае можно создать свой образ. Скажем, купили вы платье или костюм, которыми завалены прилавки. Можно с помощью аксессуаров попытаться его видоизменить. Скажем, поменять пуговицы, пришить кружевной воротник, надеть кокетливый шейный платок или подходящие по стилю бусы. Подчеркиваю: по стилю. А стили есть такие - классический, романтический, фантазийный, фольклорный, военный, авангардный, спортивный. Кстати, не надо путать спортивный стиль и спортивную одежду. В первом случае это какие-то детали (погончики, накладные карманы), привнесенные в обычную одежду, во втором - вещи, надеваемые для занятий спортом. Сегодня некоторые в институт на занятия или на работу ходят в спортивной одежде. Это недопустимо.

 

В свое время я написала диссертацию о моде на тему "Функционирование и развитие моды как социально-психологическое явление", где подчеркивалось, что мода отражает эпоху. В последнее время возник так называемый диффузный стиль, когда, к примеру, черты, детали одного стиля проникают в другой. Этот стиль, кстати, довольно умело воплощает в своих работах известный украин-ский модельер Лилия Пустовойт. А в коллекции Диора, например, мы видим классиче-ский блейзер из бархата и фольклорную юбку из кашемира.

 

Но этот стиль надо использовать очень осторожно, а то можно опуститься до безвкусицы. Как-то "Комсомольская правда" опубликовала фотографию невесты в белом кружевном платье и… кроссовках. Или видела на одном из показов новинку - кеды на каблуках. Не думаю, что это привьется.

 

-Вы сегодня пришли в милой шляпке. Мне вообще очень нравится, когда летом женщины носят шляпу. Как вы думаете, почему такая мода никак не прививается?

 

-Парни и мужчины носят летом кепки или бейсболки, а вот девушки в головном уборе - действительно редкость. Может, недостаточно шляпки надевались во время показов моды или редко в них щеголяют известные звезды эстрады, которых нередко затем копируют наши женщины? А вообще-то шляпу тоже надо уметь носить, это более романтический, изысканный стиль, недоступный для не в меру раскованных и зачастую вульгарных девушек.

 

Кстати, искусствоведы сегодня огорчены проникновением в моду кича - уступки дурному вкусу.

 

-А как вы смотрите на слишком откровенную одежду, когда видны отдельные части тела и отсутствует нижнее белье на женщинах?

 

-Такие одеяния возможны в исключительных случаях, в какой-то интимной обстановке, но не на всеобщем обозрении. Вечные ценности - скромность, целомудрие и другие - должны все-таки быть вечными. Повторю еще раз: все идет от внутренней культуры человека, его жизненного кредо. И тем, кто хочет воспитать у себя хороший вкус, я прежде всего рекомендовала бы встать перед зеркалом и дать себе точную самооценку, четко определить, что вы хотите сказать своим внешним видом.

 

Нередко человек, не имеющий духовного багажа, пытается привлечь внимание окружающих одеждой, украшениями, необычной прической. В таком случае хочется вспомнить поговорку: вкус молчит, безвкусица кричит.

 

-Лидия Александровна, вы часто выходите в свет моды. Скажите, кого из известных людей там часто можно встретить?

 

-Это наш мэр Юрий Лужков, певец и депутат Госдумы Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, Татьяна Михалкова (жена известного актера и режиссера). И, конечно, известные кутюрье Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин, стилист Сергей Зверев.

 

-Кстати, Зайцев недавно был в Донецке.

 

-Да, он много делает для распространения и развития моды, как никто другой, растит молодежь. Я имею в виду не только его сына Егора, но и других художников-модельеров, в том числе и из Украины. Он первый лет 35, наверное, назад предложил стеганую одежду, некоторые восприняли это в штыки, а потом все мы знаем, какое распространение это получило во всем мире.

 

Кстати, он смело использует народные мотивы для создания современных силуэтов. К примеру, сарафан, валенки. К слову, ваши украинские художники тоже славятся использованием фольклорных мотивов.

 

-Расскажите, что будет модно грядущей осенью и зимой.

 

-Из тканей - твид, шерсть с примесью современной синтетики. Прорыв в послед- нее время делает Монголия, где производят высококачественные ткани. Я трижды была там на показах как член жюри международного конкурса.

 

Модных силуэтов три: полуприлегающий, прилегающий и трапеция. Остаются пышные, женственные юбки, интернациональные мотивы - и Восток, и Африка.

 

-И последний вопрос: как вам наш Мариуполь?

 

-Город очень понравился, особенно старые кварталы с купеческими домами. Вот бы отреставрировать и сохранить этот уголок! Красиво смотрятся театр, фонтан рядом с ним, хорошо, что там много людей культурно отдыхают. И немало мне попадалось красивых дам, одетых модно и со вкусом. Так что Мариуполь на уровне! И еще один совет вашим читателям: будьте сами собой, не пытайтесь повторить кого-то, ведь каждый из нас индивидуален и именно этим прекрасен. Имидж требует, чтобы ваш внешний образ соответствовал вашему внутреннему "я". Будьте красивы и внешне, и внутренне!