Ледокол «Капитан Белоусов» к зимней навигации готов. Без смены… - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

Ледокол «Капитан Белоусов» к зимней навигации готов. Без смены…

Флот Мариупольского морского торгового порта, начиная с ледокола "Капитан Белоусов", пяти буксиров (в том числе двух ледового класса - "Портовик" и "Капитан Гисич") и заканчивая плавкранами и рейдовыми катерами, играет не менее важную роль в успешной работе всего предприятия (и в экономике Донбасса), чем портальные краны, складская территория и немалое железнодорожное обслуживание. В ходе зимней навигации ледокол и ледовые буксиры выполняют в Азовском морском регионе и Керченском проливе проводку от 300 до 600 судов (в зависимости от продолжительности ледовой кампании), обеспечивая бесперебойную перевалку грузов в порту. Буксиры также ходят на спасательные операции, доставляют на суда, оказавшиеся в ледовом плену, воду, топливо.
Начальник портофлота Юрий ПИШИН рассказал нам, журналистам, о готовности к зимней навигации. О миллионе гривен, затраченном на ремонтные работы. Бичом по-прежнему остается старость флота: "Капитану Белоусову" уже 51 год, "Капитану Гисичу" - 35, "Портовику" и другим буксирам - по 15 и более лет. Средний возраст - 26 лет, что намного превышает нормативный срок эксплуатации судов.

 

-Почему порт не приобретает на смену "дедушке" второй ледокол? Когда-то на пару с "Капитаном Белоусовым" работал "Капитан Воронин", пока его не списали на металлолом…

 

-В то время оба ледокола входили в состав Азовского морского пароходства. Затем один ледокол был списан, а второй перешел на баланс нашего порта. В поисках "напарника" ему еще в середине 90-х мы присмотрели финский ледокол. Он стоил 6 миллионов долларов США. Но деньги на его покупку в министерстве так и не выделили. Затем в 2003-м мы ездили к финнам по поводу приобретения другого ледокола - за 20 миллионов долларов. Но снова возникли неувязки, в том числе финансовые…
Мы не раз обращались с этим наболевшим вопросом в Укрморпорт, в Госдепартамент, в Министерство транспорта. Посылали запросы в организации, которые занимаются проектированием и постройкой судов, оттуда приходили в Киев обнадеживающие ответы, но в столице за по-следующей бумажной волокитой стопорилось дело.

 

-Согласно свежей информации из "Укрморпорта", это гособъединение выделит 2,45 миллиона долларов для приобретения в лизинг (то есть в долгосрочную аренду с последующим выкупом) ледокола для обслуживания портов Азовского региона (Мариупольского, Керченского, Бердянского совокупно), что даст прибавку 3 миллиона тонн годового грузооборота благодаря обеспечению более эффективной ледовой кампании. Насколько оптимистичны ваши прогнозы относительно получения желанного ледокола?

 

-Насколько нам известно, сейчас керченская компания "Дельта-лоцман" заказала ледокол (как для себя, так и для нас). Имея приличную мощь в 8 тысяч лошадиных сил (для сравнения: у "Капитана Белоусова" - 10 тысяч), этот ледокол будет всего 15 метров шириной, 59 - длиной и 5-метровой осадкой. Для 17-километрового канала Мариуполя, имеющего ширину 100 метров и промерзающего на 8 метров, вышеназванные параметры не подходят. И в "Дельта-лоцмане" с нашими доводами согласились.

 

Специалисты в Минтранспорта обязаны четко определиться, каких параметров ледокол требуется для Азовских портов. В прежние десятилетия суда были одни, теперь - в 2-3 раза больше (водоизмещением до 30-35 тысяч тонн). То ли ледокол будет их протаскивать "на ушах" (на веревках), то ли придется окалывать лед. Поднимаем эту проблему с 1993 года, и никто в Киеве ею не занимается. Ждут, когда наш единственный ледокол выйдет из строя и порт простоит несколько месяцев? В этом случае пробка с железнодорожными грузами образуется от Мариуполя до Донецка и Луганска, будет на полгода парализована работа всего востока Украины…

 

х х х

 

"Капитан Белоусов" в этот день стоял на внутреннем рейде Мариупольского мор-ского торгового порта. Нас, доставленных рейдовым катером, встречал у трапа капитан ледокола Александр ШУЛЯК, пять лет назад ставший преемником знаменитого Валентина Шевченко, которому довелось управлять ледоколами в северных широтах. Александру Ивановичу 54 года. Прежде работал на судах Азовского мор-ского пароходства. Когда этот ледокол передали порту, он остался старшим помощником капитана.

 

Давно держится и костяк экипажа (в летнее время по судовой роли 28 человек, в зимнее - 56). Вечером большая часть экипажа (свободная от вахты) списывается на берег к семьям, утром - возвращается. В ледовую кампанию работа круглосуточная. Зимой 2002-го и 2003-го не были на суше по 3-4 месяца. "Проводили караваны до 18 судов длиной по 220-230 метров и шириной 30-36, - рассказывал нам Александр Шуляк. - При частом северо-восточном ветре масса льда из Таганрогского залива давила на Мариупольский канал и даже при работе шести дизелей с большим трудом пробивались к цели. В начале нынешнего года ледовая кампания была не очень продолжительной, но напряженной: ветры, течения, подвижки льда немало потрепали нервов. Эти параметры меняются, бывает, каждые два часа, а мы выполняем одну проводку судов, случается, и сутки, и полтора. В итоге в толстом корпусе судна в феврале возникла трещина, и впоследствии нам пришлось ставить ледокол на внеплановый доковый ремонт, менять около 40 тонн обшивки корпуса, ремонтировать двигатели и электрическую часть".

 

Два года назад экипажу "Капитана Белоусова" по приказу из Минтранспорта пришлось, бросив в азовских льдах караваны судов, выйти на спасение буровой вышки, которая обеспечивала газом весь Крымский полуостров. Ее затерло льдами (7-8-метровыми торосами), и если б она рухнула, была бы катастрофа для всего Азовского моря. "Мы трое суток ходили ледоколом вокруг вышки и снимали ледовое напряжение, - вспоминают члены экипажа, - а затем западный ветер сделал разрядку в заливе Казантип, и мы работы закончили".

 

В ходовой рубке ледокола, обшитой натуральной карельской березой и покрытой лаком, журналист "ПР" разговорился со старшим помощником капитана Виктором ЖУКОМ, также фанатом своего дела. В этой должности Виктор Егорович с 14 января нынешнего года, но на торговом флоте - 45 лет. После Ждановской мореходки и Ростовского училища до 2002 года работал штурманом на судах дальнего плавания АМП. Затем пережил эпопею с теплоходом "Максим Рыль-ский", продажей других судов. Стал преподавать в Азовском морском институте. "Здесь, - говорит, - в ледовую кампанию большая напряженка. Наваливается усталость. Но потом входишь в режим. Сама работа мне очень нравится. Наш дизель-электроход в управлении очень хороший, можно дать телеграфом любой ход, любые обороты…".

 

Александр Шуляк также не скрывал от нас радости: "Горжусь тем, что я - капитан единственного ледокола в Украине". И как что-то второстепенное в ходе нашего общения со старшим комсоставом судна выяснилось, что питанием экипаж ледокола обеспечивают только в зимнее время и из расчета 15 гривен в сутки (на судах загранплавания, к примеру, общепринятая норма - свыше 30 гривен), а большую часть года они носят из дому "тормозки" (сухие пайки из-за неразберихи в украинском законодательстве были отменены около 5 лет назад). При этом и зарплата явно невысока даже по портовым меркам ("у капитана - эквивалент 200 долларов США")…
"Что поделаешь, - говорят члены экипажа, - если флотом в Украине командуют непрофессионалы...".

 

…Капитан ледокола как истинный моряк оказался человеком хлебосольным и не отпустил нас на берег, пока не угостил собственными, специально приготовленными к встрече с журналистами фирменными блюдами (мясными, рыбными, салатами). Честно говоря, давно такой вкуснятины не отведывал…

17.12.2005 | Игорь СЕМУСЕВ


Другие новости ПР № 189 от 17.12.2005

  • Сессия горсовета: о двойных стандартах в предвыборном интерьере 17.12.2005 Чем ближе официальный старт предвыборной гонки в городской совет, тем большую активность проявляют депутаты. Старт - 26 декабря. А за десять дней до него, 15 декабря, состоялась сессия городского совета. Рассмотрели 220 вопросов. Наибольшую ...
  • Борцы «Азовмаша» доказали свой высокий класс 17.12.2005 В Сербии и Черногории прошел розыгрыш Кубка европейских чемпионов по греко-римской борьбе. Команда мариупольского "Азовмаша" отправилась на турнир в молодежном, ослабленном составе. Не смогли участвовать лидеры Вакуленко и Дараган. Тем приятнее ...
  • Главная елка Мариуполя будет искусственной, но очень красивой 17.12.2005 Пожалуй, это - сугубо европейский подход к проблеме экологии и заботе о природе - главная новость предстоящих новогодне-рождественских празднеств в Мариуполе, сообщил для "ПР" заместитель городского головы - глава Жовтневой райадминистрации ...
  • Порядок публикаций политрекламы в «Приазовском рабочем» и «Мариупольской ... 17.12.2005 26 ноября стартовала кампания по выборам народных депутатов Украины. Особенность нынешних выборов в том, что впервые в истории независимой Украины они будут проходить по партийным спискам. Это предусматривает определенный порядок действий ...
  • Самодельные светильники и ликвидация разрытий 17.12.2005 В минувший четверговый объезд комиссия побывала в мастерской ЖЭУ-5 жилищно-коммунального предприятия "Жилкомплекс". Здесь бригадир электриков Владимир МОСИЯШ организовал изготовление самодельных светильников, устанавливаемых над подъездами ...
  • «Ильичевец» избежал встречи с «Динамо» 17.12.2005 В Киеве состоялась жеребьевка полуфинала Кубка Украины. Как и планировалось ранее, участники были избавлены от предварительной процедуры рассеивания, а потому жребий вполне можно назвать "слепым", сообщает Террикон. Оговорка была сделана ...
  • Кубок СК «Азовмаш» по баскетболу среди девушек 17.12.2005 В течение ноября-декабря на спортивных базах учебных учреждений проводился первый турнир по баскетболу на Кубок СК "Азовмаш" среди девушек. В соревнованиях приняли участие команды Прим. р-на - ОШ №№ 15, 26, 33, 37, Ордж. р-на - ОШ №№ 5, 1...
Все новости 189 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Декабрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

 

Обзор женской зимней одежды сезона 2017/2018

Огорожа заводів - секційною зварною сіткою

Огорожа заводів - секційною зварною сіткою

Выбираем лучшие погрузчики

Выбираем ламинатор