Александра Шпака, мариупольского художника новой формации, известного не только у нас в городе - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

Александра Шпака, мариупольского художника новой формации, известного не только у нас в городе

Многие мариупольцы, следящие за художественной жизнью города, помимо имен местных "классиков" живописи, с конца 80-х - начала 90-х годов стали все чаще слышать имена художников следующего поколения: Баранник, Харакоз, Бондаренко, Шпак, Кириллов, Лановой, Гаплевский… Список можно долго продолжать. Новая волна независимых художников сначала заявила о себе организацией творческого союза "Мариуполь-87", затем появилась группа "Окно". На вернисажах в выставочном зале имени А.Куинджи любители живописи с удовольствием знакомились с их работами, во многом нестандартными, самобытными, отличающимися от классической школы живописи. Сегодня наш гость - представитель когорты среднего (по возрасту) звена мариупольских художников.

 

Александр Шпак - коренной мариуполец со стандартной начальной биографией. Школа, индустриальный техникум, начало учебы в Ждановском металлургическом институте. Но… бросил, пошел работать, а затем - в армию, в Сибирь. Отслужил, вернулся домой, устроился на "Тяжмаш" штамповщиком. Но к рисованию тянуло всегда, поэтому вскоре перешел в цех № 53, в котором целая бригада художников занималась декоративным оформлением объектов. Лозунги, плакаты, художественное оформление помещений - ранее на производстве этому придавалось большое значение и работы хватало. Отдельная группа занималась оформлением детских садов, пионерских лагерей, и Александр перешел к ним.

 

В группе работали мастера своего дела, и было у кого поучиться. Но когда известный французский скульптор Бурдель уходил от своего учителя Родена, он произнес: "В тени большого дерева ничего не растет…". Следуя заветам классиков, Александр также поменял работу, перешел в ильичевскую художественную мастерскую, входящую в состав цеха здоровья и благоустройства. С начала 90-х годов Шпак при-мкнул к вновь образованному сообществу "Галерея", в которую входили Баранник, Харакоз, Овсянников. Какое-то время работал с ними, затем - в "Азов-интексе" и, наконец, решил уйти "на вольные хлеба" - заняться свободным творчеством.

 

Работая производственным художником-оформителем, Александр и не предполагал, что его "затянет" станковая живопись маслом. А когда написал свой первый натюрморт - понял, что "влип". Стал активно писать, участвовать в городских художественных выставках. Работы Шпака заметили. Причем для автора было очень полезно узнать оценку не только рядовых зрителей, а и более профессиональных художников. Ведь они оценивают картины своим глазом и видят то, что обывателю неведомо. На то они и художники, чтобы видеть скрытый мир чувств и образов, зашифрованный в картине.

 

Помимо выставочного зала художники группы "Окно" выставляли свои работы в художественном магазине "Панорама". В конце 90-х годов в Мариуполе существовал такой магазинчик в полуподвале на улице Артема, который содержал известный мариупольский искусствовед В.Г.Вартанянц. В нем продавались как картины мариупольских художников, так и антикварные вещи, кисти, краски. Многие художники и просто любители искусства заходили в магазин посмотреть работы, поговорить "за жизнь". Теперь на месте этого магазина стандартная аптека, а жаль, исчез единственный художественный клуб неформального общения.

 

"Вольный художник" - звучит красиво и загадочно, но одной волей сыт не будешь. На что-то надо и жить. Ведь картины автора продаются не каждый день, и очередь за ними не стоит, тем более у нас, в Мариуполе. Поэтому источником существования становится "халтура" - работа на заказ. А для творческого человека - это, конечно, рутина, камень на шее. Но приходится тащить и его. А когда что-то заработал - большая часть вновь уходит на приобретение холста и красок, чтобы уже творить для души.

 

К сожалению, наш современник, покупая картину в подарок, предпочтет не настоящее, оригинальное, авторское произведение искусства, а кич, стандарт, заполнивший полки художественных отделов магазинов и выполненный именно ради удовлетворения примитивных представлений об искусстве. Народ воспитан на штампе, во многом - на многократно репродуцированных картинах как русских художников от Шишкина и Васнецова (ничуть не умаляя их гениальности), так и советских Пименова и Дейнеки. Но за последние десятилетия искусство сделало скачок вперед в части разнообразия форм выражения, свободы мысли художника, что, впрочем, не всегда понятно обывателям.

 

"Как в музыке есть вечная классиче-ская тема, которую не все понимают и любят (но создать которую суждено лишь талантливым единицам), но большинство предпочитает примитивную попсу, - считает художник, - так и в живописи: основная масса людей предпочитает что-нибудь "сладенькое". А в реальном мире искусства продается, в первую очередь, имя автора. Имя без таланта и тяжелого труда не дается. А художник, имеющий имя, начинает его ценить, и его работы стоят недешево. Бывают и исключения, когда имя художнику делают подкупленные критики и хвалебные статьи, но это скорее исключение из правил. Ибо истинный талант специалистам виден.

 

В Мариуполе много талантливых художников, работы которых уже ценны, а со временем станут ценными вдвойне. Как научиться отличать настоящее произведение от подделки? Ни искусствоведы, ни пресса, ни телевидение этому не научат. Единственный способ - самому посещать выставки, сравнивать, думать, анализировать. Если проехать по разным городам, пройти по "Арбатам", где продают картины, то такое ощущение, что сотни тысяч картин пишут несколько десятков художников. Везде одно и тоже. Произошел естественный отбор: среднестатистический гражданин своим выбором сформировал и предложение. Высокий профессионализм на улице продаваться не будет, а лишь в специализированной галерее, да и то не в каждой. У нас в городе такой галереи нет. А жаль, ведь есть что показать.
На иногородних выставках, куда отбирают работы художников из областных центров, причем традиционно с высоким уровнем мастерства (Киев, Харьков, Одесса), очень часто представлены и картины мариупольцев. Значит, отборочные комиссии положительно оценивают наш уровень, хоть Мариуполь и не областной центр".

 

Живет Александр Шпак в частном доме в Ильичевском районе, там же у него и мастерская. Работа, работа и работа. Может быть, из-за нее не было времени жениться, завести семью, детей. Время еще есть…

 

В редакции "Приазовского рабочего" среди картин, украшающих помещения, есть и работы Александра Шпака, и все посетители могут их видеть.

03.03.2006 | Александр Бондаренко


Другие новости ПР № 32 от 03.03.2006

  • Дежа вю: студенты, рынки, аптеки и депутатская неприкосновенность 03.03.2006 Бугристый нос политики все отчетливее просматривается в интерьере сессионного зала. И это закономерно: до выборов осталось три недели. И не случаен митинг, организованный в день сессии, 28 февраля, под стенами горсовета. "Мэра в отставку!...
  • Александр Зозуля - почетный гражданин города Мариуполя 03.03.2006 В городской совет обратились представители общественных организаций с ходатайством о присвоении Александру ЗОЗУЛЕ звания "Почетный гражданин города Мариуполя" за весомый личный вклад в развитие города, его промышленного потенциала и инфра...
  • Людмила Пономаренко – «Человек года» в Донбассе 03.03.2006 Эта добрая весть была оглашена вчера в Донецком музыкально-драматическом театре имени Артема, где глава обл-госадминистрации Вадим ЧУПРУН подвел итоги областного конкурса "Женщина Донбасса", приуроченного к Международному женскому дню.  ...
  • Чтобы участников было больше 03.03.2006 Позавчера в управлении жилищного хозяйства горсовета состоялось совещание с участием представителей районных администраций, а также заместителей начальников управлений жилищного и коммунального хозяйства горсовета Елены ПАПУЛОВОЙ и Наталь...
  • Обращение Мариупольской городской организации Партии регионов к избирател... 03.03.2006 Дорогие земляки!   В соответствии с Законом Украины "О выборах народных депутатов Украины" (статья 43, часть 2) участковая избирательная комиссия обязана прислать каждому избирателю письменное приглашение с уведомлением о внесении его ...
  • Судья Николай Старосуд и в пятьдесят лет молод 03.03.2006 У судьи Жовтневого районного суда Николая Старосуда - уникальная точка отсчета биографии. Дело в том, что Николай Иванович родился ровно пятьдесят лет тому назад, 29 февраля 1956 года. Людей, которых угораздило родиться в "лишний день" ви...
  • Спикер Владимир Литвин: «Нынешней Верховной Раде удалось сохранить самост... 03.03.2006 Завершается работа Верховной Рады четвертого созыва, и после парламентских выборов (26 марта) кресла в сессионном зале займут народные депутаты, избранные исключительно от политических партий и блоков. На прошлой неделе мы, журналисты из ...
  • Сергей Матвиенков встретился с журналистами «Приазовского рабочего», чтоб... 03.03.2006 Кампания по выборам в парламент и местные органы власти в полном разгаре. Политические партии и блоки рекламируют подготовленные программы и агитируют голосовать за своих представителей. В конце прошлой недели в пресс-клубе "Приазовского ...
  • Юлия Тимошенко: «Моя цель - стереть границы враждебности, убрать границы ... 03.03.2006 В рамках своего предвыборного тура лидер БЮТ посещает город за городом, регион за регионом. Позади Крым, Одесса, Днепропетровск, Запорожье, Полтава, Винница, Кировоград, Черкассы…   В минувший понедельник, 27 февраля, настала очередь дончан...
  • "Не стало сладу с ребенком" 03.03.2006 "Дорогая редакция! Мой ребенок был золотой: послушный, уважительный, безотказный, хорошо учился. Что с ним произошло, не знаю, как кто сглазил. Грубит, огрызается, всем раздражен, просто не знаю, как подойти к нему, стал поздно приходить ...
Все новости 32 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Декабрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

 

Обзор женской зимней одежды сезона 2017/2018

Огорожа заводів - секційною зварною сіткою

Огорожа заводів - секційною зварною сіткою

Выбираем лучшие погрузчики

Выбираем ламинатор