Иван ТАНАБАШ: «НАША АВТОБАЗА – ЕДИНСТВЕННАЯ В ГОРОДЕ ВЫЖИЛА, И ПЛАНИРУЕМ РАЗВИВАТЬСЯ» - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

Иван ТАНАБАШ: «НАША АВТОБАЗА – ЕДИНСТВЕННАЯ В ГОРОДЕ ВЫЖИЛА, И ПЛАНИРУЕМ РАЗВИВАТЬСЯ»

 

 

В экономически более благополучной для Украины второй половине прошлого века в нашем городе было множество грузовых автопредприятий. Три крупные автобазы – Ждановская (Мариупольская), Азовская, Ильичевская. Действовали солидные АТП – Орджоникидзевское, Приморское, которые обслуживали местные пищевые фабрики, заводы, комбинаты. Функционировала автобаза Сельстроя… (Не считая трех мощных пассажирских АТП).

На сегодня из всех их осталось, по сути, одно – Мариупольская автобаза, которую уже 35 лет бессменно возглавляет Иван ТАНАБАШ. Эти два уникальных факта-явления как минимум для Мариуполя, Приазовья и Донбасса.

С Иваном Лазаревичем на днях встретился журналист «Приазовского рабочего».

А ПОМНИШЬ, С ЧЕГО НАЧИНАЛОСЬ?.. Мариупольскую автобазу - точнее, ее прародителя гужевой транспорт, конные повозки, а позднее немногочисленные отечественные машины-полуторки, напомним, - создавали в 1931 году для строительства металлургического завода «Азовсталь». В послевоенное время подвижной состав автобазы пополнили американские грузовики «Студебеккеры» и «Форды», полученные СССР по ленд-лизу, затем - минские «МАЗы» с еще двухтактным двигателем. Позднее – более современные российские «ЗИЛы», «КамАЗы» и белорусские «МАЗы».

Шоферы автобазы участвовали во всех промышленных стройках на предприятиях Мариуполя - доменных, мартеновских печей, прокатных станов и тому подобного;

возведении объектов соцкультбыта – всех жилых микрорайонов, детсадов, школ, больниц, кинотеатров, библиотек; выполняли транспортные перевозки по всему Советскому Союзу; участвовали в сельхозкампаниях в Донбассе и строительстве жилья в Нечерноземной зоне России, в Калужской области; устранении последствий аварии на Чернобыльской АЭС, восстановлении жилья после землетрясения в Армении… На предприятии в то время насчитывалось более 500 машин, работали свыше 1200 трудящихся… Да и сегодня шоферы автобазы востребованы, начиная от местных промышленных объектов до реконструкции площади перед ранее поврежденным зданием Мариупольского горсовета. 

СТАЛ ДИРЕКТОРОМ В 32 ГОДА! Уроженца села Ялта Першотравневого (ныне Мангушского) района Ваню Танабаша сызмальства тянуло к тягловой силе. Когда в селе появились первые грузовики, просил у колхозного шофера посидеть у него на коленях и порулить. Немудрено, что по окончании школьной восьмилетки паренек отправился в Донецкий индустриальный техникум, где учили не просто водить машины и выдавали права, но и эксплуатации всего автомобильного транспорта.

Отслужив на Камчатке шофером в береговой части Тихоокеанского флота, он от земляков узнал, что в Жданове (ныне Мариуполе) на «Азовстали» строится громадный стан «3600» и создают сводную автоколонну из большегрузных автомобилей «Минтяжстроя» и Ждановской, Ильичевской и Азовской автобаз. Требовался дипломированный механик.

Так 45 лет назад Иван Танабаш связал свою судьбу с Мариупольской (Ждановской) автобазой. Работал начальником автоколонны, руководителем отдела эксплуатации, заместителем директора автобазы по перевозкам. В 1982-м он в возрасте 32 лет возглавил автопредприятие (к слову, за три предыдущие там сменились три директора).

ЗИГЗАГИ ИСТОРИИ. «В 1994-м, - рассказывает мой собеседник, - мы перешли на аренду. Год спустя, согласно госплану приватизации предприятий, стали коллективным собственником – дольщиками автобазы (400 трудящихся и 200 членов их семей). Времена были не из легких. Обслуживали строительный комплекс Мариуполя, а тот, по сути, развалился. Пришлось искать заказы в других городах, в том числе соседних стран. С другой стороны, резко ужесточилась конкуренция. К примеру, новое предприятие «Азовинтэкс» активно приобретало современную автотехнику. Наши машины в основном простаивали, рабочие увольнялись, приближался крах автопредприятия, было отчего впасть в отчаяние…

- Помог случай?

- И, наверное, моя интуиция. В тяжелейшем для нас 2007-м поступило очень перспективное предложение от ныне покойного руководителя «Азовмаша» Александра Савчука. Этот холдинг, а точнее, ЧАО «АзовЭлектроСталь», становился нашим стратегическим инвестором, основным акционером и брался обеспечивать нашу автобазу работой, заказами для их предприятия. При этом, подчеркиваю, мы сохранили самостоятельность, статус юридического лица, название.

- К тому времени другие автопредприятия города бесславно канули в Лету, а Мариупольская автобаза пошла в рост…

- Наши усилия оправдались – начался резкий производственно-экономический подъем автобазы. В течение двух-трех лет мы в дополнение к 50 имеющимся автомашинам приобрели более 40 новых большегрузных автомобилей. Увеличили штат водителей с 40 до 180 человек, так как загрузка возросла в 10 раз. Активно развивались и в 2011 году. Приобрели еще 20 грузовиков. Численность работников возросла до 270 человек, средняя зарплата – до 4 тыс. грн.  (что равноценно сегодняшним 14-15 тыс. - И.С.). К нам многие просились на работу, пришлось даже прекратить прием.

- К сожалению, наступили и неблагоприятные 2013-й и 2014-й годы: кончина руководителя «Азовмаша» Александра Савчука, в Донбассе разгорался военный конфликт…

- Мы вновь столкнулись с большими проблемами. Заказы перестали поступать. Словно снежный ком росла задолженность по заработной плате. По согласованию с акционерами пришлось распродавать часть имеющейся автотехники и механизмов. Численность трудящихся сократилась с 300 до 20 человек (благо, что они стали на учет в городском центре занятости и получали деньги или же уехали работать на профильные предприятия в страны Прибалтики, РФ и т. п.). Помощи ждать нам было неоткуда, так как у «Азовмаша» свои проблемы в производстве и сбыте железнодорожных вагонов и цистерн, которые вдруг оказались никому не нужными. Как хочешь, так и выживай!

- Зная вас не один десяток лет, не поверил бы, что вы опустили руки…

- Конечно, мы отчаянно пытались использовать различные варианты загрузки. Со мной остались десяток водителей и дюжина обслуживающего персонала, верные родному предприятию (и теперь, к слову, они об этом не жалеют!).

В 2014-м мы начали крутиться, предлагая техническую помощь мариупольским меткомбинатам; точнее, - подрядным организациям, которые активно участвуют в крупных строительных, ремонтных работах, реконструкции и модернизации технологического оборудования на «Азовстали» и ММК имени Ильича.

В 2015-2017 годах мы расширяли сферы деятельности. Попутно выполняли заказы по всей Украине - от перевозки пищевых продуктов до промышленного оборудования и металлопроката.

Закончили 2016 год уже без долгов по зарплате.

- Это правда, что Мариупольская автобаза сегодня осталась едва ли не единственным подобным предприятием в Украине?

 - Раньше мы относились к Минтяжстрою, и в Донецкой области было 15 таких предприятий. Сейчас, насколько мне известно, кроме нашего работает еще одно – в Красноармейске. При поддержке металлургов. Но и там сейчас дела идут ни шатко, ни валко. Остальные, в том числе и в других регионах Украины, давно развалились.

«ЕСЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ВОЗГЛАВЯТ НАСТОЯЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ, В УКРАИНЕ УГРОБЯТ МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС…»

При общении с журналистом «Приазовского рабочего» директор Мариупольской автобазы неоднократно подчеркивал: их трудовой коллектив работает честно, строго по белому, отчисляют все полагающиеся налоги. Но вот парадокс: в такой ситуации трудно выбраться из нищеты – то есть говорить о каком-то развитии предприятия, приобретении нового транспорта и т. п.

- Большая нагрузка ложится на фонд заработной платы – в виде единого социального взноса, - говорит Иван Лазаревич. - С другой стороны, очень большая конкуренция на рынке автоперевозок. Поднять цены на свои услуги практически невозможно. Много частников, у которых небольшие фонды, шире возможности по приобретению топлива, ниже себестоимость работ… Неудивительно, что 40% украинской экономики находится в тени!

«Наверху» должны задуматься и сделать так, чтобы стимулировать вывод экономики из тени. Всем станет хорошо: отечественным производителям, лучше будет наполняться бюджет – от городского до государственного.

- Сегодня Мариупольская автобаза работает без прибыли?

- Так и есть. Окончательно просчитал итоги прошлого месяца – наши финансы почти по нулям: полученные доходы уходят на зарплату, топливо, энергоносители, на уплату налогов. Плюс остается немного – на запчасти (в основном на шины). Чтобы обуть один наш грузовик (10 колес), сегодня необходимо 60 тыс. грн., или два месяца работы автомобиля только на эту потребность. Но грузовик нужно еще заправить топливом, оплатить работу водителя, не говоря о необходимости приобретения различных запчастей… В итоге потребуется отрабатывать эти затраты около года.                                                                       

К слову, сегодня утром я в очередной раз посмотрел цены на автомобили. Простой новый 15-тонный «КамАЗ»-самосвал стоит от 1,5 до 2 млн. грн. (в 2012-м – 400-450 тыс. грн. - И.С.). Банковский кредит взять почти невозможно: большая процентная ставка годовых плюс в столичных банковских офисах рассматривают документы по полгода, требуют трехкратный залог имущества (и нет гарантии, что кредит вообще выдадут). Но даже полученный кредит необходимо будет заложить в стоимость предоставляемых нашим предприятием услуг, а в условиях острой конкуренции, подчеркиваю, сделать это невозможно. Получается замкнутый круг…

- Как же быть? 

- При нынешней ситуации остается работать до окончательного износа автотранспорта. К сожалению, в столичных властных коридорах ничего реально не делают, чтобы прекратили душить малый и средний бизнес. Сколько лет уже говорят о необходимости отмены коррупционного НДС?! Сделайте же один налог – с оборота или с продаж. Нет политической воли!

Нужно также разгрузить фонд оплаты труда. Растут тарифы на газ с 8 до 10 тыс. грн. за 1 тыс. кубометров. Дорожает электроэнергия. Растет плата за землю. И это все входит в себестоимость…

- У вас не возникало желания написать обо всех этих проблемах в Киев?

- Было. Но, полагаю, об этом всем известно, так как подобные проблемы перед ними поднимали не раз. И народные депутаты знают. Все выступают с призывами защитить украинского товаропроизводителя, а фактически…

- Но оптимизм-то у вас остается! Не поверю, если это не так…

- Большая надежда остается, если не на это, то на следующее украинское правительство, где конкретно настоящие профессионалы возьмутся за подъем реального сектора экономики, за стимулирование малого и среднего бизнеса - основы экономики всех развитых стран.

Не понимаю, как вообще можно было формировать сегодня госбюджет при неработающей экономике?

- Ранее при нашем общении вы высказали надежду, что в масштабах Мариуполя с заказами у вашего предприятия будет все нормально… 

- Я надеюсь и верю, что у Мариупольской автобазы все будет нормально. Тем более, наряду с активной реконструкцией и модернизацией технологического оборудования на «Азовстали» и ММК имени Ильича сегодня наращивает темпы «АзовЭлектроСталь». Там сейчас работают на «Укрзалізницю», и хороший объем работы появился для нас. Часть наших машин задействована уже круглые сутки. И главное – пошли деньги. Много возим им материалов со всей Украины.

Туда, как и на меткомбинаты, дополнительно нужны наши водители. У нас имеется возможность доукомплектовать парк имеющихся грузовиков. Появляется очень неплохая перспектива для нашей автобазы. 

- Слышал, вы даже начали дополнительно набирать водителей…

- У нас есть «КамАЗы», «КрАЗы», автокраны. Работы хватит всем на ближайшие годы. Зарплата стабильная – 6, 8, 10 тысяч… Некоторые водители сдельно зарабатывают до 13-15 тыс. грн. Сейчас в штате автобазы 70 человек, в том числе более 40 водителей. Приглашаем еще 10-15 водителей со стажем для работы на большегрузных автомобилях с прицепами, а также квалифицированных авторемонтников. Предложение стоящее…

 

 

 

20.12.2017 | Игорь СЕМУСЕВ


Другие новости ПР № 143 от 20.12.2017

  • ВАДИМ БОЙЧЕНКО: «МЫ ДОЛЖНЫ СОЗДАВАТЬ КОНКУРЕНТНЫЙ РЫНОК ТРУДА, ЧТОБЫ ПОВЫ... 20.12.2017   «Бюджет Мариуполя на 2018 год, впервые принятый в плотной привязке к Программе экономического и социального развития города, дает возможность реализовать наши планы в рамках Стратегии-2021 и буквально в понедельник приступить к объявлению те...
  • Новый год! Пошли добра и счастья краю, что поэтами воспетый! 20.12.2017     Жителям родного Приазовья! Жители родного Приазовья! Благ земных желаю, вдохновенья, Крепкого сибирского здоровья, Новогодних праздничных мгновений!   Пожелаем мы друг другу мира! Пусть мы не прогнемся под проблемой! Тёплой будет пу...
  • Иван ТАНАБАШ: «НАША АВТОБАЗА – ЕДИНСТВЕННАЯ В ГОРОДЕ ВЫЖИЛА, И ПЛАНИРУЕМ ... 20.12.2017     В экономически более благополучной для Украины второй половине прошлого века в нашем городе было множество грузовых автопредприятий. Три крупные автобазы – Ждановская (Мариупольская), Азовская, Ильичевская. Действовали солидные АТП – Орджон...
  • Выиграла мультиварку в первые минуты лотереи 20.12.2017 В минувшую пятницу на главпочтамте состоялся очередной розыгрыш призов беспроигрышной лотереи «Приазовского рабочего» для подписчиков на 2018 год. В первые же минуты розыгрыша наша постоянная подписчица Раиса Борисовна Крысина выиграла самый ...
  • ПОДПИШИСЬ НА ГЛАВПОЧТАМТЕ – ВЫИГРАЙ МУЛЬТИВАРКУ! 20.12.2017   Дорогие друзья! На главпочтамте продолжается беспроигрышная лотерея. При подписке по пятницам на главпочтамте на 12 месяцев и на 6 месяцев (первое полугодие) каждый подписчик сможет выиграть ценные призы: мультиварку, чайник и красочные эмалирова...
  • Тарифы на доставку газет в Донбассе в последующие два года расти не будут 20.12.2017     Такое заявление распространила Служба информации НСЖУ на своем сайте 11 декабря 2017 года. Вот что в нем говорится: «Укрпочта» не будет поднимать тарифы на доставку печатных изданий в Донецкой и Луганской областях на 2018 и 2019 годы. Тако...
  • Акция «Ринат Ахметов – детям!»: 17 лет доброй традиции 20.12.2017     Ежегодно в канун Дня Святого Николая и в преддверии новогодних праздников Ринат Ахметов дарит подарки детям. Доброе дело, инициированное президентом футбольного клуба «Шахтер» в 2001 году, со временем превратилось в масштабную благотворител...
  • Маршрутка врезалась в троллейбус 20.12.2017     За минувшие двое суток в городе произошло два ДТП без пострадавших, сообщили для «ПР» в патрульной полиции. Еще два ДТП, но уже с пострадавшими, произошли в минувшую пятницу. Зачастую происшествия связаны с тем, что водители не всегда могут...
  • Зустріч Нового року 20.12.2017     Новий рік – щорічне повторення, але він завжди Новий! Правду кажуть, що свято – це не саме свято, а його очікування. Цей Новий рік був справді новий у всіх відносинах. По-перше, він святкувався на далекому острові Сахалін, по-друге, він упе...
  • Комитеты самоорганизации населения – действенные помощники депутата горсо... 20.12.2017   Сегодня – среда, и в постоянной рубрике «Приазовского рабочего» о своей деятельности вновь рассказывает депутат городского совета, почетный гражданин г. Мариуполя Александр Ларионов.   Позади - два года моей далеко уже не первой депутатской ...
Все новости 143 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Октябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

 

Обзор женской зимней одежды сезона 2017/2018

Почему выбирают систему Fondy

Что делает служба безопасности фирмы во время подбора персонала на свободные места

Квест-комнаты в Самаре – что подойдет для бесшабашной компании?

Что лучше Hikvision или Dahua ?