Три Владимира - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

Три Владимира

 

 

Владимир Владимирович Лепорский, Владимир Федорович Карпов и Владимир Семенович Бойко. Что общее у них? Имя – Владимир. Безусловно, все трое были выдающимися инженерами, каждый в своей области. Ну должность: все трое были генеральными директорами не просто крупных, но огромных мариупольских предприятий, известных на всю страну. Все трое были удостоены звания Героя. На первый взгляд – больше ничего. Они были абсолютно разными людьми. Родились в разных городах, их родители имели различное социальное происхождение, их биографии ни в чем не совпадают. Более того, Владимир Семенович Бойко по возрасту годился и Карпову и Лепорскому в сыновья. Разительное несходство этих трех людей особенно обнаруживается, когда вникаешь в детали их биографий.

Владимир Лепорский

Владимир Владимирович Лепорский родился 15 января 1911 года в Либаве (Лиепае). Самые достоверные сведения о его предках содержатся в статье Людмилы Кудриной «Азовстальский почерк Владимира Лепорского» («ПР», 18.05.2007 г.), потому что автор использовала документы из семейного архива Лепорских. Вот эти сведения: «Матушка будущего директора «Азовстали» – урожденная Варвара Владимировна Лунина – дочь статского советника, директора Либавского реального училища Владимира Романовича Лунина. В «Формулярном списке о службе», составленном в апреле
1908 г., указаны знаки отличия, присвоенные ему Высочайшим указом «за отлично-усердную службу и особые труды»: ордена Святого Станислава 3-й и 2-й степени; ордена Святой Анны 3-й и 2-й степени и медаль в память царствования императора Александра III. Восемнадцатилетняя Варенька Лунина в августе 1908 г. обвенчалась с преподавателем Либавского реального училища (того самого, где директорствовал ее отец) Владимиром Ивановичем Лепорским. Среди предков его был и Петр Иоаннович Лепорский — светило российского богословия, профессор С.-Петербургской Духовной Академии».

Первая мировая война. Военные действия приблизились к Либаве. Либавское реальное училище было перебазировано в тыл, в город Азов. С тех пор жизнь и деятельность семьи Лепорских была связана с этим городом, а затем и с Северным Кавказом в целом. Теперь понятно, почему Владимир Владимирович поступил именно в Новочеркасский индустриальный институт, а ни в какой другой. Это был технический вуз, ближайший к Азову. Затем металлургический факультет этого учебного заведения перевели в только что организованный Днепропетровский металлургический институт, а с ним и Лепорского, где он учился. Именно в Днепропетровске ему в 1933 году и довелось заслуженно получить диплом инженера-металлурга.

Молодого инженера направили, - о свободном выборе места работы в те времена не могло быть и речи, - на Таганрогский металлургический завод, основанный еще бельгийцами. Там в разливочном пролете мартеновского цеха молодой инженер начал свою профессиональную деятельность. Затем работал некоторое время в мартеновском цехе Константиновского металлургического завода. В 1938 году Владимир Лепорский переходит, или его переводят на Мариупольский металлургический завод «Азовсталь», где он был назначен начальником смены мартеновского цеха. В сентябре 1941 года, когда угроза захвата гитлеровцами Донбасса стала очевидной, Владимира Владимировича, как и других специалистов Южной Магнитки эвакуировали на Урал. Его направили в Кировскую область в город Лысьву на завод, история которого началась в конце XVIII века. Стальная продукция этого небольшого предприятия отличалась отсутствием вредных примесей, которые снижали пластичность выплавляемой здесь стали. Поэтому именно на Лысьвенском металлургическом заводе, кстати, единственном на всю страну, изготавливали защитные каски для солдат и офицеров Красной Армии. Вот в мартеновском цехе этого завода Владимир Лепорский со своими уральскими коллегами варил сталь для изготовления этих касок, которые спасли от гибели и ранений сотни тысяч бойцов в боях с немецко-фашистскими захватчиками и их сателлитами.

10 сентября 1943 года, в день, когда Мариуполь был освобожден от гитлеровцев, в Москве народный комиссар черной металлургии СССР Иван Федорович Тевосян подписал приказ № 275 о возобновлении деятельности завода «Азовсталь» и организации восстановительных работ. К приказу был приложен список работников, направляемых для работы на заводе «Азовсталь». 12 сентября утром директор завода Павел Исаевич Коган, главный инженер Иван Николаевич Романько и одиннадцать специалистов, в том числе и В.В. Лепорский уже были на территории завода. Территории разгромленных цехов, сброшенных с опор трубопроводов. Владимира Владимировича назначили начальником полностью разрушенного мартеновского цеха.

Искореженные металлоконструкции, сброшенные взрывами мостовые краны, в одной из мартеновских печей – многотонный «козел» - застывший монолит металла, груды кирпича, выведенная из строя система энергообеспечения. Вместе со строителями треста «Азовстальстрой» в работах принимали участие и рабочие, и инженеры цеха. График военного времени – продолжительность смены двенадцать часов. Были недели, когда Владимир Владимирович сутками не выходил из цеха. Только 19 ноября 1945 года удалось запустить мартеновскую печь № 1. 2 сентября 1948 года стали в строй все шесть мартеновских печей, построенных в довоенные годы. С 1949-го по 1952 год было построено четыре новых печи. Шло освоение выплавки стали из высокофосфористых чугунов. Владимир Владимирович принимал живейшее участие в научно-исследовательских работах. В мартеновской печи № 12 начали плавить сталь 26 апреля 1957 года, уже после того, как Лепорский пошел на повышение. В 1955 году его назначили главным инженером «Азовстали», а на следующий год он стал директором завода.

К этому времени «Азовсталь» стал заводом полного металлургического цикла. В его составе были доменный цех с четырьмя печами и агломерационным отделением, сталеплавильный цех с одиннадцатью мартеновскими печами, обжимной, рельсобалочный и крупносортный цехи, цех рельсовых скреплений, ремонтные и вспомогательные цехи. Впереди стояла грандиозная задача – сотворение второй очереди завода. И осуществление ее легло в первую очередь на плечи Лепорского. Судьбе было угодно, чтобы Владимир Владимирович увидел результаты своих трудов. Март 1958 года: выдала первые тонны чугуна доменная печь № 5, в сентябре этого же года сдана в эксплуатацию доменная печь № 6, июнь 1973 года: прокатан первый лист на стане «3600», декабрь 1977 года: вступил в строй кислородно-конвертерный цех. По существу, за время директорства Лепорского был построен второй завод «Азовсталь».

Вольное изложение анкеты Владимира Владимировича, конечно, дает некоторое представление об его образе, но он становится объемным, когда знакомишься с воспоминаниями близко знавших его людей.

 Григорий Тихонович Островерхов, бывший заместитель директора завода «Азовсталь»:

- Особенностью Владимира Владимировича Лепорского было то, что чем сложнее были обстоятельства, тем спокойнее он себя вел. При каких-то авариях, при каких-то несчастных случаях, вместо того, чтобы кому-то пригрозить, наказать, у него единственная просьба: «Работайте спокойно, выходите из положения». Этот человек не любил беспорядка, не любил бесхозяйственности. Лепорский не был отъявленным борцом с алкоголизмом, но выпивох не любил. Он требовал, чтобы на предприятии от руководителей не пахло алкоголем. На оперативках, рапортах, совещаниях Лепорский был сдержанным, ни в коем случае не допускал выпадов в адрес кого-либо. Не любил частой смены руководства. Он мог назначить в цех нового начальника только тогда, если его предшественник выдвигался на более высокий пост.

Особенно проявились организационные способности Лепорского при строительстве второй очереди «Азовстали». Это целая эпопея. Здесь, надо прямо сказать, не будь в промежуток времени между началом 60-х и концом 70-х такого директора, как наш, не было бы и такого прекрасного комбината, каким является нынешний «Азовсталь». Владимир Владимирович приложил максимальные усилия, чтобы стан «3600» был построен именно на «Азовстали». Он ездил в Москву в ЦК партии, доказывал с выкладками экономическими на руках и добился своего.

Анатолий Алексеевич Шокул, бывший директор завода «Азовсталь»:

- Как-то директор высказал такую мысль: «Было бы неплохо построить пансионат в селе Ялта». Были скептики. Потом этой идеей увлеклись на заводе. Каждый цех строил домики. Было соревнование, кто быстрее построит свои домики. Мы были первыми в Донбассе и в Украине, кто имел такой пансионат. По его инициативе строили спорткомплекс, стали строить цех сортового стекла. Это тоже его заслуга.

Строгий и требовательный, но я не помню, чтобы меняли начальников цехов. Ну меняли, если начальник ушел на пенсию, на повышение. Не было, чтобы начальник цеха не успел поработать, а его уже сняли. Критиковали, учили. Такого не было, чтобы через каждый год – новый начальник. Он требовал, но и помогал. Можно по пальцам пересчитать начальников, которых он снял. Но они были такие, что просто невозможно было держать на этой должности.

Кислородно-конвертерный цех хотели пустить 7 ноября. К очередной годовщине Октябрьской революции. Лепорский настоял, чтобы цех был полностью доделан. Пустили только 21 декабря 1977 года. И цех плавно пошел и стал нормально работать, как будто он годы находился в эксплуатации. Владимир Владимирович позволял себе пойти и против министерства, и против партийных органов, если это шло на пользу дела.

Юрий Николаевич Архангельский, бывший главный сталеплавильщик, заместитель главного инженера завода «Азовсталь»:

- Когда мы, пять выпускников Московского института стали, зашли в диспетчерскую мартеновского цеха, Владимир Владимирович с каждым познакомился. Он даже поинтересовался, как каждый из нас защитил дипломные проекты. Мартеновский цех переживал очень тяжелый период. Тогда было только пять качающихся мартеновских печей, шестую только вводили в строй. Это было время внедрения выплавки стали с использованием высокофосфористых чугунов. Дело это было совершенно новым, Владимир Владимирович читал много литературы по этой теме и нас заставлял. Лепорский в решающие для завода моменты мог позвонить министру. Он был прямой и открытый. Не выносил, когда его оппоненты выдвигали непродуманные решения. Он смело мог отвести любую комиссию, если ее участники цеплялись за мнимые нарушения. Одна из положительных черт характера Владимира Владимировича – он не помнил никакого зла. Он мог отругать, но через какое-то время приглашал поговорить: «Этот вопрос мы решали с тобой не для себя, а для дела».

Владимир Владимирович Лепорский, Герой Социалистического Труда, заслуженный металлург УССР, лауреат трех Государственных премий, кандидат технических наук, почетный гражданин города Мариуполя, директор завода «Азовсталь» умер 15 августа 1981 года.

 

 

Владимир Карпов

Владимир Федорович Карпов родился 4 ноября 1911 года в большом селе Молочанске Запорожской области, позже получивший статус города. Его отец – Федор Васильевич – был горным инженером, а мать – Раиса Ивановна – учительницей. Владимир Федорович рано потерял мать. Она ушла из жизни, когда Владимиру было семь лет, а его младшему брату Николаю – пять. Федор Васильевич Карпов до Октябрьской революции работал на машиностроительном заводе в городе Бежица, позже слившемся с Брянском. В советское время он занимал руководящие инженерные должности на заводах Большого Токмака, Харькова, Коломны, Краматорска, той же Бежицы. Владимир пошел в школу в Харькове в голодном 1921 году. После окончания семилетки поступил в Харьковский автотранспортный техникум. Завершив обучение в техникуме и получив диплом в 1931 году, сразу же устроился в отдел технического контроля Харьковского тракторного завода. Его рабочее место было в цехе, где нужно было дотошно проверять точность изготовления деталей для тракторов. В 1932 году Карпов поступил на вечернее отделение Харьковского механико-машиностроительного института, продолжая работать на ХТЗ. В 1933 году он переехал из Харькова в Краматорск. Там на НКМЗ Владимир Федорович довольно быстро освоил сложную и ответственную профессию фрезеровщика-зуборезчика, став одним из лучших на заводе специалистов этого далеко не простого дела.

Но совмещать работу в цехе с учебой становилось все труднее, поэтому в июне 1936 года он отправился в Харьков, и на последнем – пятом – курсе вуза обучался на стационаре. В июле следующего года защитил дипломный проект и получил диплом инженера-механика с отличием. Новоиспеченному инженеру довелось всего полгода поработать мастером участка в одном из цехов НКМЗ. В декабре 1937 года его призывают в армию, где пришлось служить курсантом в 4-м танковом корпусе, части которого дислоцировались в Киеве и Бердичеве. В январе 1939 года его увольняют в звании младшего лейтенанта в бессрочный отпуск. После армии Владимир Федорович возвращается на Ново-Краматорский машиностроительный завод. Его назначают старшим инженером-технологом, а чуть позже заведующим бюро технологических работ в одном из цехов предприятия. К этому времени у него накопился большой опыт. Он не только теоретически, но и практически освоил холодную обработку металлов, знал ее тонкости и сложности. Перед ним открывались большие перспективы на инженерном поприще.

Но началась война… Уже 23 июня 1941 года, на второй день войны, младший лейтенант Карпов был мобилизован в действующую армию. Его назначают командиром разведывательного взвода отдельного танкового батальона 227-й стрелковой дивизии. Судьба этого соединения оказалась трагичной: она потерпела жестокое поражение в районе Белгорода. Уцелевшие остатки личного состава были рассредоточены по другим частям и соединениям. Владимир Федорович был назначен заместителем начальника оперативного отдела штаба 21-й армии. Из автобиографии В.Ф. Карпова: «Занимал различные командные и штабные должности, участвовал в боевых действиях Юго-Западного, Сталинградского, Воронежского и Прибалтийского фронтов». Ратный труд В.Ф. Карпова был отмечен орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, а также медалями. Война закончилась, а капитан Карпов еще год оставался в армии. Ему предложили поступить в военную академию – он отказался.

После демобилизации Владимир Федорович возвратился на НКМЗ и приступил к работе в качестве заместителя главного технолога завода. Талантливого инженера, обладающего вдобавок недюжинными организаторскими способностями и неукротимой волей в достижении намеченных целей, приобретенными на фронте, заметили и предложили должность начальника производства. Карпов согласился, но на этом посту работал недолго. В апреле 1949 года его назначают главным инженером завода. На этом высоком посту он находился пять лет и семь месяцев. Ровно через  год после назначения главным инженером В.Ф. Карпов был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, как сказано было в наградных документах «за выполнение специальных заданий правительства». В этот период времени он наряду с исполнением своих прямых обязанностей принимает активное творческое участие в проектировании и изготовлении первого отечественного стана для прокатки стальных заготовок, из которых при последующих переделах изготавливаются рельсы, швеллеры, балки и тому подобные изделия для строительства и машиностроения. За эту работу он вместе с группой товарищей в 1951 году был удостоен Государственной премии.

В ноябре 1955 года В.Ф. Карпова командируют в ГДР, где он работает до марта 1957 года советником министерства тяжелого машиностроения страны. После возвращения на родину его назначают заместителем главного инженера НКМЗ. В этом качестве он находился всего три месяца. Следующим этапом в карьере Владимира Федоровича была работа главным инженером Управления машиностроения Донецкого Совнархоза, которая продолжалась в течение четырех лет. Его, привыкшего к живой заводской деятельности, во многом тяготила рутинная кабинетная деятельность. Поэтому, когда освободилась должность директора Ждановского завода тяжелого машиностроения, он попросился занять эту вакансию.

В.Ф. Карпов принял под свое руководство предприятие, образованное за три года до того из машиностроительных цехов, выделенных из металлургического завода им. Ильича. Да, в этих цехах выпускали очень серьезную и важную для страны продукцию: железнодорожные цистерны, топливозаправщики для авиационной и ракетной техники, бронекорпуса и башни для боевых машин. Но в то же время совокупность цехов можно было лишь с большой натяжкой отнести к отрасли тяжелого машиностроения. Именно при В.Ф. Карпове была начата масштабная реконструкция ЖЗТМ. Были построены новые производственные корпуса, станочный парк был увеличен за счет нового современного оборудования. Все это позволило существенно нарастить объемы ранее выпускавшихся изделий, расширить номенклатуру, организовать новые не только для нашего города, но и для всей страны отрасли машиностроения. На предприятии начали массово изготавливать специальные подъемно-транспортные машины с грузоподъемностью несколько сот тонн, уникальное металлургическое и горнорудное оборудование, реакторы для нефтехимической промышленности. Когда в 1980 году Владимир Федорович сдавал дела своему преемнику Игорю Дмитриевичу Нагаевскому, производственное объединение «Ждановтяжмаш» входило в тройку самых крупных предприятий тяжелого машиностроения Советского Союза, наряду с такими индустриальными гигантами, как «Уралмаш» и Ново-Краматорский машиностроительный завод.

Биографические данные В.Ф. Карпова, здесь представленные, составлены по записям его служебной анкеты и приложенной к ней автобиографии. Масштаб его личности становится ярче, когда знакомишься с воспоминаниями людей, близко его знавших.

 Зоя Васильевна Карпова, делясь воспоминаниями о своем муже, рассказывала: - Владимир Федорович принял завод после перенесенных ранее двух инфарктов. Замминистра Семенов все уговаривал его переехать в Москву, работать в министерстве, там, мол, работа поспокойнее. Владимир Федорович отказался. Был он очень смелым и решительным. Знал себе цену. Даже перед очень высоким начальством держался с достоинством, не перед кем не лебезил, а тем более не заискивал. Кое-кто его за это недолюбливал, но все уважали. Днем и ночью думал о заводе. Говорил: «От правильности моих решений зависят судьбы и благосостояние тысяч работников завода, а ведь у большинства есть еще и семьи. Как я могу спокойно спать?».         

 Главный конструктор подъемно-транспортного оборудования Владимир Авдеевич Михеев, а затем директор НИПКТИ производственного объединения «Ждановтяжмаш» рассказывал о том, как появилось краностроение на заводе: - К концу 60-х годов прошлого века в стране для строительства гигантских электростанций, крупных заводов потребовались принципиально новые краны повышенной грузоподъемности. В то время отечественные заводы ничего подобного не изготавливали. Поэтому в 1969 году правительство и наше министерство приняли решение об организации производства такой техники на нашем заводе. Хочу отметить решительность и активную позицию Владимира Федоровича Карпова в этом вопросе. Получив такой заказ, он пригласил меня в свой кабинет. Разговор был очень лаконичным. Встретил он меня словами: «Коллега, читай телеграмму». В телеграмме предлагалось в сжатые сроки принять меры по созданию кранов повышенной грузоподъемности. Он поднял голову и спрашивает: «Ну что?» Отвечаю ему, что я готов. Он в ответ: «И я тоже. Бери телеграмму и иди работай».         

 Благодаря всесторонней помощи со стороны В.Ф. Карпова была создана турбаза на Северном Кавказе близ селения Архыз. Но сам он там отдыхал, - по воспоминаниям Ю.Я. Некрасовского (в то время он был руководителем туристского движения на «Тяжмаше») - считанные разы, да и то приезжал на очень короткий срок, как правило, вместе с женой Зоей Васильевной. Их селили в одну из комнат второго этажа жилого корпуса. Владимиру Федоровичу предложили оборудовать для него специальное помещение для приема пищи. Он от такого предложения наотрез отказался и приходил завтракать, обедать и ужинать в общий зал турбазовской столовой. Поначалу вереница отдыхающих у окошка, через которое выдавались произведения местного кулинарного искусства, расступалась, стараясь пропустить директора вперед. Карпов только отшучивался, становился в самый конец очереди и спокойно дожидался, когда придет его черед получить причитающуюся порцию еды.

Зоя Васильевна Карпова: «Владимир Федорович однажды приехал на коллегию министерства. Выполнение плана заводом было под угрозой. За это его ругали почем зря, а о том, что для выполнения не было комплектующих материалов, никто и словом не обмолвился. Когда его вызвали на трибуну для объяснений, он водрузил перед собой свой портфель и сказал: «Кому нужно мое кресло, садитесь. Я хоть сейчас отдам директорский портфель, но знайте: при таком обеспечении комплектующим оборудованием, как у нас сейчас, самый «умственный» руководитель продержится недолго. Сказал и уехал на завод. Министр разобрался, в чем дело, виновных наказал, а перед Владимиром Федоровичем извинился».

За добро, сделанное людям, сооружение Дворца культуры «Искра» и поликлиники на заводе Карпову был объявлен выговор по партийной линии с занесением в учетную карточку. В его действиях усмотрели самоуправство. Он не стал оспаривать такое решение, так как был уверен в своей правоте. Но в будущем эта давняя запись сыграла свою вредную роль. Когда Владимир Федорович уходил на заслуженный отдых, министр распорядился подготовить представление на пенсию союзного значения как Героя Социалистического Труда, руководителя одного из крупнейших предприятий отрасли, лауреата Государственных премий, депутата Верховного Совета союзной республики. Все было сделано, как распорядился министр. Оставалось выполнить небольшую формальность – получить согласование городской партийной организации. И тут местные партийные вожди решили показать, что и они что-то значат. Подняли учетную карточку с «непогашенным» строгим выговором. Было немедленно состряпано письмо в Москву. Там оно попало в шестеренки бюрократической машины, и Карпов лишился многократно заслуженной пенсии. Пенсия союзного значения была почти в два раза больше обычной. Близкие умоляли его обратиться за помощью к министру Жигалину, члену ЦК, но Карпов остался непреклонен: «Никогда ни перед кем не кланялся, не буду кланяться и сейчас».

 Владимир Федорович Карпов – Герой Социалистического Труда, заслуженный машиностроитель УССР, депутат Верховного Совета УССР, лауреат двух Государственных премий, участник боевых действий в Отечественной войне, почетный гражданин города Мариуполя, генеральный директор производственного объединения «Ждановтяжмаш» умер 24 сентября 1987 года.



Владимир Бойко

Владимир Семенович Бойко родился 20 сентября 1938 года в г. Мариуполе. Татьяна Владимировна Потапова, дочь легендарного генерального директора, поделилась семейными преданиями, что впитала ее память с детских лет. В год, месяц и день рождения Володи его родители - мама Вилина Ильинична и папа Семен Иосифович жили в доме №13 по улице Семашко. Назвав имя бабушки, Татьяна Владимировна вскользь заметила, что имя ее бабушки никак не связано с революционным «имятворчеством»                                                                            20-30-х годов ХХ века. Да, действительно оно произошло от старинного русского женского имени Вила. Почти все биографы Бойко не забывали подчеркнуть, что его детство прошло в Садках. Так оно и было. Что же заставило в годы немецкой оккупации Мариуполя семью с двумя детьми - в 1940 году Вилина Ильинична родила дочку - поменять квартиру со всеми удобствами на родительскую землянку в призаводском поселке? В памяти Татьяны Владимировны отложилось, что произошло будто это из-за бомбежек. Может быть. Но нельзя исключить и такую причину – 7 сентября 1943 года гитлеровцы, отступая, сожгли дом №13 по улице Семашко, где жила семья Бойко, как много и других строений в Ильичевском районе.

Детство и юность Владимира Бойко, как уже сказано выше, прошли в Садках. Родители его построили дом. Кстати, в этом доме родилась и Татьяна Владимировна. Семен Иосифович работал слесарем в ремонтной службе в одном из цехов завода имени Ильича. Вилина Ильинична за детьми смотрела, но не сложа руки. Она умела делать все: и покрасить материю, и сшить из нее одежонку, но «коньком» ее была кулинария. Она пекла невероятной высоты караваи из сдобного теста, мастерски готовила разнообразные мясные, рыбные и овощные блюда. Талант Вилины Ильиничны не пропадал даром. Когда в поселке случалась свадьба или, не дай Бог, похороны, Вилину Ильиничну и двух ее сестер приглашали приготовить яства на гостевые столы. В то время еще не было «вредной» привычки праздновать или поминать в ресторанах.

А Владимир? Он не хулиганил, не участвовал в сомнительных «мероприятиях» поселковой братвы. Но за себя и за слабых мог с кулаками постоять. Владимир Семенович с детства был завзятым книгочеем. Он мог целую ночь до рассвета читать понравившуюся ему книгу. Все больше произведения литературы о морях и моряках. До наших дней, конечно, не дошли библиотечные формуляры на его имя, но можно предположить, что это были «Морские рассказы» К. Станюковича, «Два капитана» В. Каверина, «Под парусами» Д. Лухманова и книги других писателей-маринистов. Ведь именно этими книжками зачитывались мариупольские сверстники Володи Бойко. Вот почему, окончив семь классов, Владимир подал заявление в Школу мореходного обучения, находившуюся в Портовском районе. Но документы у него не приняли. В это учебное заведение зачисляли ребят не моложе 14 лет на 1 сентября текущего года. А Володе Бойко до 14 лет не хватило 20 дней. Пришлось продолжить учебу в своей 44-й школе. В 1955 году он окончил десять классов. Можно с большой степенью вероятности предположить, что Владимир сделал попытку поступить в Ждановский металлургический институт, но попытка оказалась неудачной. И не потому, что он был плохо подготовлен. В историю ЖдМИ 1955-й вошел, как год с наибольшим количеством претендентов на одно студенческое место. «Пробиться» сквозь очередь медалистов и почти медалистов на 250 вакантных студенческих мест было очень трудно.

Владимир начал свой трудовой путь в 1955 году с трубопроводчика в цехе водоснабжения завода им. Ильича. Затем он словно испытывает себя на прочность. Строки из послужного списка: 1956-1957 — слесарь-сантехник, подземный рабочий, путевой откатчик, СУ № 13 «Сталиншахтострой»; матрос рыболовного траулера РТ-142, тралфлота «Главмурманрыбпрома». В 1957 году Владимира призвали в Советскую Армию. Ему довелось служить в Ленинградском военном округе. Демобилизовался он в 1960 году с должности командира отделения в звании младшего сержанта.

Бойко вернулся в родной город. Устроился резчиком металла в листопрокатный цех № 6 завода имени Ильича, руководство заметило сметливого работящего парня, его назначили бригадиром. Он женился, его жена, Клавдия Александровна, подарила ему дочку. В 1964 году поступил на вечерний факультет Ждановского металлургического института на специальность «Прокатное производство». Татьяна Владимировна рассказывала, что отец, обучаясь в институте, не пропускал занятий, будь то лекция, а тем более лабораторная работа. Перед экзаменационной сессией ему, как и всем студентам-вечерникам, предоставлялся отпуск. В это время он с невероятной скоростью прочитывал конспекты лекций, заглядывая время от времени в учебники. Люди, близко знавшие Владимира Семеновича, отмечали его поразительную память. Он успешно сдавал зачеты и экзамены, успешно защитил дипломный проект в 1970 году и получил звание инженера-металлурга.

Дальнейшая карьера инженера Бойко на заводе имени Ильича пошла по восходящей. С 1971-го по 1973 год он работает старшим мастером листопрокатного цеха № 6. В 1974-м его назначают заместителем начальника производственного отдела завода по специальному производству. И наконец, с 1976 года становится начальником листопрокатного цеха № 6. До 1971 года Владимир Семенович с семьей жил в родительском доме в Садках. Но в 1971 году, подкопив денег и дождавшись очереди, он приобретает кооперативную двухкомнатную квартиру. В апреле 1973 года его пригласили на завод «Азовсталь» на должность помощника начальника листопрокатного цеха «3600». Цех находился в стадии завершения монтажа оборудования, и большой производственный опыт и глубокое знание особенностей прокатного производства Владимира Семеновича очень пригодились. Особенно когда настало время освоения оборудования.

Его весомый вклад в это дело был отмечен правительственной наградой – орденом «Знак почета». Его просили остаться на «Азовстали» - он отказался, вернулся на свой завод. Следующие ступени служебной лестницы с 1983 года по 2012 г. включительно: заместитель начальника производственного отдела по прокатному производству, и. о. начальника производственного отдела, начальник производственного отдела, заместитель генерального директора по производству, генеральный директор, глава правления - генеральный директор Мариупольского металлургического комбината имени Ильича.

 Анкетные данные, послужные списки – лишь канва для жизнеописания простого инженера или руководителя. Другое дело – воспоминания о нем человека, близко знавшего его. Причем воспоминания, состоящие не только из прилагательных – «хороший», «умный», «деловой» и т. п. Такой человек – Сергей Анатольевич Матвиенков, при Бойко –  главный инженер комбината им. Ильича. Несмотря на занятость обязанностями народного депутата, Сергей Анатольевич, узнав, что разговор пойдет о Владимире Семеновиче, без всяких условий согласился на встречу. И вот что он рассказал.

С 1982 года завод им. Ильича возглавил Николай Алексеевич Гуров, человек твердого характера и решительной натуры. Однажды посетив листопрокатный цех № 6, он тут же принял решение закрыть его. Действительно, и здание, и оборудование цеха были старыми. В это время начальником этого подразделения был Владимир Семенович Бойко. Он понимал, что цех не блещет красотой, но понимал и другое – продукция его важна для государства. Да и заводу цех приносит немалую прибыль. Спорить с директором – бесполезно. Он собрал коллектив, сообщил о решении директора и предложил в кратчайшие сроки навести порядок. Люди поддержали своего руководителя. И началась «генеральная уборка». Вскоре на завод приехал министр. Заехал он со свитой и в 6-й цех. Гуров докладывает – закрывать будем. А министр: зачем? Все работает, все блестит, пользу стране приносит. Цех не закрыли, но Владимир Семенович был переведен в производственный отдел…

В 1990 году он был назначен генеральным директором предприятия. Но в следующем году произошел развал Советского Союза. Рушились производственные связи, прекратились более или менее установившиеся системы материально-технического обеспечения производства. Всеобщий хаос. Новолипецкий металлургический комбинат перестал поставлять слябы на толстолистовой стан «3000». Шахтеры бастуют, нет угля, не из чего выжигать кокс для доменных печей. Предприятие было на грани краха, вот-вот несколько тысяч трудящихся могли остаться за воротами комбината, остаться без куска хлеба.

Именно в это смутное время Бойко принимает беспрецедентное решение. Будем строить МНЛЗ – машину непрерывного литья заготовок! МНЛЗ – сложнейший агрегат. И все-таки ильичевцы взялись за дело. Инженеры проектно-конструкторского отдела разработали проектно-техническую документацию, ученые ЦЗЛ подготовили технологию, хорошо поработали снабженцы, в ремонтных цехах изготовили заготовки. И МНЛЗ вступила в строй. Завод продолжал работать. Владимир Семенович видел перспективу и верил в людей.

Бойко не гнул спину, кто бы это ни был. Сущностью его характера была независимость. Он не дружил с областным руководством, твердо охраняя комбинат от вмешательства. Мог отчитать министра за невыполнимое указание. Он добился приватизации комбината. И искренне любил людей и верил людям. Собственно для людей жил и трудился Владимир Семенович. Он смело шел на риск: подставил плечо оказавшимся на грани краха колхозам и совхозам близлежащих районов. Взял под опеку молокозавод, швейную фабрику, другие предприятия. А сколько им сделано для города, сколько отремонтировано дорог, школ, детских садов, жилья, скольким конкретным людям, попавшим в беду, им оказана помощь. Похоже, что юношеская влюбленность к морю и морякам не оставила его. Когда капитан тральщика «Мариуполь» попросил помочь отремонтировать корабль, Владимир Семенович дал команду привести тральщик в порядок. И это задание, конечно, было выполнено.

Владимир Семенович длительное время ездил на работу на «УАЗике», по дороге подбирал рабочих комбината. Некоторые пользовались этим, чтобы обратиться к генеральному директору с просьбой. Вообще к нему обращалось множество просителей. Это стало мешать его работе, а «УАЗик» заменили более комфортабельным автомобилем. Бойко не пользовался благами, которые предоставлялись ему как генеральному директору абсолютно законно. Маленький пример. В Киеве при представительстве комбината имени Ильича были апартаменты для ночевки. Владимир Семенович там никогда не ночевал, шел в гостиницу.

Вот что еще рассказал Сергей Анатольевич. Сотрудников, близко знавших Владимира Семеновича, работавших с ним, поражала его феноменальная память. Он помнил множество цифр-показателей производства, даты событий, происходивших на комбинате и в связи с комбинатом в Бог знает в какие годы. Он досконально знал не только практику прокатного производства, но и теорию этого производства. И все это было результатом его цепкой памяти. Это знали некоторые руководители научных институтов и вузов и предлагали «помочь» оформить его познания в виде диссертации. Бойко всегда отказывался от таких предложений, иногда в очень резкой форме. Он скептически относился к тем руководителям предприятий, которые окольными путями старались «украсить» свои фамилии учеными степенями и званиями. Владимир Семенович ценил науку и ученых. Авторитетами для него были Георгий Иванович Налча и Эдуард Николаевич Шебаниц. Оба защитили свои диссертационные работы по результатам исследований, принесших большую пользу комбинату, и одновременно обогатили теорию и практику прокатного производства. Он был в приятельских отношениях с Борисом Евгеньевичем Патоном.

 Владимир Семенович был совершенно равнодушен к своим вполне заслуженным наградам, званиям и отличиям. Кажется, он один раз на людях появился с Золотой Звездой Героя Украины. Вернувшись из Донецка, он встретился с ильичевцами. Поздоровавшись, снял пиджак со Звездой и повесил на спинку стула. Просмотрев множество фотографий с Бойко, лишь на одной из них он изображен с Золотой Звездой Героя Украины. Но присмотревшись, можно заметить, что награда «пришпилена» на лацкан пиджака с помощью фотошопа.

Владимир Семенович Бойко – Герой Украины, кавалер ордена «За заслуги» всех трех степеней, народный депутат Украины 4-го, 5-го и 7-го созывов, председатель правления и генеральный директор Мариупольского металлургического комбината имени Ильича, почетный президент футбольного клуба «Ильичевец», почетный гражданин города Мариуполя умер 10 июня 2015 года.

х х х

Внимательный читатель несомненно заметил, что у В.В. Лепорского, В.Ф. Карпова и В.С. Бойко общие не только имена, не только должности, не только высокое звание Героев. Все трое, каждый на своем предприятии были рекордсменами по продолжительности работы в должности директора предприятия: В.В. Лепорский – 25 лет, В.Ф. Карпов – 19 лет, В.С. Бойко – 20 лет. Все трое были преданы своему делу, своему предприятию, своей стране. Все трое были скромными в быту. Все трое заботились о людях. Все трое были людьми смелыми, не теряли собственного достоинства ни перед кем. Все трое пришли к директорству, не пропуская ни одной ступеньки профессиональной лестницы.

 

10.01.2018 | Сергей БУРОВ


Другие новости ПР № 2 от 10.01.2018

  • ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ 2017 ГОДА ДЛЯ МАРИУПОЛЯпо версии газеты «Приазовский рабо... 10.01.2018     В первые дни нового года, по многолетней традиции, мы оглядываемся на год прошедший и листаем подшивку из 146 номеров, чтобы определить, какие события были главными в жизни Мариуполя. Как всегда, версия «Приазовского рабочего» касается го...
  • К нам идут морозы 10.01.2018     По прогнозам украинских синоптиков, в наш город наконец-то идет зима. Правда, пока без снега. Так, уже завтра температура воздуха ночью и утром будет держаться в пределах минус двух-четырех градусов, днем поднимется до плюс двух. А в выход...
  • Три Владимира 10.01.2018     Владимир Владимирович Лепорский, Владимир Федорович Карпов и Владимир Семенович Бойко. Что общее у них? Имя – Владимир. Безусловно, все трое были выдающимися инженерами, каждый в своей области. Ну должность: все трое были генеральными дирек...
  • В ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД – ВМЕСТЕ С ЧИТАТЕЛЯМИ! 10.01.2018   Дорогие друзья! Поздравляю всех с наступившим Новым годом и Рождеством Христовым! Для нас это не просто очередной год, а юбилейный! И не просто юбилейный, а год 100-летия газеты «Приазовский рабочий»! В Украине таких газет сохранилось немн...
  • Мариупольцы отметили Рождество Христово 10.01.2018     В воскресенье 7 января весь православный мир отметил Рождество Христово. К празднованию присоединился и Мариуполь, где еще с вечера 6 января тысячи верующих торопились в храмы и соборы города на праздничную всенощную службу. Праздничное Ро...
  • Пробное ВНО-2018 10.01.2018     Донецкий региональный центр оценивания качества образования приглашает выпускников школ, слушателей профессионально-технических учебных заведений и студентов вузов І-ІІ уровня аккредитации, учащихся 10-х классов, выпускников минувших лет До...
  • В Мариуполе улучшили доступ к рынку труда для лиц, отбывших наказание 10.01.2018     Как передает отдел организационной работы городского центра занятости, в Мариуполе подписано соглашение о выполнении Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве, подписанного между Министерством юстиции Украины, Минсоцполитики Украины и ...
  • В праздники десятки горожан травились алкоголем 10.01.2018     Напряженными для врачей Скорой помощи оказались новогодние и рождественские праздники. Так, с вечера 31 декабря и уже 1 января бригады медиков 35 раз выезжали по вызовам, связанным с алкогольными отравлениями, о чем сообщили для «ПР» в Мар...
  • Ветерану Григорию Денисовичу КОТЕНЕВУ – 90 лет 10.01.2018   В преддверии Нового года, 27 декабря, свое 90-летие отметил ветеран труда Григорий Денисович Котенев, проживший достойную жизнь. Юбиляр – уроженец села Щеголевка, что в Кармаскалинском районе Башкортостана. Рос в многодетной крестьянской семье. ...
  • Бюджет участия – важный шаг в повышении уровня местной демократии и реали... 10.01.2018   В первом в 2018 году выпуске нашей постоянной рубрики мы предоставляем слово депутату горсовета, председателю постоянной комиссии по вопросам гласности, законности, депутатской деятельности, развития местного самоуправления и евроинтеграции Ок...
Все новости 2 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Август 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

 

Обзор женской зимней одежды сезона 2017/2018

Оказываем услуги грузоперевозок

Выбираем услуги салона красоты

Купить домкрат

Покупаем качественное термобелье