Монетизация льгот на проезд: полумера, возлагаемая на местные бюджеты? - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

Монетизация льгот на проезд: полумера, возлагаемая на местные бюджеты?

 

В вопросе монетизации льгот на проезд в общественном транспорте наконец-то тронулся лед – несколько дней назад появилось соответствующее решение Кабинета министров Украины. Как передает портал kmu.gov.ua, 14 марта на заседании правительства принято постановление КМУ «Некоторые вопросы предоставления льгот в наличной форме по оплате проезда всеми видами транспорта общего пользования на городских, пригородных и междугородних маршрутах» с поручением Министерству социальной политики Украины о доработке вышеназванного постановления с учетом предложений.

Как уточняет правительственный портал, постановление подготовлено на выполнение пункта 8 Заключительных и переходных положений Закона Украины от 6 декабря 2016 года
№ 1774-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», которым определено, что льготы по оплате проезда, предусмотренные Законами Украины, могут выдаваться в наличной форме в порядке и размерах, установленных Кабмином. Также говорится и о том, что документом «устанавливается Порядок предоставления льгот в наличной форме по оплате проезда всеми видами транспорта общего пользования на городских, пригородных и междугородних маршрутах, которым предусматривается предоставление вместо льгот компенсации, размер которой ежегодно будет определяться облгосадминистрациями и Киевской городской государственной администрацией на соответствующий год, а также определяются основные правовые и организационные принципы предоставления компенсационных выплат отдельным категориям граждан, которые имеют право на льготный проезд».

Далее резонно отмечается, что долгожданная монетизация «устраняет несправедливость неравномерного доступа к указанной льготе», а пассажиры льготных категорий получают возможность тратить деньги на свое усмотрение, то есть либо воспользоваться своим правом на определенное количество поездок, либо потратить выделенные средства на приобретение товаров или услуг.

«Принятие акта предоставляет возможность органам местного самоуправления предоставлять льготы отдельным категориям граждан по оплате проезда в наличной форме», - резюмирует правительственный портал.

Новость разнесли абсолютно все центральные СМИ. При этом пассажиры льготных категорий, и, прежде всего, пенсионеры, насторожились, зато кондукторы в некоторых мариупольских маршрутках не скрывали радостных эмоций, периодически объявляя, что, мол, вот-вот все будут платить за проезд. Безусловно, проблема перевозки льготников, в особенности частными автоперевозчиками, давно требовала разрешения. Как в свое время уточнял «Приазовский рабочий», в Мариуполе количество пассажиров льготных категорий (включая самую многочисленную – пенсионеров по возрасту) составляет порядка двухсот тысяч человек! На всеукраинском уровне самая массовая категория льготников (пользующихся бесплатным проездом в транспорте общего пользования) — это также пенсионеры: их более 12 миллионов человек, или почти 30% населения страны. Ездят, не оплачивая проезд, инвалиды войны, участники войны и в частности, участники боевых действий (в том числе АТО), инвалиды I и II групп, ветераны воинской службы, ветераны органов внутренних дел, родители военнослужащих, которые погибли или пропали без вести во время прохождения военной службы, чернобыльцы 1-й и 2-й категории, жертвы политических репрессий и еще несколько категорий граждан.

Но, как оказалось, радость экипажей маршруток преждевременна, и в монетизации льгот пока есть немало нерешенных вопросов и правовых коллизий.

Теперь – подробнее. Как уточняет «Сегодня», постановление должно вступить в силу в конце марта, при этом предусмотрено два месяца на подготовку к реализации этого постановления; то есть плату за проезд со льготников смогут брать не ранее июня. Финансировать проезд льготников будут обязаны местные бюджеты из расчета стоимости тридцати поездок в городском коммунальном транспорте, и это примерно 150-200 гривен в месяц на одного льготника (в зависимости от региона). Тем пассажирам льготных категорий, кто имеет право бесплатно ездить по междугородним маршрутам, к сумме добавят еще 20%, при этом инвалидам I группы и детям с инвалидностью (кроме детей до шести лет) сумму удвоят. Указывается, что местные власти вправе расширить перечень льготников и увеличить количество оплачиваемых (из бюджета) поездок. Подробности нововведения разъяснял и вице-премьер – министр Павел Розенко. Прежде всего, льготы будут предоставляться в безналичной или наличной формах, а решение о форме монетизации льгот на проезд будет принимать сам орган местной власти. То есть постановление КМУ вступит в силу на местах, в том числе и в Мариуполе, только тогда, когда местный (в нашем случае – городской) совет примет соответствующее решение, регламентирующее монетизацию льгот и ее форму.

Льготники должны будут получить определенную сумму (на руки или на банковскую карточку), которая будет разной для каждой области, но одинаковой внутри ее. К примеру, уточняет «Сегодня», согласно подсчетам Кабмина, льготникам Винницкой области положено по семь поездок в месяц на троллейбусе и трамвае, восемь - на городском автобусе и восемь - на пригородном транспорте (электричка, автобус, - это количество одинаковое для всех регионов). Но в областях, где есть города с метро (это - Киев, Харьков и Днепр), оплатят семь поездок на метро, по пять - на трамвае, троллейбусе, автобусе и по восемь – на автобусе и электричке (в пределах области). Проезд на маршрутках не учитывается — льготники будут платить, как и все остальные (пассажиры). Для Киева и Киевской области получается примерно 200 гривен в месяц на льготника, независимо от числа поездок…

Компенсационные выплаты будут осуществлять структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения по месту жительства льготника. То есть, исходя из вышесказанного, средства будут автоматически ежемесячно начисляться на карточку или же их будут приносить почтальоны вместе с пенсией и иными выплатами (либо деньги будут выплачиваться льготникам в почтовых отделениях). При этом другим категориям льготников –тем же участникам АТО - для получения компенсации нужно будет подавать заявление в орган соцзащиты. Если же в какой-то из областей нашей страны монетизация пока не вводится, льготники из других регионов, приехавшие в эту область, к примеру, на лечение, смогут получить именной билет, то есть справку с указанием Ф.И.О. льготника, с печатью предприятия (осуществляющего перевозки) и указанием даты поездки, прилагаемую к обычному билету. Планируется, что таким лицам оплатят стоимость проезда в органе соцзащиты уже по возвращении в регион по месту жительства.

Размер полученной ежемесячной наличной (безналичной) выплаты не будет учитываться при расчете совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи, которые предоставляются в соответствии с Законом.

И самое интересное – в опубликованном проекте постановления автор этих строк (и не только он) не отыскал упоминания о пенсионерах по возрасту. Получается, наиболее многочисленная категория льготников будет пока продолжать бесплатно ездить в общественном транспорте общего пользования? И как вы думаете, добавят ли сами местные советы их в перечень льготников, которым также будет предоставлена компенсация из местного же бюджета?

Весьма резко относительно проекта постановления Кабмина, который рассматривался еще 6 марта, выступила Ассоциации городов Украины. В частности, на ее интернет-портале говорится: «Ассоциация городов Украины не поддерживает монетизацию гарантированной государством льготы на проезд за счет средств местных бюджетов.

На заседании правительственного комитета против проекта постановления также выступили Министерство юстиции Украины и Секретариат Кабинета министров Украины. Минюст, в частности, отметил, что ограничение льготной перевозки в размере 30 поездок для некоторых категорий граждан, предусмотренное проектом постановления, противоречит действующему Закону Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине». Закон запрещает ограничивать количество поездок... Проект постановления, по мнению Минюста, не соответствует Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Принятие документа может привести к судебным искам льготников против органов местного само-управления. Ассоциация отметила, что предусмотренные проектом постановления процедуры монетизации льготы невозможно воплотить на практике…»

Корреспондент «Приазовского рабочего» обратился за комментарием к представителям городской власти. Как отметил директор департамента транспорта и связи Мариупольского горсовета Василий Клат, документ в имеющемся виде несет серьезную нагрузку на местный бюджет. «И он не решает вопрос, прежде всего, с пенсионерами по возрасту. А остальные категории льготников – к примеру, инвалиды, и так редко пользуются общественным транспортом. Много белых пятен в проекте постановления. И оно отправлено на доработку, - отмечает Василий Иванович. - Из имеющейся информации следует, что у нас будет компенсироваться льготникам по семь поездок троллейбусом и трамваем, восемь – городским автобусом и восемь – пригородным. А ведь последний стоит не пять-шесть гривен; средняя стоимость поездки от пригородной АС-2 составляет 32 гривны…»

Более подробно пояснил ситуацию директор департамента социальной защиты горсовета Андрей Ремпель: он прежде всего отметил, что в последние несколько лет льготы и так компенсируются из местного бюджета – «никто, кроме нас, это не финансирует; мы дотируем перевозчиков».

«Постановление (вернее, проект постановления) носит рекомендательный характер. И к нему есть замечания Ассоциации городов Украины. Они были и до принятия документа, остались и сейчас. Документ отправлен на доработку, и многое будет зависеть от того, как будут учтены замечания Ассоциации городов, в том числе и Мариуполя, при выработке финального текста, - заметил директор департамента социальных услуг. - И тогда уже город будет принимать решение, что мы будем делать – то ли оставлять, как есть, и просто продолжим напрямую дотировать перевозчиков, то ли монетизировать льготы…»

Как подчеркнул Андрей Владимирович, в документе нет ни слова о пенсионерах (по возрасту), а это самая большая категория льготников – там идет речь только о льготниках согласно Законам и не отменяется Постановление Кабинета министров № 354 (регламентирующее бесплатный проезд пенсионеров по возрасту. – Прим. авт.). «Постановление пока не действует, и оно носит рекомендательный характер, - еще раз напомнил Андрей Ремпель. - И если мы все же примем на местном уровне решение в предлагаемом сейчас варианте, нас это не избавит от необходимости дотировать перевозчиков, так как пенсионеры будут пока продолжать ездить бесплатно… При этом появятся дополнительные расходы на монетизацию льгот непенсионерам».

Как добавил директор департамента социальных услуг, в проекте постановления «зашита» монетизация льгот по проезду по территории… области. И Ассоциация городов Украины выступала с замечанием, что этот проезд должен все же оплачиваться из областного бюджета. При этом в общей сумме (если компенсировать льготный проезд в пригородном транспорте. – Прим. авт.) он будет составлять 60%, поскольку в среднем билет в пригородном сообщении стоит 32 гривны. «Почему Мариуполь должен дотировать такие поездки?» - справедливо замечает Андрей Ремпель. По предварительным подсчетам, добавил собеседник журналиста, в Мариуполе будет компенсироваться 22 поездки по городу из расчета 6 гривен (всего – 132 гривны) и восемь поездок по 32 гривны, то есть еще 248 гривен. «Никто не понимает, почему города должны компенсировать эти огромные суммы. И в Кабмине пока это объяснить не могут, - заявил Андрей Ремпель. - В дальнейшем многое будет зависеть от того, как учтут замечания Ассоциации городов. И о компенсациях по перевозке пенсионеров пока речь не идет».

Получается, автоперевозчики, и прежде всего частники, рано воспрянули духом… Остается ожидать окончательный документ КМУ (с учетом приведения в соответствие с ним всех законодательных актов), а также то, что в постановлении все же будут учтены замечания со стороны городов – ведь именно за их счет и предлагается провести монетизацию льгот на проезд…

 

 

1303393179_31.jpg

20.03.2018 | Владимир ЧЕРТУШКИН


Другие новости ПР № 31 от 20.03.2018

  • Концерт и сертификат на 1,2 миллиона гривен – в подарок на столетие военк... 20.03.2018     В минувшую пятницу в ГДК на Левобережье состоялось празднование столетия Мариупольского объединенного городского военного комиссариата. Уже перед входом всем пришедшим на юбилей предлагали отведать солдатской каши из полевой кухни военкомат...
  • Кабмин установил размеры денежной помощи ветеранам войны к 5 мая 20.03.2018     Кабинет министров Украины 14 марта принял Постановление «Некоторые вопросы выплаты в 2018 году разовой денежной помощи, предусмотренной Законами Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» и «О жертвах нацистских прес...
  • Татьяна Хоменко: «Теперь есть и газета, и подарок» 20.03.2018     Наша многолетняя подписчица Татьяна Хоменко выиграла приз в Рождественской лотерее «При- азовского рабочего» – блендер. «Я выписываю «Приазовочку» более 15 лет, - рассказала Татьяна. – Читаем ее всей семьей – муж, я и даже наш сын, правда,...
  • ПОДПИСКА НА «ПРИАЗОВСКИЙ РАБОЧИЙ» ПРОДОЛЖАЕТСЯ! 20.03.2018   Дорогие друзья! Подписка на «Приазовский рабочий» продолжается! Все, кто не успел вовремя оформить подписку на «ПР» на 2018 год, могут это сделать сейчас и получать газету с апреля. Подписка принимается с 1 по 20 марта во всех отделениях почтовой...
  • Колонка новостей 20.03.2018 В Украине Украина и Кувейт упрощают визовый режим В Украине будет упрощенный визовый режим с Кувейтом. Об этом договорились во время встречи Президент Украины Петр Порошенко и Эмир государства Кувейт шейх Сабах Аль-Ахмад Аль-Джабер ас-Сабах, пе...
  • Мариупольцы уступили лидеру 20.03.2018     «Шахтер» - «Мариуполь» - 3:0 «Шахтер»: Пятов, Бутко, Хочолава, Ракицкий, Исмаили, Степаненко (Дентиньо, 70), Фред, Тайсон, Алан Патрик, Марлос (Зубков, 82), Феррейра (Коваленко, 86). «Мариуполь»: Худжамов, Насонов, Яворский, Дава, Неплях,...
  • Жеребьевка еврокубков 20.03.2018   В пятницу 16 марта в швейцарском Ньоне состоялась жеребьевка 1/4 финала Лиги чемпионов, а также четвертьфинала финала Лиги Европы. Пары 1/4 финала Лиги чемпионов: Барселона – Рома, Севилья – Бавария, Ювентус – Реал, Ливерпуль – Манчестер Сити. ...
  • Украина заняла шестое место 20.03.2018     Семь золотых, семь серебряных и восемь бронзовых медалей. Украинская паралимпийская сборная заняла шестое место в медальном зачете в Пхенчхане. Наши спортсмены завоевали 22 награды. Победителем зачета стала сборная США, а в тройку вошли ней...
  • Специальная программа Службы безопасности Украины «Тебя ждут дома» 20.03.2018     Служба безопасности Украины в рамках специальной программы «Тебя ждут дома» продолжает работу по возвращению на подконтрольную Украине территорию граждан, которые добровольно отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях т.н....
  • Коротко 20.03.2018   Первый международный фестиваль «Маріупольська книжкова толока» и Мариупольский государственный университет приглашают на встречу с Еленой Ольшанской – молодой украинской поэтессой с Луганщины, куратором бесплатных курсов украинского языка в За...
Все новости 31 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Октябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

 

Обзор женской зимней одежды сезона 2017/2018

Заказываем генеральную уборку квартиры

Как стать красивой - советы на каждый день

Приобретайте электроинструмент

Стоит ли посещать экскурсии на острове Хайнань?