ВЕХИ СЛАВНОЙ ИСТОРИИ. И С НАДЕЖДОЙ НА БУДУЩЕЕ - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

ВЕХИ СЛАВНОЙ ИСТОРИИ. И С НАДЕЖДОЙ НА БУДУЩЕЕ

 

 

1 мая – особая дата в истории машиностроительного комплекса Мариуполя – «Азовмаша». 120 лет назад царским указом дано право бельгийским акционерам на создание в Мариуполе общества «Русский Провиданс». И сегодня часть цехов площадки «Б» завода начинают свою историю от никопольских предприятий. «Азовмаш» по праву является преемником ЖЗТМ, созданного 60 лет назад на базе машиностроительных цехов машиностроительного и металлургического завода имени Ильича. 1 мая 1958 года предприятие стало юридическим лицом. Начинается интенсивное развитие завода. Наряду с заправщиками для ракетной техники, цистернами изготавливают детали для танков, БТРов, развивается тяжелое машиностроение. За короткий срок налажен выпуск конвертеров, кранов, роторных и ковшовых экскаваторов, технологического оборудования конвертерных и доменных цехов, химических реакторов и сосудов высокого давления.

ВАГОНОСТРОЕНИЕ – ГЛАВНАЯ ОТРАСЛЬ ЗАВОДА

Предыстория вагоностроения в г. Мариуполе начинается с решения Госкомитета обороны СССР от 11 марта 1945 года об освоении на заводе им. Ильича выпуска ж.-д. цистерн для перевозки нефти и бензина и создании конструкторского бюро. В августе 1945 г. были изготовлены и отправлены в эксплуатацию первые 25 двухосных цистерн для перевозки нефти и бензина. 12 декабря 1948 г. изготовлена первая четырехосная цистерна для меланжа грузоподъемностью 50 тонн. 3 февраля 1949 года выпущены первые четырехосные цистерны для бензина и спирта. 17 марта того же года – цистерны для слабой азотной кислоты. 31 августа – цистерны с термоизоляцией для перевозки сжиженных газов под давлением 8 атм. Все разработки до 1948 года велись в техническом отделе, с 1948 года - в особом конструкторском бюро завода, главным конструктором которого был                                                                      Ходос П.М… Так, в 1956 году была разработана нефтебензиновая цистерна с объемом котла 60 куб. м на платформе без боковых швеллеров.

«8 марта 1958 года постановлением Совмина УССР № 235 из состава завода им. Ильича выделяется самостоятельный завод тяжелого машиностроения, и конструкторское бюро по вагоностроению переходит в состав специального конструкторского бюро завода тяжелого машиностроения.

Его главным конструктором был Ходос П.М., заместителями - Сигин Л.С. и Лисин Г.В… 25 мая 1961 г. по заводу создается самостоятельный отдел Главного конструктора вагоностроения (ОГК ВС). В 1961 году на серийное производство были поставлены цистерны с аэропневмовыгрузкой для перевозки цемента и для нефтепродуктов «безрамной» конструкции.
В 1962-м создана цистерна для нефтепродуктов грузоподъемностью 90 тонн, а в 1963-м впервые в мировой практике созданы 120-тонные цистерны безрамной конструкции…

Если до 1965 года завод изготавливал 16 типов цистерн, то к 1975 г. в производстве находилось свыше 40 типов спеццистерн. Появились новые цистерны с изоляцией и электрообогревом. В 1968-м осваивается производство новых четырехосных нефтебензиновых цистерн с объемом 73 куб. м. Эти цистерны с некоторыми модификациями выпускаются до настоящего времени… В больших количествах в этот период поставляются в Финляндию, Болгарию, Монголию, на Кубу нефтебензиновые цистерны, цистерны для перевозки газа, кислот, цемента, кальцинированной соды, патоки и т. п.

26 ноября 1971-го изготовлена первая партия четырехосных глуходонных полувагонов. В 1976 году изготовлены три опытных образца восьмиосных цистерн для Байкало-Амурской магистрали, 30 сентября 1976 года изготовлена 8-осная безрамная цистерна грузоподъемностью 92 тонны для сжиженного аммиака. 16 апреля 1977 года выпущена 250 000 ж.-д. цистерна.

В августе 1980-го изготовлен опытный образец вагона бункерного типа для перевозки порошкообразных грузов. К концу семидесятых годов сложилась основная номенклатура железнодорожных цистерн, которая включает цистерны для нефтепродуктов, сжиженных газов (пропана, аммиака, хлора), кислот (соляной, серной, азотной, олеума), сыпучих грузов (цемента, кальцинированной соды, глинозема, поливинилхлорида), пищевых продуктов (спирта, молока, патоки, виноматериалов, плодоовощных соков), расплавленных грузов (серы, пека, нафталина), ядохимикатов и др.
В 80-е годы прошлого века шла полная модернизация всего подвижного состава. Так, был осуществлен переход на роликовые подшипники в тележках грузовых вагонов вместо подшипников скольжения; для изготовления хребтовых балок был применен усиленный зет. За счет повышения допускаемой осевой нагрузки с 21 до 23,5 тонны изменились параметры вагонов. Создается новая восьмиосная цистерна с объемом котла 160 куб. м. Так же, как и в четырехосной цистерне для нефтепродуктов, в восьмиосной реализуется основная задача – повышение провозной способности. В конце восьмидесятых – начале девяностых годов, несмотря на внешние драматические события, в концерне «Азовмаш» (такое название носило предприятие в то время) создается и осваивается новый класс транспортных средств – контейнер-цистерна. Была создана автоцистерна для перевозки сжиженных газов, установки для заправки автомобилей сжиженным газом.
К 1999 году вагоностроение фактически велось на двух юридически независимых предприятиях – «МЗТМ» и «Азовобщемаш». Конструкторский отдел вагоностроения являлся подразделением МНИПКТИ (Мариупольского научно-исследовательского проектно-конструкторского технологического института), который, в свою очередь, входил в структуру МЗТМ. С декабря 1999 года в связи с назначением генеральным директором ОАО «МЗТМ» Савчука А.В. начались структурные изменения среди инженерных служб. В 2000 году наиболее значительными разработками явились цистерна для вязких нефтепродуктов модели 15-1710 для Турции и вагон крытый специализированный объемом 200 куб. м.

В 2002 году ввиду особой роли вагоностроения в создании новой техники СКБВС было выделено в отдельную структуру – головное специализированное конструкторское бюро вагоностроения. Особое значение имеет поставка в Турцию цистерн для нефтепродуктов… Для ОАО «Азовсталь» в 2003 году был разработан вагон-хоппер для охлажденного кокса модели 22-1764. В 2004 году был разработан и испытан опытный образец цистерны для углеводородных газов модели 15-1780 с объемом котла 85 куб. м. А также полувагон 12-1782 для поставки в Иран.

В 2005 году были разработаны вагоны-цистерны для нефтепродуктов модели 15-1754 и 15-1755 с максимально возможными объемами по условию габаритных очертаний.
Особым достижением 2005 года является создание автомобилевоза. В 2006-м освоено производство вагона крытого модели 11-1807-01 с объемом кузова 158 куб. м; разработан проект и изготовлен полувагон для щепы; освоено производство платформ длиннобазных для контейнеров и труб; начаты работы по созданию поглощающего аппарата класса Т1. В 2007 году был разработан и испытан новый тип крытого вагона с теплоизоляцией. В этом же году было создано новое семейство длиннобазных платформ (13-1796-03 и 13-1796-04) с повышенной устойчивостью к усталостному разрушению.
За последнее время грузовая                            тележка 18-1750 с осевой нагрузкой 23,5 тонны по чертежам ГСКБВ признана как одна из лучших в СНГ. По чертежам ГСКБВ работают десятки заводов Украины и России.

Модель 18-1711 (с осевой нагрузкой 25 тонн) является основой создания нового поколения полувагонов и цистерн. Разработаны и сертифицированы вагоны-хопперы для перевозки зерна и минеральных удобрений, новый утепленный крытый вагон, усовершенствован вагон-термос с термоизоляцией, новые вагоны-цистерны для перевозки пропана, химических веществ и другие, сочлененная платформа.

За заслуги перед предприятием и значительный вклад в вагоностроение и в связи с 70-летием бессменного генерального конструктора-директора ГСКБВ Валерия Михайловича Бубнова его имя присвоено головному специализированному конструкторскому бюро вагоностроения. В.М. Бубнов более 50 лет трудится на заводе. Он доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Украинской и Международной инженерных академий.

РАБОТА
НА ОБОРОНУ

История конструкторских служб общего машиностроения восходит к ноябрю 1947 года, когда постановлением Кабмина СССР Мариупольский машиностроительный и металлургический завод имени Ильича стал головным предприятием по выпуску заправщиков для ракетной техники. На заводе создается особое конструкторское бюро. ОКБ активно участвовало в создании железнодорожных заправщиков для жидкого кислорода, спирта и перекиси водорода. Позднее ОКБ переименовали в специальный конструкторский отдел. Специалисты СКО активно участвовали в запуске космических кораблей, баллистических ракет, полете человека в космос. Создаются топливозаправщики аэродромного обслуживания ТЗ-16, ТЗ-22, заправщики для заправки ракетной техники. 

ЖЗТМ становится в 1962 году головным в СССР по конвертеростроению, в 1964-м начинается специализация в изготовлении биметаллических сосудов высокого давления и роторных экскаваторов, с 1969-го – кранов. В этом огромная заслуга конструкторских отделов металлургического оборудования, подъемно-транспортных машин, горнорудного оборудования и других конструкторских подразделений «Тяжмаша». Создаются автотопливозаправщики        ТЗ-16, ТЗ-22, ТЗ-45, горнорудное оборудование. Продукция ЖЗТМ известна в десятках стран мира. Предприятие – монополист по выпуску цистерн. Их изготавливается свыше 50 наименований. Растут производственные мощности. Осваивается выпуск товаров народного                                   потребления. Расширяется участие ЖЗТМ в программе «Щит Родины».

В 1971 году завод удостоен ордена Ленина, а его директор В.Ф. Карпов – звания Героя Социалистического Труда. В 1976 году на базе ЖЗТМ создается производственное объединение «Ждановтяжмаш». За заслуги завод награжден орденом Октябрьской Революции, польским орденом. В 1980 году предприятие возглавил И.Д. Нагаевский. В 1989 году «Ждановтяжмаш» переименован в «Азовмаш», ставший в 1991 году концерном. 20 января 1994 года приказом № 62 Минмашпрома Украины на базе подлежащих корпоратизации предприятий, входящих в Мариупольский государственный концерн «Азовмаш», создано ОАО «Азов». Председателем правления ОАО стал А.Е. Антифеев. В состав ОАО «Азов» в 1996 году входили 14 фирм.
    Несмотря на продолжающийся спад производства, предприятие осваивает новую продукцию, участвует в выполнении заказа для Пакистана на поставку 320 танков. Создаются новые цистерны. В ОАО «Азов» – глубочайший кризис. Остановлено производство цистерн, не выплачиваются зарплата, платежи в бюджет. Предприятие на грани банкротства.

Только приход 10 декабря 1999 года к руководству ОАО «Азов» А.В. Савчука и его команды позволил предприятие спасти от банкротства. Стали выплачиваться зарплата,                                                                    погашаться долги. ОАО «Азов» вошло в состав ОАО «Азовмаш». По инициативе А.В. Савчука ОАО «Азов» получило историческое название ОАО «МЗТМ», зарегистрированное в горсовете 26 марта 2003 года. На предприятии начинается возрождение социального комплекса: ДК «Искра, Дворца спорта, профилактория и других объектов.

Создаются новые изделия – полувагоны с люками, крытые вагоны, длиннобазные платформы, конвертерное и доменное оборудование, портальные краны.

ПАО «Азовобщемаш» – ведущее по объемам выпуска товарной продукции акционерное общество «Азовмашинвест холдинга». В ноябре 1947 года приказом Cовмина СССР на машиностроительном и металлургическом заводе имени Ильича было создано специальное производство заправщиков для ракетной техники.

С созданием ЖЗТМ производство развивалось. Предприятие активно участвовало в создании ракетной техники, танков, БТРов, оснащении Советской Армии и Флота современными машинами. Развивается производство аэродромных топливозаправщиков. ЖЗТМ становится головным в СССР по изготовлению ТЗ-16, ТЗ-22 и других изделий.

Предприятие участвует в программе «Щит Родины», освоении ракет стратегического назначения, шахтных пусковых устройств и т.д. ЖЗТМ  с гордостью может отметить свой вклад в мирное освоение космоса, запуск ракет с человеком на борту.

Отделы СКО активно работают над созданием заправочных систем ракетных комплексов, узлов для запуска стратегических ракет. СКО занимались и созданием деталей танков, БТР, проектом многоразовой космической системы «Энергия-Буран», химическими реакторами, трибунами на аэроподушке для Олимпиады в Москве. В числе разработок – пусковой вагон для запуска баллистических ракет с железнодорожных путей.

Гордятся конструкторы и разработками в области энергетического машиностроения, создания аэродромных заправочных систем и многими другими работами в рамках программы «Щит Родины», в том числе и создания знаменитых СС-20.

Развивается производство общего машиностроения. Осваиваются новые корпуса танков, БТРов, комплекс для запуска ракет из железнодорожного состава, аэродромных систем. Осваивается комплекс «Энергия-Буран». В конце 80-х годов начинается конверсия. Производству общего машиностроения поручается освоение газовых плит и колонок, позднее электроплит, автоклавов, бойлеров.

Производство общего машиностроения в 1990 году возглавляет Александр Владимирович Савчук. 15 ноября 1991 года создается фирма «Азовобщемаш», вошедшая 15 декабря в состав концерна «Азовмаш». Начинается освоение полуприцепов-цистерн емкостью 28 куб. м для перевозки светлых нефтепродуктов.

С 1 января 1996 года «Азовобщемаш» – юридически самостоятельная фирма, входящая в концерн. В 1997 году создается ОАО «Азовобщемаш», председатель правления – генеральным директор А.В. Савчук.

В «Азовобщемаше» не прекращается выплата зарплаты, предприятие осваивает новую технику, участвуют в международных выставках. Здесь освоен выпуск цистерн для перевозки нефтепродуктов и пропан-бутана. Получены сертификаты российских железных дорог. 10 декабря 1999 года А.В. Савчук возглавляет ОАО «Азов», а в марте 2000-го – ОАО «Азовмаш», куда входит и «Азовобщемаш». Создаются новые корпуса украинских бронетранспортеров, осваивается цистерна для пропана емкостью 103,4 кубометра.

«Азовобщемаш» принимает участие в создании украинско-бразильской системы «Циклон-4» по созданию космодрома «Алькантара». Разработан новый АТЗ-6,5. Практически вагоностроение сосредоточено в «Азовобщемаше». Здесь также и крупные цехи тяжелого машиностроения. Создан автозаправщик АТЗ-10. В 2016 году ПАО «Азовобщемаш» переименовано в ЧАО «Азовобщемаш». Сегодня им руководит Сергей Хаджинов.

…Уход из жизни Александра Савчука, экономический кризис в Украине, разрыв традиционных связей предприятий и исключение его с вагоностроения рынка СНГ привели к катастрофическому спаду объемов реализации. Практически остановлено вагоностроение, резко упал выпуск металлургического оборудования и другой традиционной продукции.

«Азовмаш», как и в 90-е годы, переживает не лучшие времена. И все же надежда умирает последней. Хочется верить, что свой юбилей нынешний трудовой коллектив встретит с надеждой и верой в лучшую судьбу родного предприятия в перспективе.

 

 

 

13.04.2018 | А. НИКУЛИН


Другие новости ПР № 41 от 13.04.2018

  • Коротко 13.04.2018   В сквере у драматического театра прошел турнир по городошному спорту среди ветеранов, посвященный празднику Светлого Христова Воскресения. Как сообщил «ПР» главный судья соревнований Вячеслав Архипов, в упорной борьбе в своих номинациях победи...
  • Пулевая стрельба – распространенный во всем мире вид спорта, который вход... 13.04.2018   Сегодня в совместном проекте газеты «Приазовский рабочий» и управления по физической культуре и спорту Мариупольского горсовета «Почему я выбираю…» – мастер спорта международного класса по пулевой стрельбе, тренер КДЮСШ «Меотида» Валентина Ч...
  • Найкращу книгу буде оголошено під час церемонії відкриття 13.04.2018     Завершився конкурс на найкращу книгу Маріупольської книжкової толоки. Участь у ньому взяло п`ять видавництв (видавців), які разом подали 33 книги. Найбільше книг представлено у номінації «Дитяча література» – 17, найменше –  у номінації «М...
  • Уик-энд 13.04.2018   Во Дворцах культуры Во Дворце культуры «Молодежный» (ул. Харлампиевская, 17/25) 14 апреля – спектакль «Прощай, оружие» в постановке Народного театра «Театромания» - в 17.00. 15 апреля – ретродискотека «В ритме молодости» - в 16.00. В ДК «У...
  • Движение транспорта и организованные автобусные маршруты в поминальные дн... 13.04.2018     В ближайшие выходные дни десятки тысяч мариупольцев направятся на городские кладбища, чтобы помянуть близких и убирать могилы. Как отмечает пресс-служба Мариупольского городского совета, в дни наибольшего потока транспорта по направлению к ...
  • Одобрили перенос трамвайного кольца и другие технические вопросы 13.04.2018     Апрельское заседание исполкома горсовета прошло в минувшую среду традиционно, если не считать навязчивую саморекламу отдельных представителей общественности, затянувшую мероприятие суммарно минут на 20, которые председательствовавший городс...
  • Прошел второй этап пробного тестирования 13.04.2018     Состоялся второй этап пробного внешнего независимого оценивания. Как сообщает Донецкий региональный центр оценивания качества образования, явка участников по Донецкой области составила 95,2%, по Луганской – 93,4%. Участники выполняли задан...
  • Коротко 13.04.2018   На базе дерматовенерологического диспансера 20 апреля будет проведен «День диагностики рака кожи», сообщает пресс-служба горсовета. На диагностику приглашаются все, у кого есть на коже новообразования, особенно если наблюдается их рост. Специа...
  • Город почтил память жертв фашизма 13.04.2018     В минувшую среду на улице Лавицкого у памятника жертвам фашизма состоялся митинг, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских   лагерей. На фото автора: возложение цветов к памятнику жертвам фашизма.   У зажженного...
  • Зеленстроевцы наводят порядок в Мариуполе 13.04.2018     Все бригады МКП зеленого строительства в последнее время заняты наведением чистоты на территории нашего города: очищают подбордюрную часть автодорог, убирают прошлогоднюю листву на улицах, в парках и скверах, облагораживают деревья и кустар...
Все новости 41 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Июнь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

 

Обзор женской зимней одежды сезона 2017/2018

Перепады напряжения и как с ними бороться

Тепловой насос для жилого дома?

Где купить все и сразу для кровли, фасада, забора

Артроз шейного отдела: что нужно знать?