«ГогольFest-2018» как перезагрузка культуры в Мариуполе - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

«ГогольFest-2018» как перезагрузка культуры в Мариуполе

Как уже анонсировал «Приазовский рабочий», с 27 апреля по 1 мая в нашем городе проходил международный мультидисциплинарный фестиваль современного искусства [STARTUP] «ГОГОЛЬFEST». Целых пять дней, если точнее – суток, Мариуполь был резиденцией современной культуры – возможно, не всеми принятой, но тем не менее вызвавшей живой интерес многих наших земляков, а также многочисленных гостей нашего города. При этом в Мариуполь на «ГОГОЛЬFEST» приезжали не только из других городов Украины, но и из-за рубежа.

Как «ГогольFest» приехал в Мариуполь

Фестиваль состоялся при поддержке Мариупольского городского совета, Агентства США по международному развитию (USAID) и Фонда развития Мариуполя в партнерстве с центром современного искусства «ДАХ»

В настоящее время «ГогольFest» меняет концепцию и запускает локальные культурные фестивали международного уровня по всей стране, и Мариуполь – в числе первых на этом пути. Фестиваль призван способствовать тому, чтобы город стал культурно-туристическим центром Украины.

Если говорить о том, почему и как «ГогольFest» оказался в Мариуполе, роль заказчика фестиваля взял на себя горсовет, но при этом сами организаторы отмечают, что местная власть поддержала инициативу громады. Еще минувшей осенью заместитель городского головы Александр Кочурин предложил мариупольской общественности, в том числе и активной молодежи, выступить с оригинальными идеями к 240-летию нашего города. И тогда организатор множества культурных проектов в Мариуполе Елена Мозгина предложила привезти в наш город… фестиваль «ГогольFest».

Девять локаций – с представлениями на любой вкус и возраст

Фестивалю предшествовала кропотливая подготовка, в том числе и поиск наиболее подходящих мест для проведения мероприятий, в особенности полидисциплинарных. Рассматривались и культурные пространства, вернее, бывшие таковыми лет 100 назад (к примеру, развалины хоральной синагоги). Окончательно был сформирован список из девяти локаций. Это Central Stage, то есть центральная сцена в Городском саду, за короткое время подготовленная на месте легендарной «клетки» (где, кстати, снимался один из эпизодов культового фильма «Маленькая Вера»), а также Night Sea Stage – малая музыкальная сцена в яхт-клубе «Азовсталь», ставшая площадкой для рока и даже хип-хопа, Украинский дом (бывш. ДК металлургов, место проведения спектаклей) и, конечно же, ДК «Молодежный», Большая и Малая сцены которого (а также другие, вновь открытые пространства старинного здания Дворца, в том числе его легендарный подвал) стали местом проведения оригинальных представлений.

В свою очередь, платформа «ТЮ!» стала площадкой для осуществления сценографических экспериментов и арт-сетов – некоторые коллеги корреспондента с удовольствием поучаствовали в смелом эксперименте «Собачья будка», режиссером которого выступил сам основатель «ГогольFest» Влад Троицкий. Еще в одной локации - свободном пространстве «Халабуда» - можно было прослушать лекции как о роли искусства в нашей жизни, особенностях современной драматургии, так и о сосуществовании культуры и бизнеса и принципах получения грантов от Евросоюза по программе «Креативная Европа». Кинотеатр «Победа» также на несколько дней стал резиденцией поликультурного фестиваля: в старейшем кинотеатре города демонстрировались современные украинские и зарубежные фильмы – документальные, анимационные фильмы-фентези, игровое кино, комедии и психологические драмы, а также состоялись мастер-классы и встречи с отечественными кинематографистами. А гостья из культурной столицы Украины Ирина Ковальчук рассказала о деятельности  Львовской кинокомиссии.

Не обошли вниманием и юного зрителя: в кукольном театре на проспекте Мира прошли два спектакля «Кот, который гуляет сам по себе» (режиссер Екатерина Лукашова) и «Алиса в Зазеркалье» (режиссер Ирина Руденко), а также анимационное представление «Цветные игры» (актер-танцовщица Флора Боровик), футуристическое представление «30 минут, чтобы спасти мир» (реж. Дмитрий Гусаков) и выставка-коллаж «Мы есть» (реж. Марчин Бжозовский).

Организаторы фестиваля влюбились в наш город

За несколько часов до открытия фестиваля Городской сад и, соответственно, центральную локацию - Central Stage – посетил городской голова Мариуполя Вадим Бойченко, который вместе с директором фестиваля Максимом Демским проинспектировал готовность фактически главной площадки фестиваля к приему зрителей. «Уверен, что здесь будет хорошая атмосфера, шикарное настроение и это событие станет точкой культурной перезагрузки города Мариуполя… Как я уже говорил, 2018 год является пограничным годом, который формирует новые смыслы для Мариуполя. Мы открываем книгу, куда будут вписаны новые возможности нашего города. И «ГогольFest» дает нам сегодня эти возможности. Мы гордимся сотрудничеством с организаторами, которое у нас сложилось… Хочу, чтобы стало доброй традицией проводить «ГогольFest» именно в такой прекрасный период времени здесь, в Мариуполе. Мы сделаем все возможное, чтобы этот фестиваль «заякорился» в нашем городе».

Со своей стороны, Максим Демский заметил: «Главная цель фестиваля – это не только привезти современные международные тенденции в культуре, тренды, которые представлены сейчас на международной арене, но и привлечь максимально внутренний контент, понять внутренний контекст и вывести его в культурный пласт… Спасибо большое Вадиму Бойченко за то, что активно помогал в реализации этого проекта… Мы вы-шли на очень серьезный менеджмент у вас в городе. И я боюсь, что ваш потенциал просто не раскрыт до конца… Предлагаю этот потенциал использовать максимально. Не обязательно это будет «ГогольFest», хотя, конечно, мы бы хотели более системно осуществлять здесь разные проекты. И мы влюбились в этот город…»

В день открытия – концерт Dakh Daughters и эпатажный спектакль в ДК «Молодежный»

В день открытия фестиваля центр Мариуполя, в том числе в районе редакции «Приазовского рабочего», буквально наполнился молодыми людьми, взглянув на которых, можно было сразу же сказать: это – потребители современного искусства (а не просто «парни с пивасом» - выражение, прозвучавшее от Влада Троицкого на его лекции). Большинство из них торопились в ДК «Молодежный» на представление театральной резиденции DK.TRIP, а также на постановку «Мой дед копал, мой отец копал, а я не буду», являющуюся плодом совместного творчества - варшавского режиссера Агнешки Блонской и харьковского режиссера Розы Саркисян. Как отмечалось в аннотации к постановке на сайте concert.ua, «пятеро актеров из разных регионов Украины и из Польши исследуют общее и личное прошлое и память своих стран через призму индивидуального опыта… В спектакле на практике исследуется, как прошлое работает с нами и как мы можем работать с прошлым, работать так, чтобы прожитой травмой не оправдывать отсутствие ответственности…»

Забегая наперед, нужно отметить, что эта польско-украинская копродукция – с использованием нецензурной брани, таких необычных для сцены атрибутов, как… унитаз, с разбрасыванием земли по сцене и залу, с хождением полуголых актеров по креслам зрительного зала, вызвала неоднозначную оценку зрителей и затем бурное обсуждение в социальных сетях. Одни участники обсуждения вполне допускают эпатаж на сцене как правдивый, без стеснений, рассказ о жизни, о копании в общем и личном прошлом, другие не могут понять, почему не нашлось иного, более эстетического способа выражения своих переживаний и главной мысли.

Например, пользователь Facebook с ником Наталя Никифоренко отмечает: «Такие спектакли - не для широкой публики. Зритель, знакомый с перформансами и авангардным искусством, вряд ли был шокирован. Символическими образами, даже если это унитаз, в который писают, или имитацией полового акта, или даже нецензурным словом вряд ли можно осквернить сцену. Если наша жизнь скверна, то мы сами за это в ответе - вот, что хотели сказать актеры».

Что ж, сколько людей – сколько и мнений. В любом случае с этого спектакля зрители ушли не просто расслабившись или, как шутит один мой коллега, «с чувством исполненного долга», а с эмоциями, темами для обсуждения. Может, кто-то даже узнал на сцене себя или своих знакомых… И такое искусство, как показывают организаторы «ГогольFest», имеет место. Правда, не так давно дискуссия о видении жизни, конфликтах прошлого и настоящего, пожалуй, более эстетично, без приемов на уровне инстинктов была подана на мариупольской профессиональной сцене – в постановке Анатолия Левченко Libertango по пьесе Павла Арье «Слава героям». Опять же, как говорил незабвенный Козьма Прутков, «в мире так устроено издавна: мы разнимся в судьбе, во вкусах и подавно…».

При этом фактическим открытием фестиваля – ярким и весьма фееричным - стало выступление вечером минувшей пятницы на Central Stage группы Dakh Daughters (об этом фрик-кабаре «Приазовский рабочий» уже рассказывал своим читателям). Можно опять же по-разному относиться к их стилю, воспринимать их композиции критично с точки зрения мелодии, но дочери «Крыши» (так дословно можно перевести название группы с английского языка), что называется, сделали этот вечер, подарив многотысячной публике запоминающееся шоу. Лично корреспондента как человека с классическим музыкальным образованием поразило использование участницами группы разно-
образных инструментов – от контрабаса и виолончели до ксилофона и барабана, причем не всегда традиционно: тот же контрабас может выступать и в качестве ударного инструмента. Но живой текст, особенно из песен «Розы / Донбасс» и «То моє море», без сомнения, завел большинство зрителей у центральной сцены в Городском саду, в том числе и многочисленных военных. Энергию коллектива Dakh Daughters оценили даже присутствовавшие на концерте иностранцы: к примеру, своим отличным впечатлением поделился с журналистом франкоязычный швейцарец Джем.

Стоит добавить, что здесь же, спустя пару дней, выступили его земляки – замечательная швейцарская группа Kadebostany, а ее выступление сопровождало яркое и оригинальное звуковое и световое шоу. Особенно живо публика реагировала на знаменитый хит этой группы Castle in the snow.

Не менее крутое впечатление у зрителей на Central Stage оставили и фолк-певица, исполнительница многочисленных каверов Алина Орлова из Литвы, и неподражаемый Дмитрий Шуров, солист проекта Pianoбой (в прошлом — пианист группы Океан Эльзы), и другие рок- и фолк-коллективы.

Ну а яркую точку в последний день фестиваля после выступления мариупольского файер-шоу «Prime Show» поставила закрывавшая «ГогольFest» этно-хаус группа «ДахаБраха» (Dakha Brakha), создателем которой является Влад Троицкий. При этом солист группы Марко Галаневич заявил зрителям: «Мы счастливы закрывать этот огромный, очень крутой фестиваль в таком крутом городе. За эти пять дней мы слышали от многих музыкантов, насколько было круто, и теперь понятно, что это явно не в последний раз. Что это только начало великих фестивалей в Мариуполе – великих фестивалей культуры и мира!» «Такого фестиваля так не хватало в нашем городе! Мне приходилось за этим в свое время ездить в Харьков. И я за эти пять дней окультурилась на полгода вперед!» - оценивая «ГогольFest», отметила в беседе с журналистом жительница Мариуполя Ирина.

Арт-объекты фестиваля

Кроме театральных и музыкальных номеров, показа фильмов наш город во время «ГогольFest» увидел массу декораций и арт-объектов. Самым, пожалуй, интересным среди них стал… троллейбус-фотоаппарат, который был установлен на Театральной площади. Это ни что иное, как подвид так называемых пинхол-камер, которые сейчас набирают популярность во всем мире. Как гордится его создательница Юлия Бельская, есть немало грузовиков-фотоаппаратов, но такой троллейбус есть только в нашем городе!

Также на Театральной площади команда мариупольских художниц в составе Марины Черепченко, Анны Торкаенко и Елены Украинцевой разукрасила яркими красками тетрапод, бывший ранее в камуфляжном облачении, который сразу же стал местом для фотосессий.

Подробности о ряде театральных постановок и перформансах «ГогольFest» читайте в следующих номерах «ПР».

04.05.2018 | Владимир ЧЕРТУШКИН. Фото Алины КОМАРОВОЙ


Другие новости ПР № 48 от 04.05.2018

  • «ГогольFest-2018» как перезагрузка культуры в Мариуполе 04.05.2018 Как уже анонсировал «Приазовский рабочий», с 27 апреля по 1 мая в нашем городе проходил международный мультидисциплинарный фестиваль современного искусства [STARTUP] «ГОГОЛЬFEST». Целых пять дней, если точнее – суток, Мариуполь был резиденцией совр...
  • Клещи атакуют четвероногих питомцев 04.05.2018 В Покровске врачи ветеринарных клиник в последнее время практически круглосуточно вытягивают из тел животных паразитов. Местный житель Евгений с подозрением на укус клеща привез к ветеринару своего 4-летнего пса породы ретривер. «Мы гуляли на улице,...
  • Цветная капуста: секреты успешного выращивания 04.05.2018 Это одна из вкуснейших, полезнейших и ценнейших по содержанию питательных веществ культура. Цветная капуста богата белками, углеводами, минеральными солями фосфора, кальция и магния, а по содержанию витаминов А, В и С она находится в числе лидеров ср...
  • Экономная хозяйка: пять блюд из грудинки 04.05.2018 Говяжья грудинка – недорогой продукт, «универсальный солдат». Из большого куска грудинки можно наготовить разнообразной еды на всю семью на несколько дней! Мясной бульон из говяжьей грудинки За счет большого количества соединительной ткани и косточ...
  • В мире животных 04.05.2018 Что известно о божьих коровках Люди любят божьих коровок. А как же их не любить? Они симпатичны, как маленькие кнопочки с черными пятнышками. Фермеры и садоводы любят божьих коровок, потому что они питаются насекомыми-вредителями, такими как тля. Сч...
  • Эликсиры молодости для кожи шеи 04.05.2018 Даже если применять только простые средства, эффект уже будет ошеломляющим. Главное здесь — регулярность. Предлагаем вам рекомендации по уходу за кожей шеи, а точнее расскажем о косметических средствах против увядания. Сразу отметим, что лучше испол...
  • Чистим серебро 04.05.2018 У многих из нас в доме есть предметы из серебра. Это могут быть ювелирные украшения, столовые приборы, предметы интерьера... Через некоторое время металл темнеет и покрывается черным налетом. Украшения уже выглядят невзрачно, и в целом изделия создаю...
  • 14 полезных обувных советов 04.05.2018 Обувь — это вещь, на которой нельзя экономить. Естественно, потратив на обувь приличную сумму, хочется, чтобы она служила дольше. В этом нет ничего зазорного, и лучше носить одну хорошую пару обуви несколько лет, чем менять каждый сезон, покупая боле...
  • Палитра Приазовья 04.05.2018 Евгений Скорлупин. «Весна 1945-го».   А. Махотин. «Край родной».
  • Мариуполь – в объективе фотохудожников Украины 04.05.2018 В Театральном сквере 1 мая состоялась фотовыставка известных фотохудожников Украины – из Киева, Запорожья, Кривого Рога, Сум и Краматорска. Среди ста фотографий были работы и мариупольцев – Бориса Дембицкого и фотоклуба «Берег» и «Матрица М». На сним...
Все новости 48 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Декабрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

 

Обзор женской зимней одежды сезона 2017/2018

Строим ангары и каркасные конструкции

Як захистити квартиру від затоплення

Режем металл газом

Купить теплый пол в квартиру