Анатолий Шевченко: «До праздника жизни еще далеко»  - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

Анатолий Шевченко: «До праздника жизни еще далеко» 

 

 

Заслуженный артист Украины о внутреннем цензоре, объективной критике и чувстве дома в театре

 

Наш театр в последние годы меняется на глазах: афиша пестрит новыми именами и названиями спектаклей, реконструирована большая сцена, у труппы впереди творческий отбор. Как сегодня живется актеру в Мариуполе, размышляет Анатолий Шевченко. 

Отказаться от роли права нет

- Вы практически не даете интервью, только раз в пять лет, почему?

- Скромным притворялся (улыбается). Да и сколько можно говорить об одном и том же?

- Анатолий Николаевич, какие сыгранные роли, спектакли считаете наиболее выдающимися?

- Не знаю. Думаю, этот «бухгалтерский» перечень мне ни к чему.

- Но, вероятно, есть более любимые роли…

- Да у меня все роли любимы. Даже самые проходные. Их теперь не так много и осталось. Вот только я не очень люблю представления, в основе которых нет пьесы, которые написаны не драматургом, а собраны по принципу сценария. Как вот в советское время работали агитпоезда: «утром – в газете, вечером – в куплете».

А вообще, есть одна любимая – потому что несыгранная: всегда мечтал о роли Ричарда ІІІ, но Луи де Фюнесу не дают таких.

- На следующий год у вас очередная дата, планируете ли бенефис?

- Да никому он не нужен, кроме самого юбиляра. Это все так говорят. А если серьезно, то есть несколько задумок. Не хочу заранее говорить о них, потому что сколько раз я планировал, репетировал с нашими маститыми актрисами, а где они теперь?

- Если актера не удовлетворяет качество постановки, он может отказаться от роли в ней?

- Люди, когда так говорят, просто насмотрелись американских сериалов об актерах. В принципе, мы – люди подневольные. Так – во всем мире. Ты не имеешь права отказываться, ты имеешь право только работать.

- Вы ощущаете на себе груз цензуры?

- Знаете, один большой режиссер однажды на вопрос американского журналиста, как живется художнику в государстве, ответил так: «Большому художнику, как везде, и легко и трудно. А вот посредственностям тяжело, потому что им всегда что-то не дают, не разрешают, мешают…» Мой опыт показывает, что у художника должен быть свой внутренний цензор, это важно.

Когда важен ансамбль

- Вот уже несколько сезонов, как труппа нашего театра пополняется молодежью, а в других возрастных категориях полный провал.

- Это больной вопрос, и об этом говорено немало. Давайте лучше о молодежи? Молодые всегда продвинутее своих предшественников, надеюсь, пришло талантливое, умное поколение. Ведь современный театр – это мышление. Можно одеть актеров в джинсы и кроссовки, но это не значит, что спектакль будет современным. Молодым нравится размышлять. Они чувствуют, насколько важен ансамбль. И очень важно работать с актером. Я всегда говорю: только займись артистом, и он обязательно расцветет. В нашем театре было немало таких примеров. Жаль, что ребята покинули труппу.

- Какие у вас внутренние требования к пьесе, постановке, к партнерам? В каком представлении вы не согласитесь сыграть?

- У меня единственный принцип: мне нравится, когда спектакль делает талантливый режиссер, который знает, чего хочет. Когда я вижу, что человек вынашивает идею, как собственное дитя, готовится, что называется, к благополучным родам, то я выполняю все указания режиссера, стараюсь вжиться в представленный материал. Собственно, это и есть то, что понимается под словом «ансамбль», в переводе с французского – вместе. Когда в театре есть ансамбль, тогда возникает ощущение дома, семьи.

- Сегодня вы можете сказать, что наш театр для вас – дом?

- Если исходить из того, что дом – это место, где мы побеждаем страхи, вряд ли. В 1999 году, когда я поступил в здешнюю труппу, я пришел не в мертвый театр, театр жил, в нем работало много замечательных артистов. Сегодня с горечью констатирую, что этот титан умер, а новый, может быть, родится года через четыре. Примерно столько нужно, чтобы из нашей молодежи воспитать если не артистов, то хотя бы собрать их вместе, привить театральный дух.

Если, конечно, иметь в виду театр как место, где должны очищаться души, а не как заведение сугубо развлекательного характера. И смех, и слезы несут очищение. Причем, если смех дает какие-то положительные ощущения и жизнеутверждающие эмоции, то со слезами выходит потрясение, боль, страх. Слезы вырывают человека из обыденности, позволяют по-другому взглянуть на мир, заметить чужую боль, заставляют сострадать, сочувствовать, сопереживать.

- Откуда такой пессимизм у человека, играющего в комедиях? Или это предстоящий творческий конкурс на право работать в театре так угнетает?

- Не раз говорил, что смешные роли уже надоели! А конкурс на право занимать должность актера как раз и смешон. У нас что, есть из кого выбирать? Кстати, максимальный срок по контракту – три года, но, как показывает практика, за это время ни один худрук, ни главреж, даже если им предоставят полный срок по контракту, не сумеют сплотить труппу. Может быть, только от отчаяния мы начнем строить общий дом. Здание-то есть, хоть сейчас вокруг него и разрыто, но этот наш дом совсем не обустроен – нужна какая-то внутренняя отделка.

До успеха или, как говорят, до праздника жизни еще далеко. Может быть, мы до него и не дойдем, а может быть, это совсем не то, что мы себе представляем. Но это дорога, и нельзя останавливаться. Нужна сила, воля и, главное, идея должна быть настолько великой, чтобы не исчезало желание идти по дороге к правде.

Я – провинциальный артист

- Как вы относитесь к критике?

- Приветствую ее, но конструктивную и более-менее объективную. Конечно, от субъективной оценки любому человеку сложно отойти. Каждый выбирает то, что нравится. Потому творческие люди заинтересованы, прежде всего, во мнении профессионального критика или коллеги. Я – не исключение.

С другой стороны, мнение людей, далеких от искусства, тоже важно. Ведь любой художник прежде всего творит для публики, обычных людей. Потому оценка большинства имеет значение. Но повторюсь: все это должно быть конструктивно, а не так, что зрителю не нравится спектакль только потому, что он драматический. Видите ли, он любит, когда красные чайники плывут по реке. Ну если любите, ищите в городе современный авангардный театр или создавайте его.

Стоит помнить слова Лессинга (немецкий писатель, крупнейшая фигура европейской литературы эпохи Просвещения. – Ред.) о театре, который «ласкает ухо и гладит глаз». Но это не имеет отношения к какой-то внешней красивости. Лессинг говорит о красоте человека, а к ней трудно добраться. И только через красоту лежит дорога театра к правде.

- Что вы сегодня читаете?

- Ничего. И телевизор практически не смотрю. Не люблю беззубые передачи, в которых задают «красиво поставленные» вопросы и приводятся не менее бессмысленные ответы, рассчитанные только на мелькание важного лица на экране. В последнее время все размышляю, к какому результату я пришел, какая жизнь нас ждет? Самоедство – это местечковая привычка, вот и «доедаю» себя потихоньку, я – провинциальный артист, по-другому себя не позиционирую. Как говорится, если в кого и можно плюнуть, то только в себя.

Здесь варишься, что называется, в собственном соку, в одном и том же котле, режиссеры привыкли к тому, что ты можешь произнести со сцены любой текст, потому и не предлагают что-нибудь новое. А хочется выехать хоть в те же Черновцы, там хороший театр, но не можешь, потому что каждую субботу и воскресенье ты на сцене. Уже, вроде, и зарплата у нас академическая, можно позволить себе самому поехать на фестиваль и посмотреть работы других театров, но просто физически нет времени.

 

НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ:

? Работает в мариупольском драматическом театре с 1999 года. На его сцене сыграл десятки ролей: Иван Котляревский в «Энеиде», Прохоров в Durdom’е, Прокоп Свиридович Серко – «За двумя зайцами», Остап Илькович Шемеля – Libertango, Бургомистр – «Последний подвиг Ланцелота», Иван Сидорович Жуков – «С приветом, твои тараканы!», Командор Моретти – «Отель «Калифорния» и другие.

? Считает театр для артистов домом, где они побеждают страхи, а для зрителей – где им отпускают грехи.

? Чтобы поступить на актерский факультет, он специально «завалил» экзамены в ПГТУ – нарочно сдал на двойку математику.

? Не любит подолгу играть в одном спектакле.

20.07.2018 | Николай Пожогин. Фото Льва Сандалова


Другие новости ПР № 76 от 20.07.2018

  • Обещаем: будет интересно! 20.07.2018       «Приазовский рабочий» объявляет грандиозную летнюю акцию «Приазовский рабочий» начинает летнюю подписку – любимую городскую газету вы сможете выписать на 2019 год по беспрецедентной цене в 288 гривен – цене 2017 года! Шанс сэкономить ...
  • Подпишись и выиграй! 20.07.2018     Летняя подписка открыта во всех почтовых отделениях Мариуполя и Донецкой области, а также в редакции «Приазовского рабочего» (пр. Мира, 19) и наших фирменных киосках. В среду и пятницу, 25 и 27 июля, на мариупольском главпочтамте с 9.00 до 13.0...
  • Безопасные арбузы и дыни – только на рыночных прилавках! 20.07.2018   Эта тема является весьма актуальной во второй половине лета – начале осени. «Приазовский рабочий» ежегодно проводил рейды, каждый раз обращая внимание на антисанитарные условия, в которых хранятся на улицах и проспектах Мариуполя горки арбуз...
  • На выходные – грозы и дожди 20.07.2018     Вчера с утра в разных районах города прошел дождь. Медленно, но неуклонно мы идем к «выполнению» месячной нормы осадков. За июль, по данным Мариупольской гидрометобсерватории, у нас выпало уже 8,6 мм осадков при месячной норме в 51 мм. По ...
  • Колонка новостей 20.07.2018 В Украине Парубий подписал закон, позволяющий запустить Высший антикоррупционный суд Председатель Верховной Рады Украины Андрей Парубий в среду подписал закон «О судоустройстве и статусе судей». «Сегодня подписал принятый парламентом закон о вн...
  • Морскую воду опреснять не будут 20.07.2018     «Горводоканал» в декабре прошлого года по заказу Мариупольского горсовета выполнил технико-экономическое обоснование перспективной схемы водоснабжения Мариуполя. Были собраны данные, среди которых – баланс поверхностных и подземных вод Дон...
  • По мнению большинства горожан, кольцо трамвая на Казанцева надо переносит... 20.07.2018     В минувшую среду «Платформа читателей «ПР» выезжала на трамвайное кольцо по улице Казанцева по письму нашего читателя Игоря Баранова, который от лица многих горожан предложил перенести  развязку Мариупольского трамвайно-троллейбусного управ...
  • Письма 20.07.2018   Понравился уменьшенный формат телепрограммы Уважаемая редакция!  Последний пятничный номер газеты мы получили в измененном формате. Хочу сразу сказать вам: новый формат телевизионной программы - на одном листе - мне очень понравился. Не ну...
  • Мариупольский велосипедист проехал 20 стран, преодолев 15 тысяч километро... 20.07.2018   Недавно домой в Мариуполь вернулся 33-летний азовсталец Виталий Иванусь, совершивший экстремальное велопутешествие через 20 стран Европы, длившееся 45 дней. Помимо огромного расстояния в 15 тысяч километров, велосипедист преодолевал всевозмо...
  • Календарь знаменательных и памятных дат 23 — 29 июля 20.07.2018   23 июля *Всемирный день китов и дельфинов. *240 лет назад, в 1778 г., крымский хан Шагин-Гирей издал ряд указов с повелением своим подданным «ни под каким видом» не препятствовать грекам и армянам, выразившим желание переселиться в Азовску...
Все новости 76 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Декабрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

 

Обзор женской зимней одежды сезона 2017/2018

Услуги профессиональной эпиляции в Москве

Тренды верхней одежды этой зимы

Как выбрать классические двери?

Создать необычный образ