КУДА ФУДТРАКОВ ПОВЕРНУТ КОЛЕСА? - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

КУДА ФУДТРАКОВ ПОВЕРНУТ КОЛЕСА?

В нашем языке и слов таких нет: «food truck» (дословный перевод с английского – «продуктовый грузовик» в широком значении «еды на колесах»), «street food» («уличная еда»). Но не только в языке его нет – мобильная сеть безопасного и дешевого общепита, широко востребованная в зарубежье, постепенно пробивается и в украинские города, хотя на законодательном уровне такая торговля не существует. Как в песенке Винни Пуха о горшочке с медом: фудтрак – «это очень уж странный предмет, всякая вещь – или есть, или нет». На уровне города предпринимается попытка легализовать это относительно новое и перспективное направление.

Порядок размещения автокафе урегулируют

На сессию городского совета 24 октября подготовлен проект решения о внесении изменений в «Положение о порядке размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности». Он заполняет пробел в законодательстве, начиная с самого определения предмета.

 

«Автокафе – это нестационарный торговый объект передвижной сети, который осуществляет услуги по приготовлению и реализации готовых блюд и/или безалкогольных напитков».

 

Среди требований, которые выдвигаются проектом: автокафе должны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Украины. Перечисляются многочисленные правовые акты, в которых так или иначе речь идет о передвижниках. В том числе – Постановление Кабинета министров Украины «Об утверждении Единых правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны». А также – законов о безопасности и качестве пищевых продуктов, защите прав потребителей и так далее.

При размещении автокафе необходимо обязательно выдерживать требования Земельного кодекса Украины, санитарных, эпидемиологических, противопожарных, архитектурных и прочих норм. На кузовах автокафе наносить краской четкую надпись с наименованием, адресом, номером точки и номером телефона субъекта хозяйствования.

Автокафе должно обладать сертифицированным оборудованием, которое обеспечивает сохранение сырья, необходимого для одной рабочей смены; приготовление еды, свежезаваренного кофе и напитков на его основе; утилизацию пищевых отходов и пластиковой тары.

Кроме этого, автокафе должно быть обеспечено стационарным освещением, горячей или холодной водой в необходимом количестве, иметь место для мытья рук, одноразовую посуду, бачки с крышками для сбора отходов. Субъект хозяйствования обязан принимать меры к соблюдению чистоты на месте торговли и вокруг него. А также придерживаться других требований.

Вот, по большому счету, и все изменения. А в остальном действующее Положение остается таким же для «еды на колесах», как и для МАФов. То есть власть утверждает локации для предпринимателей. Те подают свои заявки через Центр предоставления административных услуг и прилагают необходимые документы. А городская комиссия их рассматривает на соответствие требованиям.

Локации – главный камень преткновения

Как рассказал начальник отдела в департаменте по вопросам экономики горсовета Андрей Шуршилов: «При разработке проекта были выслушаны все предложения предпринимателей, но, к сожалению, не все локации, где они хотели бы размещаться, мы смогли удовлетворить».

Из поступивших предложений оставили около половины – 16 локаций. Еще 14 локаций предложили 10 предпринимателей, которые пришли на личный прием к секретарю городского совета Степану Махсме. По его словам, эти предложения будут запущены «по большому кругу» согласования с соответствующими органами полиции, земельных отношений, архитектуры и другими. Не исключено, что перечень будет дополнен новыми локациями.

А пока в него попали три района, за исключением Кальмиусского и, правду говоря, запроектированные локации вызывают многочисленные вопросы в связи с неточностью адресов и непродуманностью вариантов. Например, в Приморском районе указывается яхт-клуб «Азовсталь», которого уже не существует. В Левобережном районе – улица Орджоникидзе (парковка напротив ДОЦ «Орленок»), но ни улицы с таким названием, ни детского оздоровительного центра давно уже нет. А есть спуск к морю по улице Украинского казачества, а наверху – там, где парковка, – стоит стационарное кафе. Вопрос для разработчиков: а что там делать «еде на колесах»?

Депутат Андрей Федай заметил несуразицу в выделении локации в Центральном районе – на парковке возле магазина «Тысяча мелочей», где предостаточно стационарных заведений.

Ряд претензий к профильному департаменту высказал Степан Махсма, и первая из них: проект не согласован с председателями районных администраций, а между тем в дальнейшем с них будет спрос за его реализацию.

Кроме этого, как показала дискуссия на совместном заседании двух комиссий городского совета – бюджетной и земельной – среди депутатов нет единого мнения относительно того, а надо ли вообще определять локации для мобильного общепита.

Рыночники и регулировщики

 Как рассказал Степан Махсма, при подготовке проекта был проанализирован опыт семи стран Евросоюза. В пяти из них определяются точки дислокации фудтраков. В двух – нет, им выдается разрешение, и они осуществляют свою торговлю как участники дорожного движения – без привязки к точке.

 

Степан Махсма: «В Мариуполе есть маленькие поселки, где устраиваются праздники и массовые мероприятия – но этих адресов в нашем перечне нет, а организовать выездную торговлю там необходимо. Потому что это магнит для жителей. Если завтра кто-то из организаторов попросит предпринимателя обеспечить торговлю кофе, бутербродами, сэндвичами и так далее – он может получить ответ: «Меня не допустят». А когда у предпринимателя будет единый патент на торговлю в городе Мариуполе – он сможет без проблем осуществлять выездную торговлю в том месте, где не запрещено Правилами дорожного движения. Но мы загоняем сейчас предпринимателей в рамки и определяем четко места».

 

Эту точку зрения разделяет депутат Сергей Магера: «Жесткое регулирование может привести к свертыванию этого бизнеса. Потому что там, где нет трафика пешеходного, площадей для массового гуляния – этот бизнес обречен. Извините, но на Володарском шоссе стоять и продавать кофе – это, возможно, и будет интересно, но не для многих».

Депутат считает, что в регулировании этого бизнеса на самом деле важен контроль по двум направлениям: санитарные нормы и правила дорожного движения. А все остальное урегулирует рынок. Если завтра вдруг все фудтраки расположатся на автостоянке напротив театра, то они создадут ненужную конкуренцию друг другу, не заработают так, как хотелось бы, и послезавтра остановятся в другой точке.

Но с таким подходом не согласен Андрей Федай. По его мнению, пока рано сравнивать мариупольских предпринимателей с европейскими. Просто потому, что у них разное отношение к законодательству: если там ищут способы его соблюсти, то у нас, как правило, – обойти. Проект при его доработке позволит определить правовое поле и правила игры на местном уровне. «Мы не загоняем предпринимателей, а руководствуемся действующим законодательством», - считает депутат.

В дискуссии принял участие начальник главного управления градостроительства и архитектуры горсовета Александр Каверин, который напомнил, что владелец кафе на колесах должен, как и собственник стационарного кафе, пройти сертификацию специального оборудования и иметь его полный набор.

По его словам, в одной из самых цивилизованных точек мира – на Елисейских полях в Париже – он наблюдал, как работает фудтрак. Яркий микроавтобус подъезжает и останавливается возле офисного центра в тридцать этажей. Хозяин начинает с того, что ставит мусорный бак, потом заходит внутрь автобуса, моет руки и начинает работать. Потом подъезжают еще два-три автобуса, и никто никому не мешает. А офисные сотрудники, зная эти точки, спускаются к той, которая больше нравится. Торговля продолжается около часа. После этого фудтраки закрываются, мусорные баки заносят внутрь и, если надо, подметают территорию. А затем уезжают торговать в другую точку.

Каверин считает правильным предложение Махсмы не привязывать предпринимателей к локациям. Но это должны быть настоящие фудтраки. То есть – приехал и уехал. А не так, как это было в Мариуполе, когда убогий, списанный автобус возле театра, по сути, работал как МАФ, и «кофе на колесах» было чисто формальным.

На пути к цивилизованному формату

Накануне сессии предложенный проект вновь будет обсуждаться с учетом внесения в него замечаний депутатов. Хотя тот же Магера считает, что открытое публичное обсуждение проекта с участием предпринимателей должно было состояться значительно ранее, еще до включения вопроса в повестку дня сессии.

Кстати, аналогичное замечание было высказано в Мариуполе представителями международной антикоррупционной сети Transparency International во время презентации Рейтинга прозрачности инвестиционного сектора 100 наибольших городов Украины, в котором мы занимаем пока лишь 34-е место. Во многом по той причине, что не проводятся открытые публичные мероприятия для обсуждения проектов местных регуляторных актов, затрагивающих сферу бизнеса. Может, и правда стоит начать с фудтраков?

По крайней мере, запрос у бизнеса есть. Как рассказал председатель Кальмиусской райадминистрации, депутат Александр Царек, владельцев цивилизованных микроавтобусов стимулирует на развитие этого бизнеса появление в нашем городе новых университетов и студенческой молодежи.

Можно продолжить: чем больше власть создает магнитов притяжения для горожан и туристов, реконструируя скверы, площади, улицы, где с удовольствием отдыхают мариупольцы и гости нашего города, – тем больше возможностей для цивилизованного стритфуда.

Меньше всего хотелось бы, чтобы это направление ограничивалось приготовлением кофе в багажнике старенького автомобиля или продажей засохших чизбургеров сомнительного качества.

Тот факт, что в Мариуполе ведется поиск формата, сам по себе заслуживает одобрения. Но на каком варианте остановятся?

«Приазовский рабочий» продолжает следить за развитием событий. 

19.10.2018 | Людмила КУДРИНА


Другие новости ПР № 113 от 19.10.2018

  • Мы построим город-сад! 19.10.2018 После большой стройки Мариуполь изменится до неузнаваемости, важно не только создать,  но и сохранить рукотворную красоту Мариуполь преображается: капитально ремонтируются дороги и тротуары, места массового отдыха после благоустройства приобр...
  • «Полицейский Мариуполя»: выбираем лучшего 19.10.2018 «Приазовский рабочий» и Центральный отдел полиции объявляют конкурс «Полицейский Мариуполя» за почетное звание лучшего полицейского нашего города. Сегодня наши правоохранительные органы работают по-новому, и мы, журналисты, решили оценить их у...
  • День подписчика – в поселке Старый Крым 19.10.2018 Назначаем свидание у почтового отделения По просьбам наших читателей мы продолжаем выездные Дни подписчика. В среду                                                                                   23 октября мы приедем к подписчикам поселка Ста...
  • Колонка новостей 19.10.2018 В Украине Президент назвал сроки формирования Антикорсуда Президент Петр Порошенко в интервью телеканалу ZIK сообщил, когда завершится формирование Антикоррупционного суда. На вопрос журналистки о том, каким образом происходит борьба с коррупци...
  • Последний из фронтовиков-могикан 19.10.2018 40 дней назад ушел из жизни Евгений Петрович Губенко. 98-летний уроженец Мариуполя оставался одним из немногих фронтовиков - живых освободителей Донбасса. Биография Губенко была типичной для многих тысяч его ровесников – безусых пареньков, ставши...
  • С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ! 19.10.2018   Поздравляем с днем рождения всех, родившихся с 22  по 28 октября. 22 октября Байбула Татьяну Викторовну – корректора ЧАО «Газета «Приазовский рабочий». Киселеву Нину Николаевну – кавалера ордена княгини Ольги, государственной награды Украины. ...
  • Вера 19.10.2018   Православный календарь 22 октября - Апостола Иакова Алфеева; преподобных Андрони?ка и жены его Афана?сии; праведных Авраа?ма праотца и племянника его Лота; мучеников Иувенти?на и Максима воинов; преподобного Петра Галатийского. 23 октября – ...
  • Юридическая консультация 19.10.2018 УПРОЩЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО  В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ  А. Н. Ш. (Кальмиусский район): «Возникла необходимость обратиться в суд по несложному гражданскому делу. Слышал, что несложные дела рассматриваются в упрощенном производстве, в связи с чем прошу...
  • В мире животных 19.10.2018   Золотые рыбки Первые данные о золотых рыбках появились в Китае в VI веке до н. э. Именно тогда прародители современной золотой рыбки стали декоративными домашними питомцами. Рыбки красного окраса были настолько почитаемыми, что их изображения...
  • Сначала ремонт, потом переезд 19.10.2018 Детская амбулатория Приморского района меняет прописку, но пока в новых зданиях не наведут порядок, все останется по-прежнему Жителей Приморского района, особенно тех, кто воспитывает маленьких детей, волнует вопрос, как будет проходить реорганизаци...
Все новости 113 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Ноябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

 

Обзор женской зимней одежды сезона 2017/2018

Выбираем качественные простыни на резинке

Как выбрать свадебный торт?

Выбираем брюки для женского костюма

Как выбрать практичную и многофункциональную мебель? Советы и рекомендации