50 лет назад затонул агломератовоз «Рокша»      - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

50 лет назад затонул агломератовоз «Рокша»     

 

                                

Камыш-Бурун - «Азовсталь»: «огненная линия»

В начале 1930-х строился завод «Азовсталь». В районе Керчи в те годы активно разрабатывали Камыш-Бурунское железорудное месторождение. Но ввиду скудости руды на содержание железа с 1952-го на возведенном горно- обогатительном комбинате начали производить промежуточный продукт для выплавки металла – агломерат и транспортировать его Азовским морем на «Азовсталь». Вначале агломерат переправляли охлажденным до +300°С, впоследствии – при температуре до +800°С. Члены экипажей были довольны – за повышенный риск им причиталась дополнительная плата…

Горячий агломерат переваливали на баржи в Камыш-Бурунском порту, и «огненный флот» следовал из Керчи в Мариуполь. Агломерат грузили с колес, баржи двигались регулярно. За три десятилетия поток таких грузов возрос с четырех с половиной до девяти миллионов тонн в год. И все же полвека назад еще не хватало ритмичности доставки агломерата морем для бесперебойной работы азовстальских доменщиков. Вдобавок баржи, работавшие на агломератной линии, были старыми и изношенными, нередко случались неполадки, аварии. Дирекция «Азовстали» обратилась в Совет Министров с просьбой обязать Министерство морского флота страны безотлагательно решить проблемный вопрос. В итоге из Северного пароходства Азовскому управлению передали девять лихтеров (агломератовозов) грузоподъемностью три с лишним тысячи тонн каждый, вместе с буксирами. Конвейер «керченский рудник - аглофабрика - мариупольская домна» задействовали более энергично, суда курсировали почти безостановочно, невзирая на непогоду.

Лихтер не дошел до Бердянской косы

Лихтер «Рокша» – довольно габаритная специально оборудованная несамоходная баржа: длиной 94 метра, шириной 13 и водоизмещением четыре с половиной тысячи тонн. Использовали судно на «огненной линии», перевозив в среднем по 3750 тонн агломерата, температура которого превышала +650° С.

Ранним утром 29 октября 1968 года морской буксир «Коммунист» Азовского морского пароходства вывел «Рокшу» в море из порта Камыш-Бурун, взяв курс на порт «Азовсталь».

Как отмечали впоследствии общественные исследователи кораблекрушения, сильный ветер норд-ост трепал судно в течение всего маршрута, а ночью шести-семибалльный шторм обрушился на баржу недалеко от Мариуполя – в 17,5 милях к юго-востоку от южной оконечности Бердянской косы. В море разыгралась трагедия, наружная обшивка баржи дала течь. Внутренняя термостойкая обшивка также не выдержала ударов. Холодная вода проникла в трюм и фактически вызвала взрыв от взаимодействия с горячим агломератом.

Оглашалась версия, что разбитыми оказались и крышки трюмов, пишут эти исследователи. Приняв 700 тонн морской воды, лихтер опрокинулся и затонул. На буксире, тянувшем баржу из Керчи, с ужасом увидели огромное облако пара на месте лихтера. Команда буксира так и не смогла спасти пострадавших. Погибли все находившиеся на барже 13 членов экипажа и несколько попутчиков-пассажиров, которые не смогли приобрести билеты на другие суда, идущие из Керчи в направлении Мариуполя. Большинство из них успели надеть спасательные жилеты, но их погубил, видимо, тот горячий пар. Море разбросало тела погибших. Тело женщины-капитана лихтера Ханифы Шибаевой, к примеру, обнаружили в районе Арабатской стрелки. Можно представить весь тот ад, в который попали моряки.

Свидетельства и версии

Обстоятельства крушения агломератовоза «Рокша» рассматривала специальная правительственная комиссия. Причины аварии, говорили моряки тех лет бывшего АМП, не вполне ясны. Судостроители предполагали, что течь возникла  из-за износа корпуса. Такого же мнения остался боцман «Рокши» Венедикт Грошев, случайно не попавший в роковой рейс. Он подтверждал, что лихтер был старым, проржавевшим, регистровый срок судовых механизмов оказался уже выработан, судно вышло в рейс без регистровых документов… Но… План перевозок агломерата срывался и его выполняли любой ценой.

А вот что рассказал на днях журналисту «Приазовского рабочего» бывший механик-наставник Азовского морского парохода мариуполец Виктор Серов: «Агломератовоз «Рокша» – действительно большая несамоходная баржа (двигателя там не было, стоял только маленький котел). В процессе шторма в море «Рокша», которую тянул на буксире «Коммунист», легла на бок. Видимо, лопнул (или оторвался) 50-60-метровый буксирный трос, закрепленный между буксиром и лихтером».

Виктору Николаевичу довелось возить в море на место крушения «Рокши» для расследования ЧП правительственную комиссию из Москвы и руководство АМП.

«Лихтер лежал на боку, - вспоминает ветеран, - а из него водолазы вытаскивали на санитарное судно тела погибших – вернее, их обваренные останки, состоящие в основном из оголившихся костей рук, ног… Подобных смертей в мировой истории – считанные единицы. Все мы – и женщины, и мужчины – не могли сдержать слез, плакали».

Мой собеседник склоняется к версии, что оборвался толстый буксирный трос, часть которого находилась в воде, «Рокша» потеряла управление; ее, видимо, развернуло, от сильных ударов штормовых волн, груз сместился и баржу повалило на левый бок.

«Течь – из носа корпуса? Старая баржа? – задумывается Виктор Николаевич. – Может, и была течь. Точно судить не могу о техническом состоянии «Рокши» и причинах ее кораблекрушения. Я не специалист по судовождению. Но тогда говорили, что во время шторма оборвался буксирный трос… И обвинили (затем осудили на длительный срок лишения свободы) руководство буксира (в частности, вахтенный помощник капитана буксира должен был постоянно отслеживать состояние троса и подавать сигнал при необходимости). Неясно: то ли буксирный трос был не очень надежно закреплен, то ли уже изрядно поизносился (допустимо – не более 10%).Тем более часть этого троса постоянно находилась в соленой морской воде, разъедалась.

«Рокша», затонувшая на глубине 11 метров, представляла навигационную опасность, и судно оградили светящимися буями. В АМП решили убрать «Рокшу» с фарватера. Взрывами корпус разделили на несколько частей, и впоследствии вытащили все, кроме носовой части. Работу по подъему остатков корпуса планировали завершить летом 1973-го. У носовой части «Рокши» выставили два буя.

Беды, однако, на этом не кончились.

Капитан второго ранга Борис Соколов, долгие годы служивший начальником Керчь-Азовского района гидрографической службы ЧФ, рассказывал сослуживцам, что в ту же зиму, в марте, его разбудили ночью и передали: греческое судно «Агиос Николеос», груженное углем, следовало с лоцманом на борту из Бердянска и ночью наткнулось на остатки корпуса «Рокши», так как буи не горели… Экипаж «грека» в итоге спасли.

На следующий год аварийно-спасательная служба отправила трехсоттонный кран, чтобы поднять остатки «Рокши», но найти их не удалось. Буи стояли на месте, а злополучной «Рокши» не было. Возникла версия, что остатки лихтера украли на металлолом.

«Это была, пожалуй, фантазия. Они весили тонн 150, а мощный кран, способный их поднять, был один в Азовском море», - вспоминал Борис Соколов. Он был уверен: носовая часть «Рокши» была передвинута льдами, мощность покрова которых в ту зиму достигала 60-80 см в северной части Азовского моря.

Жизнь продолжается

Эта трагедия потрясла наш город. Экипаж лихтера, точнее, то, что от него осталось, похоронили с почестями на местном, Кировском кладбище. Но «огненную линию» продолжали использовать и далее. Правда, было принято решение: срочно строить специализированные суда – агломератовозы. На смену Рокше» пустили лихтеры «Вига» и «Кавказ» и буксир «Громкий».

 

P.S. 29 октября в 14.00 в Мариуполе на площади Воинов-освободителей у памятного знака «Якорь» состоится акция памяти 13 членов экипажа лихтера «Рокша», погибших 50 лет назад.

 

 

24.10.2018 | Игорь СЕМУСЕВ


Другие новости ПР № 115 от 24.10.2018

  • Вандалов — под суд, героям — награды 24.10.2018     В пресс-клубе «Приазовского рабочего» состоялась встреча журналистов с заместителем городского головы Ярославом Хотнянским и начальником Центрального отдела полиции Сергеем Бычиным. Вопросы журналистов «ПР» были составлены на основе писем и...
  • В пятницу на главпочтамте вас ждут подарки 24.10.2018   В пятницу 26 октября на главпочтамте с 9 до 12 часов состоится традиционный День подписчика, на котором вас ждут призы – сахар и чай каждому оформившему газету на весь 2019 год.
  • Приведи друга и вместе с ним подпишись по летней цене! 24.10.2018   Только в магазине «Книги», расположенном на проспекте Мира, 19, можно подписаться на «Приазовский рабочий» по старой цене. Мы объявляем с 8 октября новую акцию – «Приведи друга». Если вы придете в наш магазин с еще одним читателем, то каждому из ...
  • Для подписчиков «Приазовского рабочего» – беспроигрышная лотерея 24.10.2018   Уважаемые читатели! С 16 октября по 18 ноября включительно в магазине «Книги» и фирменных киосках «ПР» проводится беспроигрышная лотерея. В ней принимают участие все, кто оформит годовую подписку на «Приазовский рабочий». И каждый может выиграть ...
  • Колонка новостей 24.10.2018 В Украине Вопрос о еще одном повышении цены на газ не стоит Еще одного повышения цены на газ для населения не планируется, поскольку это «неприемлемо» для украинцев. Об этом заявил Премьер-министр Владимир Гройсман в эфире телеканала ICTV. «Воп...
  • Два рекорда уходящего бабьего лета 24.10.2018     В этом году октябрь выдался теплым. И в его первой половине были побиты даже два рекорда, о чем сообщили для «ПР» в Мариупольской гидрометобсерватории. Так, 8 октября максимальная температура воздуха составила 23 градуса, превысив рекорд, ...
  • Главный кинолог полиции награжден именным пистолетом 24.10.2018     За высокий профессионализм, активные усилия по созданию и развитию кинологической службы в нашем регионе в условиях вооруженной агрессии начальник кинологического центра полиции Донецкой области Леонид Котов награжден министром внутренних д...
  • В Мангуше – новый начальник полиции 24.10.2018     В минувший понедельник начальник Центрального отдела полиции подполковник Сергей Бычин представил личному составу Мангушского районного отделения полиции нового руководителя – майора полиции Константина Королева. Ранее Королев служил старш...
  • «Донбасс» – вновь в строю 24.10.2018     Корабль морской охраны «Донбасс» Мариупольского отряда морской охраны Госпогранслужбы вернулся в строй для охраны Государственной границы в акватории Азовского моря после проведения планового ремонта. Восстановлением    корабля занимался А...
  • За сжигание листвы – штраф 24.10.2018     Осень – пора утилизации опавшей листвы и сухой травы на местном полигоне ТБО (твердых бытовых отходов). За сжигание листвы, как известно, предусмотрена административная ответственность. По информации начальника отдела по работе с обращения...
Все новости 115 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Ноябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

 

Обзор женской зимней одежды сезона 2017/2018

Как выбрать мужскую сумку

Выбираем качественные простыни на резинке

Как выбрать свадебный торт?

Выбираем брюки для женского костюма