Доза абсурда - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

Доза абсурда

  

На сцене мариупольской драмы – реалити-шоу по антипьесе «Голомоза співачка»

 В культурное пространство Мариуполя настойчиво пытаются прорваться современные альтернативные течения – и хотя они возникли десятилетия назад, для нашего города и неомодернизм, и театр абсурда – явления нерядовые, вызывающие горячие споры между сторонниками и противниками всего нетрадиционного.

Очередное такое событие – премьера спектакля «Голомоза співачка» («Лысая певица») по пьесе румынско-французского драматурга Эжена Ионеско в постановке режиссера Анатолия Левченко, которая состоялась в минувшую среду в Донецком академическом областном драматическом театре (Мариуполь).

Нельзя сказать, что до этого в мариупольской драме никогда не ставили пьесы абсурда, но именно «Лысая певица» – один из главных символов театра абсурда. И, как говорят сами актеры, «такого мари­упольские зрители еще не видели».


Смеяться и плакать

Ионеско написал
«Лысую певицу»
под впечатлением
англо-французского разговорника. Премьера состоялась 11 мая 1950 года в Париже

Эта постановка идет на малой сцене на украинском языке. О чем спектакль – сколько зрителей, столько и мнений. Может показаться, что это действия и диалоги без сюжета и логики, а подчас – полная «нісенітниця». С одной стороны, действия и слова персонажей обычны, но в совокупности дают ощущение полной абсурдности происходящего. Лысой певицы среди действующих лиц зритель не увидит, нет ее и в пьесе. Но не будем раскрывать все карты, дабы не испортить новизну впечатлений для зрителей.

«Если в двух словах, это о том, что часто язык не выполняет функции коммуникации, не объединяет, а разъединяет людей, – говорит режиссер Анатолий Левченко. – Мы живем в мире словесных клише. Когда спрашиваем «Как дела?», это не означает, что нам действительно важно знать о проблемах другого. Мы думаем, что общаемся, невольно став заложниками этих клише, которыми мастерски и иронично играет драматург».

Время от времени зрители смеются – не только словам, но и подаче материала: действиям, жестам, мимике актеров. На самом деле, это вовсе не комедия. По окончании спектакля понимаешь, насколько это тоскливо – жить, как миссис и мистер Смит или супруги Мартин.

 

Артистам непросто

Исполнители ролей в «Голомозій співачці» признают – им пришлось нелегко: текста много, словесные конструкции Ионеско сложные, многие реплики вообще не связаны между собой. Плюс – малая сцена в любом случае требует выложиться по полной программе.

«Это интересно, но тяжело – скажу честно. Прийти к пониманию своей сверхзадачи удалось не сразу. Не нужно искать смысл в отдельных эпизодах, это ошибочный путь. Только глядя на картину целиком, можно сделать вывод. Обычно при работе над новой ролью все наоборот, – рассказала Вера Шевцова (миссис Мартин). – Думаю, главная мысль – то, что мы слишком часто вгоняем себя в рамки, боимся быть самими собой. Хотим избежать конфликтов, угодить другим и за вежливыми пустотами прячем свои чувства. Говорить то, что чувствуешь, – сложно. Безусловно, каждый увидит свое. Но если кто-то из зрителей попытается что-то изменить в себе, стать честнее –  для нас это будет победа».

«Возможно, кто-то узнает типичные ситуации в отношениях между мужчиной и женщиной. И, узнав себя, задумается – а это уже первый шаг к выздоровлению», – считает Дарья Недавняя (миссис Смит).

А вот «Головний пожежник» Андрей Луценко, принятый в труппу мариупольского театра несколько месяцев назад, откровенно заявил: ему театр абсурда как жанр чужд.

«Были в Ивано-Франковском музыкально-драматическом театре наряду с серьезными спектаклями и провокационные постановки. Но с театром абсурда не сталкивался, думал, что уже и не придется иметь с ним дело… Люблю больше традиционный театр», – сказал Андрей ­Луценко.

Впрочем, несмотря на подобное отношение, он вписался в абсурд очень органично, что не­удивительно для актера с таким опытом. Роль Главного пожарного стала его первой самостоятельной работой на мариупольской сцене.

Актер переехал в наш город из Ивано-Франковска, где проработал в театре 20 лет. И, если бы не война в Донбассе, возможно, там бы и остался – но, отправившись на фронт добровольцем, в Мариуполе встретил любовь, ради которой и сменил место жительства. Благодаря таким необычным поворотам судьбы, мариупольский театр обрел нового опытного актера.

 

Воспитание зрителя

На то, что мариупольцы могут оказаться не готовыми к подобным экспериментам, режиссер смотрит по-своему: «В середине 90-х годов у нас были полные залы на Гарольда Пинтера и Владимира Набокова. Что, на Марс все улетели? Не верю. Просто надо давать пищу для разума, дозированно, но регулярно – Набокова, Сартра, Камю».

Сам Анатолий Левченко в прошлом ставил «Пейзаж», «Бред вдвоем» Ионеско, и абсурдизм для него не нов. Экспериментировали с неформатом на малой сцене и другие режиссеры. Но ни один из этих спектаклей не шел долго, поэтому о «регулярном» воспитании зрителя говорить не приходится.

Задержится ли в действующем репертуаре «Голомоза співачка» – покажет время. По крайней мере, у нее есть перспективы быть показанной на театральных фестивалях – постановка на государственном языке, современная. Напомним, в прошлом году дуэт Дарьи Недавней и Веры Шевцовой уже принес театру признание на международном театральном фестивале AndriyivskyFest – за роли в черной комедии «Жах». Логично, что Анатолий Левченко продолжает задействовать в своих постановках «любимчиков» – они есть у каждого режиссера. И хорошо, что мотивирует актеров целиться выше, показывать мариупольский театр за пределами города.

В конце концов, как говорил Гарольд Пинтер: «Чего ради готовить пудинг, если ты не собираешься его есть?» Дегустируем – блюда в стиле абсурда в меню мариупольского театра предлагают нечасто.

 

Играть абсурд нелегко. Вера Шевцова, Дмитрий Музыка, Дарья Недавняя и Вадим Ермишин могут гордиться, что именно они знакомят мариупольцев с наследием Ионеско.


 

15.03.2019 | Людмила Ермишина


Другие новости ПР № 19 от 15.03.2019

  • В свободном полете 15.03.2019    Все больше фрилансеров предпочитают работать не дома, а в коворкингах. Где в Мариуполе можно арендовать рабочее место?    Коворкинги (места, где можно арендовать площадь для работы) – явление относительно новое для Мариуполя, но развитое во мно...
  • Туристы в Мариуполе заплатят сбор почти в два-пять раз меньший, чем во Ль... 15.03.2019   Минимальные ставки нацелены на развитие сферы туризма в нашем городе   В связи с изменениями в Налоговом кодексе Украины, вступившими в силу с 1 января 2019 года, вводятся новые правила взимания туристического сбора. Если ранее он равнялся 1% от...
  • Строительная амнистия в действии 15.03.2019   С нового года узаконить самострой стало еще проще   У владельцев самостроев возникают проблемы, когда нужно оформить право собственности на строение, продать, разделить или передать по наследству недвижимость. Нарушителям грозит административный...
  • Мариупольцы получают субсидии живыми деньгами 15.03.2019       Выплаты субсидий в денежной форме субсидиантам - не пенсионерам «Ощадбанк» начал с 12 марта. Клиенты получают средства на карточные счета, а также через систему денежных переводов «Швидка копійка». К середине второго дня выплат (на 15:00 13 ...
  • Новости коротко 15.03.2019   В Украине Многодетные семьи получат помощь На заседании Кабинета министров 13 марта было принято решение внедрить с апреля дополнительную помощь многодетным семьям, сообщает Информационный вестник правительства. С апреля многодетные семьи будут ...
  • Жилмассив Кировский предлагают переименовать 15.03.2019   Мариупольцы могут выбрать новое название самостоятельно Переименовать остановку «Жилмассив Кировский» пора давно, тем более что улица Кирова уже несколько лет называется Марьинская. Историческое имя ей вернули в 2016-м. Директор департамента тра...
  • Найди работу онлайн 15.03.2019   Интерактивную карту поиска вакансий открыл Мариупольский центр занятости Теперь, чтобы найти работу, соискателю достаточно перейти по ссылке на сайте Мариупольского горсовета https://mariupolrada.gov.ua/ru/news/u-mariupoli-pracjue-interaktivna-ka...
  • Металлург – профессия будущего 15.03.2019     Чтобы написать сочинение о металлургии, нужно своими глазами увидеть раскаленный металл, услышать гул механизмов, пройтись по цеху в спецодежде     В минувшую среду в рамках конкурса «Steelman – профессия будущего», который организовала Груп...
  • Как «гендель» ни назови, продуктовым магазином он не станет 15.03.2019   Вместе с сотрудниками Центрального отдела полиции мы вышли в рейд по местам незаконной торговли спиртными напитками и сигаретами     Без лицензий, акцизных марок и даже собственного паспорта – на просьбу показать хоть какие-то документы многие ...
  • Україна, Донецька область Маріупольська міська рада виконавчий комітет 15.03.2019   Рішення Від 22.02.2019 №4               м. Маріуполь Про внесення змін до рішення виконкому міської ради від 22.10.2018 №444 «Про затвердження коефіцієнта співвідношення та тарифів на проїзд та перевезення багажу у транспортних засобах комуналь...
Все новости 19 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Октябрь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Детские коляски Stokke

Ремонт деревянного пола

Что такое 3D-ограждение?

Напольное покрытие

Особенности шопинга в Черную пятницу