StartUp Гогольfest раскрыл новые грани современного искусства - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

StartUp Гогольfest раскрыл новые грани современного искусства

 

Балет кранов, танец под потолком, переплетение сюжетов
и свежий взгляд на привычные вещи – чем удивлял мариупольцев
и гостей города фестиваль

 

StartUp Гогольfest в Мариуполе

6 дней

8 локаций

100 мероприятий

50% международного контента

35000 человек посетило фестиваль

В Мариуполе завершился международный фестиваль современного искусства StartUp Гогольfest, проходивший в нашем городе второй раз. В течение шести дней, с 26 апреля по 1 мая состоялось более сотни мероприятий. На улицах Мариуполя появились инсталляции –  подарок нашему городу от участников фестиваля. Напомним, спонсоры фестиваля – Фонд развития Мариуполя, ключевым донором которого является Группа Мет­инвест (инвестиции компании составили 1,5 млн грн), Мариупольский горсовет, Гете Институт, Австрийский культурный форум, Польский институт, посольства Дании, Швеции и Швейцарии.

Культурная локация на колесах

В предпасхальный день на мариупольский вокзал из Киева прибыл расписной поезд. Состав из десяти вагонов разрисовали художники из разных регионов Украины.

Это – ГогольTrain, первый в Европе арт-поезд, который, по словам организаторов фестиваля, объединяет города, людей и искусство. На арт-­поезде в Мариуполь приехало более трехсот человек – участников фестиваля и зрителей, в основном из Киева, Винницы, Днепра, Львова, представителей иностранных посольств.

К слову, арт-поезд – это не просто чартер к фестивальной локации, а сам по себе ивент – культурное явление на колесах. В поезде было весело: пассажиры общались, креативили, развлекались – в вагоне-ресторане проводились живые концерты, выступали диджеи.

Киевлянка Саша Моний считает, что искусство побеждает войну, поэтому вопрос ехать или не ехать в прифронтовой город перед ней не стоял: «Я ходила на Гогольfest, когда он был в Киеве. В Мариуполе впервые, и мне интересно сравнить, как это проходило в столице и здесь. Поездка в ГогольTrain – это возможность пообщаться с единомышленниками, и это здорово. Я –оператор, снимала видео для фильма об этом арт-поезде».

К слову, режиссер будущего фильма Степан Кулына, также прибывший в Мариуполь этим поездом, рассказал, что фильм о ГогольTrain готовится для фестивальных показов, выкладывать его в интернет не планируют.

Художественный куратор проекта Андрей Янковский отметил, что после фестиваля вагоны расформируют и вернут «Укрзалізниці» и они в таком разрисованном виде будут курсировать в составах пассажирских поездов.

Море, эллинская культура и промышленность – генетический код Мариуполя

Открыл фестиваль современного искусства в Мариуполе Сергей Бабкин, публика принимала его очень тепло, к радости зрителей, он вместо часа пел полтора! В тот же день, немного ранее, выступили юные музыканты из мари­упольской группы Sun Scream и украинская группа Yuko.

В субботу было представлено сразу три проекта театральной программы, которые прошли с аншлагами: швейцарский моноспектакль на французском языке с титрами «Be my Marguerite!»  («Будь моей Маргаритой»), итальянский балет-трагедия «Butterfly – Colori Proibiti» («Баттерфляй – Запретные цвета»), а также самое ожидаемое событие фестиваля – гранд-­опера «Νερ?» («Неро»). Первый и единственный показ масштабного театрального шоу проходил в доке Азовского судоремонтного завода, что позволило по-­новому взаимодействовать с пространством.

«Νερ?» - гимн возрождению и очищению от режиссера Влада Троицкого, в котором море, эллинская культура и промышленность представлены как части генетического кода нашего города. Переосмысление этих составляющих и связи между ними – акт, без которого невозможен Мариуполь будущего.

Над оперой работали композиторы Роман Григорив и Илья Разумейко, участниками постановки стали музыкальная формация NOVA OPERA, группа «Це Шо», актеры центра современного искусства «ДАХ», мариупольских коллективов «Театромании» и театра кукол, а также работники АСРЗ.

Это событие – уникально в своем роде, ведь гранд-опера состоялась на режимном объекте. Около 600 билетов на спецсобытие разлетелись мгновенно. Все, кто не попал на постановку, могли посмотреть ее прямую трансляцию в интернете и на местных телеканалах.

Балет кранов – это прелюдия к основному действу. Началось представление с выезда локомотива с маской Гоголя. Затем зазвучала музыка, зрители увидели синхронный танец пяти огромных грузовых кранов.

«Наша задача состоит в том, чтобы сделать из работы поэзию, балет – это история любви пяти кранов к работе, к морю, небу, жизни, их взаимодействие в одном танце, - рассказывает один из организаторов мероприятия Вальдемар Клюзко, представившийся «директором землетрясений».

Добиться синхронного танца громоздкой техники под живую музыку удалось в том числе благодаря мастерству работников Азовского судоремонтного завода. По словам машинистов крана, команды они получают по рации, их выполнение для них - обычное дело, к тому же без грузов работать легче.

После зрители прошли по понтонному мосту в сторону дока и поднялись в амфитеатр. Напротив – на огромном самоходном плавкране Мари­упольского морского торгового порта, который находится на ремонте, расположились музыканты и певцы. На затопленном морской водой доке в резиновых сапогах исполняли танец местные и приезжие артисты, одетые в синие костюмы со светоотражающими элементами, вместе с людьми танцевала и техника - заводские погрузчики. Огромное пространство дока, заполненное металлическими конструкциями, заиграло новыми красками и наполнилось новыми смыслами благодаря великолепным визуальным эффектам, свет прожекторов уходил высоко в небо, и лучи пересекались крест-­накрест. В финале оперы с поверхности дока была поднята огромная железная конструкция в виде креста, все это вызывает ассоциации с распятием и воскрешением Иисуса Христа.

Идея создания гранд-­оперы принадлежит Владу Троицкому. По словам мэтра, очень символично, что гимн возрождению и очищению был показан в пасхальную ночь.

«Чувственный сюжет есть, а интеллектуального - нет, это не фабульная история. Если любите разгадывать метафоры, тогда увидите сюжет. Показ гранд-оперы «Νερ?» состоится здесь в первый и последний раз. «Νερ?» - опера об очищении и вере», - рассказал Влад Троицкий журналистам за день до премьеры.

Среди зрителей был и городской голова Мариуполя Вадим Бойченко. «Была замечательная атмосфера, это что-то неимоверное! Мы очень хотели, чтобы Мариуполь мог презентовать себя как промышленный город, который перерождается, что пост­индустриальное состояние переходит в культурную фе­ерию. Сегодня мы почувствовали, что Мариуполь - индустриальная культурная столица востока Украины. Наша задача – показать, что Мариуполь – мирный город, который развивается, и к нам с каждым годом приезжает все больше туристов, в том числе из Европы, дальнего зарубежья, они открывают для себя Мариуполь с новой стороны», - отметил мэр.

Впечатлениями от оперы поделился и режиссер мари­упольской «Театромании» Антон Тельбизов: «Получилось очень завораживающее действо, которое наталкивает на осознание и поиск себя в этом мире. Менее чем за сутки до премьеры актеры «Театромании» приехали сюда на репетицию в 11 ночи и работали до пяти утра. Репетировали всего два дня».

Новый взгляд на шедевр Стравинского

В день Пасхи мариупольцам и гостям города представили современный театральный перформанс - первую урбанистическую интерпретацию классического произведения «Весна священная». Его создал Low Air Urban Dance Theatre из Литвы. В основу постановки легло одноименное всемирно известное музыкальное произведение Игоря Стравинского. Более ста лет назад премьера балета «Весна священная» в Париже была освистана: тогда зрители не смогли оценить гениальность этого творения, которое впоследствии стало культовым.

Интерпретация литовцев, поставленная в 2016 году, существенно отличается от нашумевшей дягилевской постановки: тема жертвоприношения скорее не трагична, а комична, пороки общества показаны через призму иронии и сарказма. В отличие от классического произведения, здесь нет главной героини - избранной, великой жертвы, которая после исполнения ритуального танца умирает от измождения, чтобы стать заступницей племени.

Единственная декорация перформанса – огромный куб из пластиковых трубок. Как пояснили артисты, эта фигура в литовской этнокультуре символизирует сад, а также солнце, космос, а в современной трактовке - систему, в которой мы все живем.

«Люди по-разному принимают нашу постановку. В нынешние времена у каждого из нас много ежедневных ритуалов, мы приносим себя в жертву медиа, социуму. В нашей постановке нет самого главного персонажа - избранной, потому что каждый из нас – главный, избранный, и каждый жертвует собой», - рассказывает директор театра, хореограф, танцор Лавринас Жакявичюс.

От Мариуполя у литовцев очень приятные впечатления, они отметили, что наш город очень уютный. «Я увидел, что люди здесь очень крепкие духом, украинцы гордятся собой, своей страной», - отметил танцор Мариус Эидригевичус.

Красота и сила танца

Мариупольцев ожидало еще одно эстетическое потрясение. На сцене Дворца культуры «Молодежный» показывали уникальный балет-трагедию «Баттерфляй – Запретные цвета», поставленный режиссером Моникой Казадеи. Это невероятный тандем драмы Юкио Мисимы «Запретные цвета» и классики итальянской оперы «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини.

Балет длится час, и все это время главная танцовщица, сама Мадам Баттерфляй, на тросах летает над сценой, исполняя сложные хореографические движения. Красота и сила танцевального коллектива Compagnia Artemis Danza приковала взгляды аудитории с первой минуты. После окончания балета зал аплодировал стоя.

«Я знаком с оперой «Мадам Баттерфляй», поэтому мне было легче уловить символизм. Между балетом и классическим произведением чувствуются параллели, главное – суметь их увидеть. Конечно, для людей, далеких от мира искусства, происходящее на сцене будет трудным для восприятия. Но искусство на то и искусство, оно не для всех», – поделился впечатлениями от постановки зритель Виктор Мезенцев.

В Мариуполе – как дома

Еще одна локация фестиваля – Городской сад, где на большой сцене выступали известные исполнители и группы: Bahroma, Sun Scream, Monarchy, Alyona Alyona и другие.

Хедлайнером четвертого дня фестиваля стала украинская певица Джамала. Зрители ждали ее как никого другого - подпевали песням из нового альбома, поддерживали певицу фонариками, некоторых выступление артистки растрогало до слез.

Джамала рассказала, что уже в дороге она вместе с коман­дой решила изменить программу, добавить уникальные интро (вступления) к некоторым композициям. Со сцены звучали песни из последнего альбома «Крила», который вышел в октябре. Кроме того, Джамала на бис исполнила песню «1944», которая принесла ей победу на Евровидении в 2016 году. Вместе с артисткой, казалось, пел весь город. «Мариуполь такой теплый и родной. Когда я хожу по улицам, он мне очень напоминает Симферополь, мои родные места. Я чувствую себя здесь как дома. Возможно, потому что море рядом», - призналась Джамала.

Чистый Air

Уже третий раз в Мариуполь приехали неподражаемые Dakh Daughters (в переводе с немецкого - Дочери Даха) - украинская женская группа, выступающая в жанре фрик-кабаре и театрального перформанса.

В прошлом году очень популярное не только в Украине, но и за рубежом фрик-кабаре открывало первый в Мариуполе Гогольfest, в нынешнем закрывает второй, презентуя свой новый альбом Air («Воздух»). Между двумя фестами девушки из Dakh Daughters совершили свой первый и очень успешный американский тур, удостоились похвальных отзывов в The New York Times после выступления на фестивале Global Fest. Затем последовали гастроли в Европе, приглашения на фестивали во Франции и Бразилии, и вот - Мариуполь, в котором, судя по всему, «дочери Даха» чувствуют себя вполне комфортно.

30 апреля представители U-Report - глобального молодежного проекта

ЮНИСЕФ - провели интервью с участницами коллектива, дав возможность присутствовать на нем всем желающим. Пятеро из семи Dakh Daughters, в том числе Руслана Хазипова и Татьяна Гаврилюк, рассказывали о планах на будущее, творческом сотрудничестве с Владом Троицким и, конечно же, о новом альбоме Air: «Новые песни - философские, печально-ироничные, даже очень личные. В основе была идея Влада – воздух. И это не только альбом, а проект на целый год. Гогольfest – Air, прошлогоднее открытие «Французской весны» с участием Новой Оперы и президентского оркестра Украины - тоже Air. То есть целая философия, которая выкристаллизовалась в диск». Помимо этого, девушки делились мнением об изменениях в стране, молодежной и музыкальной среде, а также о том, как не жаловаться, а действовать. Отчасти об этом песня №1 нового альбома - Inshe Misto: хорошо там, где нас нет, или как сделать хорошо там, где мы есть. Интервью с группой читайте в следующих номерах «Приазовского рабочего».

Стенография чувств и эмоций. Киевская музыкальная группа Bahroma исполнила мечтательный поп-рок.

Эксклюзивно для ПР. Организатор фестиваля Влад Троицкий оставил автограф для газеты. Он рассказал, что впечатлен гостеприимностью мариупольцев.

 

Пробрали до мурашек. Оперу об очищении и вере «Νερ?» показали в Мариуполе в первый и последний раз. Зрители завороженно наблюдали за действом, которое разворачивалось в доке Азовского судоремонтного завода.

Любимица публики. Джамала исполнила песни из нового альбома и специально для выступления в нашем городе добавила уникальные интро к своим композициям.

Приехали! ГогольTrain привез в Мариуполь художников, музыкантов и гостей фестиваля со всей Украины.

 

Каждый из нас – избранный. В перформансе «Весна священная» литовский театр переосмыслил классическое произведение.

 

Сергей Бабкин: «Мы в предвкушении чуда»

 

В эксклюзивном интервью для «Приазовского рабочего» известный певец рассказал, почему последний альбом «Музасфера» для него – особенный

 

О важном. Песни Сергея Бабкина завоевывают сердца зрителей нежностью и откровенностью.

 

Музыкальный хедлайнер, открывший StartUp Гогольfest в этом году, – известный актер и музыкант Сергей Бабкин. Он приехал в Мариуполь
в прошлую пятницу рано утром. Немного отдохнув с дороги, вместе
со своей командой отправился репетировать в Городской сад, где была установлена большая сцена. После саундчека мы пообщались со звездой отечественной эстрады.

 

– Сергей, рады вас приветствовать в Мариуполе, где вы частый и желанный гость. Мариупольская публика всегда очень тепло вас встречает.

– Я знаком с Мариуполем очень давно, еще со времен учебы на театральном факультете в институте искусств в Харькове. Я тогда встречался со своей однокурсницей, она родом отсюда – это Татьяна Михина, сейчас она заслуженная артистка Украины, актриса, работает в театре имени Ивана Франко в Киеве. Я приезжал сюда, встречал ее на вокзале.

Публика в Мариуполе очень хорошая, безумно заряженная. Сколько я играю в этом городе – заметил, что здесь очень хорошо реагируют на сильные вещи, которые ближе к року.

– Вы открываете StartUp Гогольfest в Мариуполе, в рамках этого фестиваля в нашем городе вы выступаете впервые. Чем на этот раз порадуете публику?

– Да, но я не впервые участвую в Гогольfest’е, был задействован не только как музыкант, но и как актер, выступал вместе с театрами «Прекрасные цветы», «19».

Поскольку Мариуполя не было в списке городов нашего тура в поддержку последнего альбома «Музасфера», мы воспользуемся случаем и сыграем то, что исполняли во время презентации этого альбома во всех городах. Вместе с тем будет что–то особенное, чего не было в туре, например старые песни, такие как «Тук–тук», «Пиши», «Мотор», «Белые рубашки». Сыграем их не только для публики, но и для себя – соскучились по ним, наверное.

– «Музасфера» – особенный для вас альбом?

– Да, это мой первый полностью украиноязычный альбом, это очень важно. Он вышел 1 октября 2018 года – с погрешностью в неделю, как зародился у нас сыночек. Чуть позже я это осознал. Поэтому для меня это суперособенный альбом. Самый главный посыл, о котором я всегда говорю и который отметил в названии, – что мы все – отдельные планеты, у каждого есть ареол, кокон, в котором мы живем. Если что–то хочешь изменить в мире, нужно начинать с себя, со своего мирка, со своей планетки, и потом к тебе будут притягиваться другие планетки, – это вдохновение. Мир вокруг нас и внутри нас – это абсолютно идентичные миры. Почему–то в основном 99% людей об этом совершенно не думают, отделяют одно от другого. А на самом деле ничто не существует отдельно, все связано, сшито.

– Кто для вас является музой, кто вас вдохновляет?

– Муза – это моя супруга, это моя семья, мои дети, мой мир, моя крепость, мой дом.

– Вы с супругой Снежаной ожидаете третьего ребенка. Ваша жена, несмотря на то что находится на позднем сроке беременности, приехала вместе с вами в Мариуполь. Не опасаетесь за нее и будущего малыша?

– Мы в предвкушении чуда, которое произойдет через два месяца, – у нас родится сын, мы живем в ожидании того, кого носит Снежка (Снежана. – Прим. авт.). И это самое важное сейчас, я стараюсь не отвлекаться на второстепенные вещи. Творчество может быть в настоящем или прошлом, меняется жизнь, направления, настроение. Сегодня ты творчеством занимаешься, а завтра квартиры продаешь или ресторан свой открываешь – да что угодно. Но для меня на первом месте – моя семья, это то, что останется с тобой тогда, когда у тебя ничего больше не останется. 

Это последний выезд Снежаны до родов, у нее восьмой месяц, в конце июня ожидаем рождения сына. Я переживаю за нее и нашего ребенка, конечно. Говорил ей, что нужно было еще раньше прекращать ездить. Но она у меня такая боевая, сильная, с доченькой практически до родов бегала в театр, играла в спектакле на восьмом месяце.

– Имя будущему ребенку вы придумали?

– Конечно, но я его пока не буду говорить, впервые скажу это имя ему.

 

Арт-экскурсия по Мариуполю: скрытые смыслы и надежды на будущее

 

В дни Гогольfest’а гостям фестиваля показали уникальные инсталляции художников и скульпторов

Арт-пространство «Коло». У детской площадки Городского сада каждый желающий мог посидеть рядом

с «Носом» классика – Николая Гоголя.

 

Гидом выступала организатор и координатор визуальной программы фестиваля Алена Чиженко. Сама экскурсия начиналась с «Вежи», где в эти дни было особенно многолюдно, здесь установили три арт-объекта.

Один из них - скульптура Максима Кривошеева и его сына Ивана – нагревающиеся руки, на третьем этаже можно было увидеть «Продуктовый портрет» Ксении Оксинь. Автор провела своего рода исследование покупателей, которые приобретают алкоголь, батон и детское питание.

Большой интерес у мариупольцев вызвала камера обскура, созданная командой Вальдемара Клюзко. Ее установили на верхнем этаже «Вежи», превратив его в один большой фотоаппарат: человек оказывается внутри камеры в темноте, и перевернутый вверх ногами город через маленькие дырочки проецируется на белое полотно.

Далее экскурсантам показали металлические деревья, созданные Надеждой Стороженко и Виталием Салюком, - арт-объекты установили на аллее рядом с водонапорной башней. Следующий пункт экскурсии – обновленный шахматный клуб. Здесь в IT-хабе «Спалах» разместили несколько работ. Это детская халабуда Марго Резник под названием «Дом, построенный внутренним ребенком». Естественно, что детвора с удовольствием «обжила» домик, играя в нем.

Тут же были представлены произведения мариупольских художников – картины из проводов и кусочков ковров. На втором этаже экскурсанты увидели работы группы «Мио» - Оли Кияшовой и Юлии Аристовой.

А уже в Городском саду мариупольцев и гостей города встречала маска Гоголя. Потом все перешли в арт-пространство «Коло», еще с прошлого года здесь «живет» плетеный человечек. Здесь же выставили картину местного художника и активиста Николая Шевченко «Феникс». Также в парке можно было увидеть другие инсталляции, насладиться красотой цветущих тюльпанов. Организаторы позаботились и о детях, установив прозрачную трехметровую горку – символ того, что мальчишки и девчонки стали в XXI веке другими.

В Мариупольском краеведческом музее все желающие могли познакомиться с выставкой снимков города, сделанных в прошлом году из троллейбуса-фотоаппарата.

Инсталляции, которые находились во Дворце культуры «Молодежный», были посвящены сегодняшним тревогам и боли украинцев. Например, «Экстренный рюкзак» Алены Кирпы и коллаж из газет с оккупированных территорий Украины – работа Ани Легенькой.

На балконе второго этажа можно было познакомиться с творчеством Яны Седовой, художницы, журналиста-репортера, которая работала в населенных пунктах серой зоны конфликта,  – фотовыставкой «Затьмарення». В холле работал литературный зал, где также были представлены произведения художниц: два бюста – две головы. Одна из них называла имена погибших военнослужащих. В этом списке, как заметила Алена Чиженко, свыше тысячи страниц, данные были взяты из открытых источников.

Во внутреннем дворике «Молодежного» разместилась инсталляция украинского художника Антона Логова, Анны Луговской и Яны Седовой – макет женщины из металла, которую не могут поднять воздушные шары.

Последней точкой экскурсии было посещение платформы ТЮ. В подвале никто не мог остаться равнодушным, увидев «Руки» Юлии Савенко – слепок рук автора, мужа и дочери, разлученных событиями в Донецке и пытающихся воссоединиться. Также здесь можно было поразмышлять над граффити Алены Кирпы «Окно в идеальный мир», который мы ищем, не замечая реальности.

По словам Алены Чиженко, проект удалось осуществить благодаря грантам, помощи зарубежных партнеров: шведов, немцев, итальянцев, англичан.

 

03.05.2019 | Юлия Франжева, Татьяна Жук, Светлана Кузминская, Александр Панков


Другие новости ПР № 32 от 03.05.2019

  • StartUp Гогольfest раскрыл новые грани современного искусства 03.05.2019   Балет кранов, танец под потолком, переплетение сюжетов и свежий взгляд на привычные вещи – чем удивлял мариупольцев и гостей города фестиваль   StartUp Гогольfest в Мариуполе 6 дней 8 локаций 100 мероприятий 50% международного конт...
  • Развивая, поощрять и помогать 03.05.2019     Место встречи изменить можно. Впервые за последнее время сессия Мариупольского горсовета прошла не в ДК «Молодежный», а в актовом зале Левобережной райадминистрации. Смену прописки мэр Вадим Бойченко объяснил тем, что за «Молодежным», который ...
  • «Веселка» заиграла всеми цветами радуги 03.05.2019 В парке прошел фееричный фестиваль цветов – мариупольцы любовались красотой нарциссов и тюльпанов   Театральный сквер спроектирован по подобию лондонского Грин парка, образцом для «Веселки» послужил известный королевский парк цветов в Нидерла...
  • Шлюз в 64 млн евро открыт 03.05.2019   Рада ратифицировала Рамочный договор между Украиной и Францией по питьевой воде в Мариуполе   Быть Мариуполю с чистой водой! Принятый закон открывает путь для инвестиций.     Историческим решением для нашего города назвал мэр Вадим Бойчен...
  • Остаемся едиными 03.05.2019   Впервые с 2014 года, начала боевых действий на Востоке Украины, Благодатный огонь, привезенный в Киев из Иерусалима, передали в Донецк «Это сигнал нашим братьям и соотечественникам, находящимся на неподконтрольной Киеву территории: мы остаемся ...
  • Король майских праздников 03.05.2019 Ароматный шашлык... Перед этим блюдом невозможно устоять! После зимы так и тянет замариновать мясо и выбраться к речке или в лес – насладиться красотой природы и полакомиться приготовленным на костре угощением     За окном май, а значит, самое вре...
  • Вторая жизнь яркой пластиковой крышечки 03.05.2019 Школьники собрали 27 тысяч крышечек, чтобы помочь детям с плоскостопием     Двойная польза. Такие экологичные ортопедические коврики отлично подходят для массажа стоп.   Два месяца шел сбор пластиковых крышечек – по инициативе мариупольского о...
  • Восстанавливаем микрофлору изнутри 03.05.2019   Почему кишечник называют «вторым мозгом» и как его оздоровить без лекарств   Вопрос Врачу Дорогие читатели! Свои вопросы на тему здоровья вы можете направлять в редакцию «Приазовского рабочего» (пр. Мира, 19) почтой или присылать на...
  • «Мариуполь – форпост безопасности  всей страны» 03.05.2019 Начальник криминальной полиции Донетчины Артем Кисько – о работе уголовного розыска, боевых ранениях и раскрытии резонансных дел Когда в родной Донецк и Украину пришла война, он остался верен присяге. Затем было участие в спецоперациях и боевых де...
  • Держитесь подальше от лис и бродячих собак 03.05.2019 Ласковое поведение животных должно настораживать: возможно бешенство Уже открылся сезон пикников, шашлыков, рыбалки. Чтобы отдых на природе не закончился в больнице, следует знать, какую потенциальную угрозу могут нести дикие животные. «Бешенство, ...
Все новости 32 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Май 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Обзор женской зимней одежды сезона 2017/2018

Продажа юридического адреса от компании ЮрЛайф

Электротехнические устройства автоматизации процессов управления машинами, агрегатами, установками

Ремонтом квартир в новостройках - план работ

Регистрация лодки, права на лодку и катер Черкассы