Сергей МАГЕРА: «Зарабатывать мы умеем, выпрашивать – не хотим» - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

Сергей МАГЕРА: «Зарабатывать мы умеем, выпрашивать – не хотим»

 

Депутат Мариупольского горсовета Сергей Магера – о перспективах децентрализации, социальной защите и экологии

 

 
Люди доверяют. Мариупольцы выбирают Сергея Магеру в городской совет с 2002 года.

Сергей Магера – депутат Мариупольского городского совета с многолетним опытом, вот уже 17 лет горожане доверяют ему решение важных для Мариуполя вопросов. В нынешней каденции он возглавляет постоянную депутатскую комиссию по бюджету и финансам и, как никто другой, может рассказать о пре­имуществах и подводных камнях финансовой децентрализации, тех или иных аспектах развития города. Человек активной жизненной позиции, он никогда не отмалчивается в сессионном зале, умеет аргументированно и четко отстоять свою точку зрения.

Отвечая на вопросы «Приазовского рабочего», Сергей Магера рассказал о том, что считает главным в своей программе кандидата в народные депутаты Украины в одномандатном избирательном ­округе № 58.

 

Реформа правильная, но она должна быть справедливой

– Сергей Васильевич, как вы оцениваете результаты децентрализации, то есть перераспределения средств в пользу местных громад, на сегодняшнем ее этапе — в частности для Мариуполя?

«Я убежден, что любой депутат должен руководствоваться исключительно интересами громады, его избиравшей. Моя программа составлена на основе обращений, полученных от мариупольцев на встречах и депутатских приемах»

Сергей Магера,
депутат Мариупольского горсовета, кандидат в народные депутаты Украины

– Считаю, это одна из самых правильных реформ, внедренных в Украине за последние годы. Перераспределение средств позволило местным органам власти самим регулировать как свои затраты, так и инвестиции.

Мне было интересно сравнить бюджет нашего города прошлого года и кризисного 2008-го – 997 миллионов и 2,4 миллиарда гривен. Так вот, при пересчете по курсу доллара и с учетом инфляции самого доллара — 19% за 10 лет, оказалось, что прошлогодний рекордный бюджет не превышает сумму 2008 года. Мы не стали больше зарабатывать – новых предприятий не добавилось, а условия войны на протяжении уже пяти лет отнюдь не способствуют увеличению объемов производства. Тем не менее и при таком раскладе децентрализация принесла Мариуполю бюджет развития в 1 миллиард 200 миллионов – такого в истории города еще не было. При этом половину этой суммы заработал сам город, половину команда мэра Вадима Бойченко смогла привлечь как у украинских, так и у зарубежных партнеров. Это гораздо расширило возможности в проведении капремонтов детских садиков и школ, технического переоснащения коммунальных предприятий.

Но я бы не идеализировал итоги этой реформы — в Украине деньги на развитие перераспределялись зачастую некорректно. Когда этот процесс только начинался, его поддержали все, обещали не только передачу полномочий и функций, но и соответствующий бюджет для их выполнения. Но, когда город обретал новые для себя функции и обязательства, оказывалось, что средствами наделять «забывали».

Нынешнее правительство перекладывало на города свои обязательства поэтапно, в течение нескольких лет. Дело в том, что три-четыре года назад города были еще не готовы работать по-новому с документацией, с системой госзакупок «Прозорро», с проектами, поэтому на счетах и к концу отчетного года оставалась часть неиспользованных средств. Правительство из этого сделало вывод, что это излишки, начались попытки перевести на местное финансирование еще что-нибудь, например учреждения профтех­образования. Список на сегодня оказался длинный.

Полнота переданного бюджета должна обеспечить на местах устранение перекосов между предоставленными Верховной Радой льготами ­населению и объемом субвенций из госбюджета.

Сегодня в Украине все еще большая часть бюджета продолжает концентрироваться в центре. Киев все еще регулирует распределение денег субвенциями, а все без исключения области и города сидят на дотациях. Получается, что старая практика, когда жители Донецкой и других областей зарабатывают деньги для всего государства, а сами свои проблемы решить не могут, до конца не устранена.

Мы объединили усилия, чтобы как можно больше заработанных каждым регионом денег оставалось в распоряжении громад и шло на развитие региона. Мы требуем настоящего справедливого распределения — требуем, чтобы местное самоуправление получало больше финансов для повышения экономической состоятельности, чтобы города стали финансово независимыми и могли самостоятельно решать наболевшие проблемы.


Давая льготы, нужно играть по правилам

– А предоставленные государством льготы на проезд, которые еще до реформы стали проблемой города, как быть с ними?

– Действительно, наделив нуждающихся целым спектром льгот, государство при этом умалчивает о том, что не в состоянии профинансировать их, и начинает прятаться. Каждый раз, когда заходит речь о получении субвенции на проезд льготников, предъявляется масса требований – докажите, что перевозите столько, подсчет Киевом ведется по каким-то формулам, уменьшавшим сумму компенсации городу, сроки оттягиваются.

858 млн гривен

Было выделено Мариуполю из государственного бюджета
в 2018 году

В отсутствии компенсации за проезд льготных категорий город вынужден дотировать сферу транспорта ровно наполовину, так как себестоимость проезда в отсутствии компенсаций не 8, а все 16 гривен. Я не сторонник повышения тарифов, но надо быть объективными.

Похожая ситуация с жилищными субсидиями: по сравнению с 2018-м, несмотря на рост тарифов в текущем году, объем субсидий и количество их получателей значительно уменьшились, то есть расходы переложили на плечи людей. А ведь планируются новые повышения тарифов…

Это можно объяснить только одним — желанием залезть в карман граждан, которые, по теоретическим подсчетам правительства, имеют сбережения и держат деньги не в банках финансовых, а в стеклянных, в буквальном смысле, чтобы за счет людей оттянуть экономический крах их политики.

Однозначно нужно пересматривать ценовую политику по тарифам. Обещанных стратегических проектов в энергетике от государства нет, мы не слышим примеров большой реконструкции газодобывающей отрасли страны. Куда идет прибавочная стоимость от уплаченных нами всеми тарифов?

Во-вторых, уровень жизни должен расти, а деньги, кровь экономики, — работать. Жизненно необходимо поднимать уровень заработных плат. Если украинцы будут больше получать, соответственно, станут больше тратить и при стабильной экономике, не откладывая на черный день, покупать услуги и товары. Тогда станут открываться малые предприятия, развиваться сфера услуг — экономика получит новый положительный импульс. Сейчас же люди живут с оглядкой «А что будет завтра?».

Что касается социально незащищенных категорий, то монетизация льгот — единственный выход из положения. А способы монетизации могут быть разными.


Дорога в Мариуполь все еще квест

– Сергей Васильевич, раз уж мы заговорили о перевозках и транспорте, почему мы столько бьемся, а улучшить сообщение Мариуполя с остальной Украиной существенно не можем?

– В первую очередь сказывается недостаток инвестиций из Киева в восстановление коммуникации с Мариуполем. Все знают, в каком состоянии находятся автодороги, ведущие в наш город. Ремонт запорожской трассы, «дороги жизни», как ее назвали жители, – это уже притча во языцех. Да, в этом году выделили миллиард, но этого же не хватит! Такими темпами, как нам из Киева выделяют средства, эту проблему не разрешить никогда. Если ремонтировать по десять километров в год, то, пока трассу всю сделают, придет в негодность то, что реконструировали ­вначале.

Железнодорожное сообщение вроде стало лучше — пустили несколько поездов, но пассажирские вагоны не выдерживают никакой критики, старые, неудобные, в них летом чрезвычайно жарко, зимой холодно. Сервис совковый. Пути не реконструируются. Вот и получается, что мы все еще как на острове. Из-за логистики цены на ж/д билеты у нас выше, чем в аналогичных городах страны.

 

Эконалог – в экопроекты на местах

– Сергей Васильевич, как, на ваш взгляд, может повлиять государство на улучшение экологии в таких промышленных городах, как Мариуполь?

– То, что в Мариуполе экология требует внимания, видят все. Тем не менее нам с вами важно понимать: а есть ли изменения, каковы они, что делают загрязнители и выполняют ли свои обязательства? В мае текущего года по итогам внеплановой проверки независимый контролирующий орган — Азовская экологическая инспекция констатирует, что нарушений сроков по выполнению взятых на себя обязательств нет. Это говорит о важном: горожан не пытаются обмануть в ожиданиях и инвестиции в экологию не останавливаются.

Даже самые радикально настроенные экоактивисты признают в собственных постах в соцсетях, что в Европе предприятия шли к их уровню защиты экологии ни много ни мало 30 лет. В Мариуполе тоже есть изменения: я рад тому, что перестанут дымить трубы аглофабрики меткомбината имени Ильича — самой большой аглофабрики в Европе. Это колоссальный шаг. Трудно представить: с советских времен она выбрасывала в атмосферу десятки тысяч тонн пыли в год. И вот мы наконец сможем забыть про пылевые шлейфы от горизонта до горизонта.

Динамика есть, тем не менее нынешняя ситуация в плане экологии нас удовлетворить не может. Чтобы ускорить этот процесс, государству необходимо признать, что промышленным предприятиям невозможно выжить в условиях конкуренции на международном рынке и при этом финансировать масштабные экологические проекты. А учитывая, что уже приняты планы по увеличению штрафов и экологических платежей, у металлургии точно не найдется средств, чтобы выполнять обязательства по улучшению экологии в регионах. Поэтому Киев должен реально пересмотреть свою позицию, прекратить практику тупого распила экоплатежей предприятий, когда деньги уходят неизвестно куда. Ну вот каждый украинский автовладелец переплачивает немалые деньги за горючее в Дорожный фонд. Почему не изменить закон об этом фонде, прописав

в нем, что необходимо при ремонте и строительстве дорог использовать хотя бы 20% шлаков металлургического производства. В Украине этот вид отходов продукции недооценен. Во всем мире за ним очередь. Только не у нас. При таком изменении в законе шлаковые горы стали бы исчезать. А если бы к этому еще и на законодательном уровне прописать обязательство для «Укрзалізниці» предоставить льготу по перевозке шлаков, которые металлурги отпускают уже и сегодня бесплатно, то вот только тогда проблема со шлаковой горой меткомбината «Азовсталь» сможет быть стронута с места. Уповать только на то, что можно просто заставить само предприятие ее куда-то деть, – обманывать себя. Это невозможно, даже остановив меткомбинат.

Могу привести еще один пример, когда только совместно с Киевом можно добиться резких изменений в снижении выбросов. В 2004 году директор меткомбината имени Ильича Владимир Бойко заручился поддержкой Президента Украины на проведение эксперимента — «экологические» штрафы оставались на предприятии при условии их инвестиции в природоохранные проекты. Это позволило комбинату установить французские электрофильтры на одну из очередей аглофабрики. Выбросы были снижены.

Отсюда вытекает вывод, что необходимо пересмотреть всю существующую государственную политику распределения средств, ведь комбинаты платят сегодня сотни миллионов гривен ежегодно, – передать эти суммы громадам городов, городским советам. Чтобы экопроекты реализовывались совместно с городской властью, прозрачно, под контролем общественности.

Цифры дня

В 2018 году город перечислил  в госбюджет:

50% исполнительного сбора;

45% рентной платы за специальное использование воды;

25% от НДФЛ;

45% экологического налога;

90% средств от использования части произведенной продукции, которая остается в собственности государства в соответствии с соглашениями о распределении продукции.

Город, а не государство поддерживает ОСМД

– Больше полномочий и право самим распоряжаться своими средствами — это применимо и к ОСМД, процесс создания которых активно идет в Мариуполе. На что могут рассчитывать те, кто вышел в свободное плавание?

– Следует признать, состояние жилищного фонда оставляет желать лучшего, многие дома не видели капремонтов по 20, 30 и 40 лет. Поэтому бросить ОСМД один на один с их проблемами было бы просто безответственно. Реальную поддержку им оказывает не государство, а область и город. В частности, на последней сессии горсовета было принято решение о нескольких направлениях финансовой помощи ОСМД. Первое – предоставление теплых кредитов под 1,5%, а не 18%, как во всех банках, это нормальная европейская практика. Второе – выделение средств на устранение аварийных ситуаций в размере от 10 до 20 тысяч гривен, в зависимости от масштаба ремонта. И третье – предусмотрена компенсация половины стоимости ряда дорогостоящих услуг по привлечению спецтехники, а это тоже весомая помощь.

Город понимает, что без этого квартплата в ОСМД могла бы стать неподъемным бременем для большинства мари­упольских семей, обернувшись ростом задолженности и ненадлежащим содержанием жилищного фонда. К счастью, городская власть действует на упреждение подобных ситуаций.       

 

 О наболевшем. Сергей Магера отмечает: ни одна встреча с жителями не обходится без коммунальных вопросов. Многие дома не видели капитального ремонта десятки лет.


 

12.06.2019 | Людмила Ермишина


Другие новости ПР № 42 от 12.06.2019

  • На пути из «Дикого поля» в Европу 12.06.2019   С утра – молебен, после обеда – песни и казацкие бои: в заповеднике «Каменные Могилы» прошел масштабный историко-культурный фестиваль   Завершился фестиваль поздним вечером ярким файер-шоу от «Лютих кОзаків» и кинопоказом под степным небом...
  • «Оппозиционный блок» представил свою команду лидеров 12.06.2019     На форуме объединенных оппозиционных сил заявили о создании новой партии,в которую вошел городской голова Мариуполя Вадим Бойченко Сила Украины – в нашей многокультурности, в нашей многонациональности. Со всей уверенностью могу сказать...
  • Сменить место голосования стало проще 12.06.2019   Достаточно предъявить паспорт и написать заявление   Для временного изменения места голосования больше не нужно приносить подтверждающие документы: справки внутренне перемещенных лиц, справки с места учебы или работы и прочее. Достаточно лично о...
  • Мариуполь, Харьков и Одесса идут брать Верховную Раду 12.06.2019    Оппозиционные силы объединились ради мирной и процветающей Украины Оппозиционные силы объединились во имя сильной Украины — за возрождение экономики, прекращение войны, достойную жизнь каждого Свои подписи под меморандумом единства ...
  • Гараж – это роскошь, если он во дворе 12.06.2019    Владельцам необходимо узаконить постройки и платить 900 гривен в месяц, иначе – демонтаж   Переходный период – один год Планируется, что проект решения ­будет рассмотрен на июньской ­сессии городского совета. В случае его принятия депу...
  • Сегодня прием, завтра – решение проблемы 12.06.2019   Заместитель городского головы Сергей Захаров провел личный прием граждан. Мариупольцев волновали вопросы благоустройства города – состояния дорог, освещенности улиц и дворов и так далее. Так, к Сергею Захарову обратилась инициативная группа жител...
  • Центр города придется объезжать, но это ненадолго 12.06.2019   14 июня для транспорта будет закрыта часть проспекта Мира Из–за репетиции празднования пятой годовщины освобождения Мариуполя от незаконных вооруженных формирований 14 июня с 20:00 до 22:00 будет закрыто движение транспорта по проспекту Мира от у...
  • Новости коротко 12.06.2019     В Украине Пожар в больнице Вечером 10 июня в Одессе горело здание психиатрической больницы – шесть человек погибло (по предварительным данным, медсестра и пациенты). Возгорание произошло в отделении, где проходили лечение ветераны Второй миро...
  • Сергей МАГЕРА: «Зарабатывать мы умеем, выпрашивать – не хотим» 12.06.2019   Депутат Мариупольского горсовета Сергей Магера – о перспективах децентрализации, социальной защите и экологии     Люди доверяют. Мариупольцы выбирают Сергея Магеру в городской совет с 2002 года. Сергей Магера – депутат Мариупол...
  • По городу с комфортом 12.06.2019   Вскоре Мариуполь будет гордиться работой коммунального транспорта – инфраструктура планомерно развивается, а счет купленным машинам идет уже на сотни   В целом за три года инвестиции на обновление транспорта составили более 239 миллионов г...
Все новости 42 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Июнь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Что представляет собой Украинская Организация Защиты Потребителей Услуг (УЗПУ)

Шкаф-купе — стильный и функциональный предмет мебели

"Рембыттехника Херсон" - Металлопластиковые входные двери в Херсоне

Рамки для восточных картин

Грузоперевозки автомобилем “Газель”