Ось питания - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

Ось питания

Как психологически адаптировать ребенка к началу нового учебного года

 

(Продолжение. Начало см. в «ПР» от 14 августа)

«Воспитываются и дети, и взрослые. Но нам, взрослым, почему-то кажется, что дети рождаются для того, чтобы мы их воспитывали… Было бы хорошо подумать и наоборот: дети приходят в этот мир, чтобы исправить то, что мы напортили, исправить нас самих. То, что мы заботимся о детях, что они создают нам проблемы, – это и есть невидимая, водящая нас рука ребенка», -

Шалва Амонашвили, академик

Разумеется, не о еде пойдет речь. Хотя правильный прием пищи также играет свою важнейшую роль в жизни человека. Но мы о другом: «ось питания» – так интерпретировал термин «воспитание» выдающийся педагог и психолог, академик Шалва Амонашвили, вкладывая в него глубокий духовный смысл. Как напитать эту внутреннюю духовную ось, чтобы мотивировать ребенка полюбить учиться? Наш сегодняшний собеседник – Елена Козлова, директор Мариупольского городского центра практической психологии и социальной работы.

 

А что я с этого буду иметь?

– Чем ты хочешь заниматься в будущем?

– А ничем. Я буду лежать на диване. 

– Хорошо. Давай представим, что не ты один. Все в городе захотят лечь на диваны.

– Мне-то что?

– Ты захотел набрать воды, а ее в кране нет. Включаешь компьютер, но нет электричества. Проголодался, но магазины и рынки закрыты. Водопроводчики, электрики, продавцы и все-все-все лежат на диванах.

– Ого, как так?!

Такие диалоги с подростками нередки в городском центре. Елена Козлова рассказывает: «Сегодняшние дети все подвергают анализу и критике. «А зачем мне это надо?», «А что я с этого буду иметь?» – эти детские вопросы к взрослым не всегда находят ответы. А между тем главная цель как родителей, так и педагогов – сформировать у ребенка внутреннюю мотивацию к получению знаний».

Зачастую родители прибегают к внешним стимулам, по принципу: ты – мне, а я – тебе. Ты мне – хорошие отметки, а я тебе – новый планшет. Директор центра считает, что на самом деле это нельзя назвать мотивацией: это просто торговля с ребенком, и она может приносить лишь временные результаты, стимулируя школьника к получению материальных выгод, но не пробуждая интереса к учебе.

«Самое важное, чтобы самому ребенку было интересно познавать новое, открывать многообразие мира и его взаимосвязанные явления, понимать, почему они происходят. Новая украинская школа нацеливает на то, чтобы пробуждать и развивать в ребенке интерес к учебе, и предлагает педагогам разнообразный инструментарий к тому, чтобы повышать мотивацию детей, получая знания – познавать мир», – рассказывает наша собеседница.

Здесь исключительное значение имеет психологическая атмосфера в семье. Ось духовного питания начинается еще в утробе матери, когда женщина, поглаживая живот, начинает разговаривать с будущим ребенком, и не завершается никогда. Психологи советуют говорить с ребенком как с равным партнером, уважать его мнение, вместе мечтать о будущем и обсуждать действия, необходимые для того, чтобы оно осуществилось, какое место в этих действиях занимает отношение к учебе.

 

Почему они вскарабкиваются на столбы и погибают от тока?

С пугающей регулярностью украинские СМИ сообщают о подростках, которые в поисках эффектного селфи залазят на электроопоры и в лучшем случае отделываются ожогами и больницей, а в худшем – прощаются с жизнью, еще ее не начав. Почему дети довольно часто ведут себя так, как взрослые их тому не учат?

«Подростковый возраст отличается тягой к различным экспериментам, когда хочется все испробовать, все интересно и не задумываешься о последствиях. Очень важно разговаривать с ребенком о правилах безопасности в нашей жизни, вырабатывать вместе с ним алгоритмы действий в тех или иных ситуациях», – отмечает Елена Козлова.

В школе об этом говорят на классных часах, есть специальный предмет, посвященный ­охране жизни и здоровья, так или иначе тема влияния электричества, химических элементов и другие вопросы затрагиваются на соответствующих уроках. Но начало начал – это все же домашнее воспитание.

Директор центра напоминает: «Правила безопасности усваиваются детьми с самого раннего возраста. Еще дома малыш должен слышать от родителей, какую опасность несет тот или иной предмет; как правильно переходить дорогу и когда это можно будет делать самому; что нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми, нельзя с ними куда-то идти, брать у них игрушки или конфеты. Надо, чтобы об этом не забывали говорить родители».

 

Что почем?

Говорят, что легче заработать первый доллар, чем его с умом потратить. «А с какого возраста можно говорить с ребенком о деньгах?» – интересуются наши читатели. Елена Козлова полагает: «С двух- или трехлетнего возраста об этом уже точно можно говорить. Чтобы ребенок не устраивал в магазине истерик, не падал на пол и не топал ногами, требуя купить игрушку, ему нужно объяснять, что каждая вещь имеет свою цену. Постепенно начинать обсуждать с ним семейный бюджет, проявлять уважение к ребенку как к равному в семейных отношениях партнеру. Если вы на равных, по-взрослому говорите с ребенком о финансовой стороне жизни, как и о любой другой, он чувствует свою причастность, значимость, свое участие в выборе приоритетов. Даже в том случае, если не хватает денег, ребенку нужно сказать: «Я тебя очень люблю. Давай вместе подумаем, как это сделать, может, будем откладывать понемножку?» Желательно, чтобы первоклассник уже понимал, что сколько стоит и как лучше распорядиться выделенной ему скромной суммой».

С азами финансовой грамотности непосредственно взаимо­связан другой вопрос, о котором сейчас говорят крайне редко, – трудовое воспитание. А между тем Елена Козлова называет среди самых распространенных обращений родителей в городской центр жалобы на то, что их дети ничего не хотят делать.

«Мама сетует: сын, заходя в дом, даже не снимает ­обувь. Спрашиваю: «А вы замечания делаете, если он прошел обутый в кухню?» Отвечает: «Мне же некогда, у меня еще есть маленький ребенок. Поэтому пятнадцать раз промолчу, а на шестнадцатый скажу». На шестнадцатый – не надо говорить. Нет смысла», – считает Елена Козлова.

По ее словам, многие родители ошибочно полагают, что трудовое воспитание – это когда мы заставляем ребенка что-то делать. Но заставляя, мы вызываем сопротивление. Надо не заставлять, а терпеливо и спокойно, шаг за шагом, с самого раннего возраста формировать у ребенка представление о сфере его ответственности. Вместе с малышом, играя, помочь ему собрать игрушки после игры. Попросить принести вместе с папой из магазина пакеты с продуктами – пусть это будет маленький пакетик с одним яблоком, но он сам его доставит. Первоклассник уже может самостоятельно убрать посуду после ужина, навести порядок в детской комнате или на своем письменном столе. 

«Очень часто родители говорят – ребенок плохо с этим справляется, после него нужно убирать заново. Да, вам потом придется убирать заново. Но, как бы он ни делал, ребенка нужно подбадривать, как здорово у него получается, подсказывать ненавязчиво, – тогда у него будет мотив к тому, чтобы это сделать снова. А если говорить, что толку от него все равно нет, лучше я сама уберу,– толк и не появится», – рассказывает Елена Козлова.

 

Где начинается чужой нос?

Как часто родители обращаются в центр с жалобами на то, что их ребенок стал жертвой буллинга (травли) со стороны сверстников? Такие обращения есть, говорит директор центра, они тщательно разбираются в беседах как с родителями, так и со школьниками.

«Ребенок растет, социализируется, входит в общество, и очень важно рассказывать ему, что у него есть права, но они заканчиваются там, где начинаются права другого такого же ребенка. Я всегда говорю ребятам: ваше право размахивать руками заканчивается там, где начинается мой нос», – рассказывает Елена Козлова.

По ее наблюдениям, нередко вопросы, озвученные родителями, – это нерешенные проблемы их собственного детства, которые они невольно проецируют на своего ребенка, желая его защитить и помня, как к ним самим относились в школе и как это было обидно. Один из последних случаев: пришли папа и мама со своим сыном-второклассником и шквалом эмоций по поводу того, что его преследуют одноклассники. Когда родители выговорились и тихонечко сели в стороне, психолог начала общаться с мальчиком, и тот со всей детской непосредственностью рассказал, что в школе его не обижают, что у него есть друзья, им вместе интересно. Тогда пришлось работать с родителями, и они поняли, что нельзя свой собственный жизненный багаж автоматически взваливать на детей. Нужно всегда исходить от природы ребенка и не пытаться подстроить ее под свою.

21.08.2019 | Людмила Кудрина


Другие новости ПР № 60 от 21.08.2019

  • Мама, я сегодня до шести! 21.08.2019 Занимательные уроки, игры на переменах, а после – развивающие занятия, выполнение домашних заданий и спортивные секции. Как будет работать первая в Мариуполе школа полного дня Портфели детям из ОШ №36 просто не нужны – уроки они успевают...
  • Местное самоуправление 21.08.2019 Создаются условия для практической подготовки будущих врачей В Мариуполе филиалу Донецкого национального медицинского университета готовят аудитории для практических занятий студентов: продолжается капитальный ремонт бывшего здания школы №23, где по...
  • Ось питания 21.08.2019 Как психологически адаптировать ребенка к началу нового учебного года   (Продолжение. Начало см. в «ПР» от 14 августа) «Воспитываются и дети, и взрослые. Но нам, взрослым, почему-то кажется, что дети рождаются для того, чтобы мы их воспиты...
  • Прокат по мировым стандартам 21.08.2019 Меткомбинат имени Ильича модернизирует стан «1700» для увеличения сортамента Предприятия Группы Мет­инвест способны удовлетворить запросы украинских потребителей на оцинкованную продукцию толщиной менее 0,3 мм, заявил директор по маркетингу «Метинве...
  • ЕС выделит средства для реформы профобразования в Украине 21.08.2019 Посол Европейского союза в Украине Хьюг Мингарелли на образовательном форуме 19 августа в Киеве высоко оценил достижения Украины в сфере реформирования образования. Посол заявил, что в рамках новой программы ЕС предоставит Украине 58 млн евро для реф...
  • На повышение зарплат педагогов нужно 19 миллиардов гривен 21.08.2019 Реализация норм постановления Кабинета министров, которое было принято накануне парламентских выборов и предусматривает увеличение оплаты труда для всех педагогов от 20 до 70% с 2020 года, обойдется бюджету в 19,5 млрд грн. Об этом, отвечая на вопрос...
  • Online-подписка на «Приазовский рабочий» 21.08.2019 Дорогие читатели, вы можете подписаться на электронную версию «Приазовского рабочего» наряду с печатной. Вам не придется «сторожить» почтальона в надежде первым узнать самые свежие новости, и вы всегда будете в курсе всех событий Мариуполя. Сейчас у ...
  • Это много или мало? 21.08.2019 Владельцы незаконных гаражей просят снизить будущий платеж, председатели ОСМД – увеличить и радикально очистить город «На гаражи, которые устанавливались ранее и под них были отведены земельные участки, договоры аренды земли будут пролонгиро...
  • Грязь, вода и дренажные трубы 21.08.2019 В Мариуполе состоится мультиспортивная гонка Mariupol Race Сложные водные и грязевые препятствия, силовые нагрузки, дух соперничества – это и многое другое могут испытать мариупольцы уже на этой неделе. Гонка объединит сильных не только духовно, но ...
  • Красивый, уютный, для людей 21.08.2019 Масштабные планы по развитию Мариуполя реализуются уже сегодня, воплощая мечты горожан в реальность     Проснуться утром, выпить чашечку кофе. Выйти в уютный двор, пройтись до остановки и не стоять полчаса в ожидании маршрутки, а сесть в подъехавш...
Все новости 60 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Ноябрь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

История пуфа

Осенние работы в саду и огороде

Как избавиться от автозагара

Где заказать домашний текстиль?

Вкусная японская еда с доставкой