Бывших авиаторов не бывает - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

Бывших авиаторов не бывает

 

 

О прозвищах аэропортов и как принимали по два самолета в час – о работе мариупольских воздушных ворот рассказала радистка Раиса Попова

Раиса Попова, ветеран труда, ударница, чье фото украшало доску почета, с ностальгией вспоминает прошлое. Ей 82, из них несколько десятков лет проработала в мариупольском аэропорту радисткой и телеграфисткой. И хотя сейчас он закрыт, с коллегами она ежегодно 31 августа отмечает День авиации Украины. Как и все мы, Раиса Попова верит, что, как только закончится война, наш аэропорт снова станет принимать самолеты и мариупольцы смогут с комфортом летать во все уголки нашей страны.

Электровоз, Ярок, Прожаток

«Помню, раздастся в небе гул самолета – и сжимается сердце. Работе в аэропорту посвятила около 40 лет своей жизни, ушла на заслуженный отдых в 55, а так хотелось еще работать. Жаль, что сейчас его закрыли из-за войны», – вспоминает 82-летняя Раиса Терентьевна. Она радистка и телеграфистка с огромным опытом. По словам нашей героини, из тридцати бывших сотрудников аэропорта, которые собираются на традиционную встречу, чтобы отметить День авиации, она – самая старшая.

«Ни разу в жизни не хотела сменить место работы. В нашем аэропорту сначала работала секретарем, а потом, обучившись азбуке Морзе, стала радисткой. В то время аэропорт и аэровокзал находились на улице Троицкой, в небольшом здании, сейчас там размещена музыкальная школа №5 – это рядом с кинотеатром «Савона». Самолеты взлетали и садились на грунт – сейчас это бульвар Шевченко, где я живу. В середине 60-х аэропорт переехал за город, а на освободившейся территории начали строить дома», – вспоминает Раиса Терентьевна.

Научно-технический прогресс не стоит на месте: после переезда в здание нового аэропорта наша героиня стала телеграфисткой и передавала радио­граммы.

«В старом аэропорту я работала с помощью специального ключа, осваивала профессию радиста полгода. Азбуку Морзе запомнить непросто, например букву «А» передавала звуками «ти-та», «Б» – «ти-ти» и так далее. Через нас проходила информация о рейсах самолетов, взлетах, посадках, количестве пассажиров, о погодных условиях, предупреждения об опасности и уведомления о запасных аэродромах. Когда переехали в новое здание аэропорта, освоила телеграфный аппарат, похожий на печатную машинку. Был еще и радиоканал. Мы с коллегой чередовались: один день на телеграфе, другой – на радиоканале. На мне лежала большая ответственность. Аэропорты имели свои позывные: у нашего аэропорта был позывной Электровоз, у ейского – Прожаток, у бориспольского – Ярок. Радисты работали в тесной связке с диспетчерами и радистами других населенных пунктов. Через наш аэропорт воздушное сообщение было с Киевом, Ригой, Москвой, Одессой, Донецком, Харьковом, Днепропетровском, Львовом, Черкассами, Бердянском. В старом аэропорту мы принимали 7-10 самолетов в сутки, а в новом – до 30! Моя рабочая смена начиналась в 5 часов утра, если задерживается рейс, мы не расходились, ждали прибытия самолета. Очень важно не ошибиться, когда принимаешь или передаешь информацию, ведь зачастую от этого зависят человеческие жизни. Так, если высота облаков, к примеру, 100 метров, то самолет сядет, а если 50-60 метров, пилот не увидит полосу и не сможет посадить летательный аппарат. Когда не опускается шасси, пилоту говорят: иди на второй круг или садись на грунт, причем чтобы рядом никого не было. Нас перепроверяли. За роковые ошибки, которые привели к авиа­катастрофе, можно было попасть в тюрьму. К счастью, аварии в нашей практике случались редко», – говорит Раиса Терентьевна.

Через местный аэропорт, по ее словам, курсировали футбольные команды, самолетом в наш город прилетала съемочная группа, работавшая над созданием фильма «Маленькая Вера», и другие.

Жажда полета пересиливает страх

Большинство самолетов, которые обслуживали в новом аэропорту в те годы, – «Як-40», до Бердянска летали на «Ан-2» на 10 мест, в Москву курсировал «Ан-10», потом из-за аварии полеты на них запретили.

«Когда в восьмидесятые годы на ремонт закрыли донецкий аэропорт, нагрузка на наш существенно возросла, иногородний коллектив временно переехал сюда, радисток, которым негде было жить, селили у себя дома. Увеличенным составом работали днем и ночью. Бывало, в час обслуживали по два самолета, темп – сумасшедший. Несмотря на все сложности, все мы любили свою работу», – рассказывает бывшая радистка.

Одно время наша героиня, как работник аэропорта, пользовалась возможностью летать бесплатно. «Как выглянешь в окно – ужас как страшно. Даже если знаешь, что пилот – профессионал и техника в порядке. Но мы все равно летали», – рассказывает она.

Вместе с супругом Раиса Попова облетела весь бывший Советский Союз с запада на восток, побывали во Львове, Киеве, Минске, Риге, Калининграде, Владивостоке, Москве, Иркутске, Хабаровске, Ташкенте.

«Наш коллектив был как одна большая дружная семья, где все друг о друге знают, вместе отмечали праздники и значимые события. Персонал аэропорта – это начальник, секретарь, диспетчеры, радисты, синоптики, провожающие, кассиры, связисты, авиамеханики, по большей части здесь трудились женщины», – вспоминает наша героиня.

Сегодня в мариупольском аэропорту базируются военные. Он находится в коммунальной собственности, и, по словам городских властей, сохранился в нормальном состоянии, но, конечно, обновление ему не помешает, перед тем как он возобновит работу. И это будет – мы верим. Ведь нам так нужен аэропорт, об этом знают и в высоких кабинетах Киева, и в небольших квартирках Мариуполя. Так важно добиться мира на нашей земле, чтобы мы могли путешествовать без препятствий, чтобы наш любимый город и страна процветали и развивались.?

29.08.2019 | Юлия Франжева


Другие новости ПР № 62 от 29.08.2019

  • Бывших авиаторов не бывает 29.08.2019     О прозвищах аэропортов и как принимали по два самолета в час – о работе мариупольских воздушных ворот рассказала радистка Раиса Попова Раиса Попова, ветеран труда, ударница, чье фото украшало доску почета, с ностальгией вспоминает прошлое. Е...
Все новости 62 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Ноябрь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Строительство бань и саун

Хотите приобрести маршрутизатор?

Коммуникатор: мода или необходимость?

IP камеры видеонаблюдения – достоинства

Удаление вмятин без проблем