Как Владимир Высоцкий давал автограф «Приазовскому рабочему» - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

Как Владимир Высоцкий давал автограф «Приазовскому рабочему»

25 июля исполняется четверть века со дня смерти, пожалуй, самого популярного на протяжении последних десятилетий поэта, певца, актёра Владимира Семёновича Высоцкого. Его любили при жизни, любят и сейчас. Его песни с удовольствием слушают не только на просторах СНГ, но и в странах, где русский язык никак не назовёшь родным. Кстати, и пел он не только по-русски.

 

Конечно, Высоцкого знают не только как поэта и певца, но и как прекрасного актёра. Ведь он сыграл более пятидесяти ролей в театре и в кино. И каких ролей - Гамлет, Хлопуша, Галилео Галилей, Брусенцов, Жеглов, Дон Гуан… Пробовал он себя и в прозе. Так, по его неоконченному роману поставлен спектакль "Роман о девочках", который уже несколько лет пользуется неизменным успехом у мариупольских зрителей.

 

Я хочу рассказать о своей встрече с Владимиром Высоцким. Произошла она 16 марта 1973 года. В этот день в Жданов, так назывался тогда наш город, прибыла группа артистов Московского театра драмы и комедии на Таганке. Уже в то время Высоцкий пользовался невероятной популярностью и все хотели слушать именно его песни. И такая возможность горожанам была предо-ставлена. В течение дня удалось организовать несколько концертов во Дворце культуры "Искра" "Азовмаша" и в легкоатлетиче-ском манеже "Азовстали".

 

В то время я работал корреспондентом газеты "Приазовский рабочий". Было решено встретиться с популярным артистом и постараться взять у него интервью. Кроме меня захотели пойти на эту встречу коллеги из "ПР" Н. Табаков и В. Косарев.

 

Собрались во Дворце культуры "Искра" утром пораньше, минут за 30 перед первым концертом. Вскоре появился Высоцкий. Он прибыл из Донецка. И хотя времени было в обрез, он нас принял. Был вежлив, корректен, доброжелателен. За чашкой кофе состоялась живая, непосредственная беседа. Понятно, что мы спрашивали, а он рассказывал: о работе в театре, о новых песнях, о трудностях, с которыми ему приходится сталкиваться. В частности, о том, как сложно было выпустить две первые маленькие пластинки. А издать сборник своих стихотворений оказалось практически невозможно (кстати, при жизни поэта так и не было издано ни одной его книги).

 

Высоцкий пожаловался на то, что иногда уже подготовленные для фильмов песни в последний момент выбрасывались по чьему-то указанию без всяких объяснений. Порой в титрах "забывали" указывать автора звучащих с экрана песен. Высказал он нарекание и в адрес журналистов из центральной прессы (в частности, "Советской культуры"), которые явно по команде сверху периодически организовывают против него настоящую травлю. Причём нередко критикуют песни, к которым он вообще не имел никакого отношения.
Как бы мимоходом Высоцкий сказал, что собирается о своих проблемах написать письмо министру культуры Демичеву (он в то время был одновременно секретарём ЦК КПСС и кандидатом в члены Политбюро). Совсем недавно благодаря Интернету я смог ознакомиться с текстом этого письма. Оно было зарегистрировано общим отделом ЦК КПСС 17 апреля 1973 года. То есть буквально через месяц после нашей встречи.

 

В письме Высоцкий прямо спрашивает: "Почему я поставлен в положение, при котором моё граждански ответственное творчество поставлено в род самодеятельности? Этим невольно провоцируется выброс большой порции магнитофонных подделок под меня, к тому же песни мои, в конечном счёте, жизнеутверждающи, и мне претит роль "мученика", эдакого "гонимого поэта", которую мне навязывают".
Понятно, что письмо фактически было оставлено без внимания. Травля поэта продолжалась. Власть просто боялась популярности Высоцкого. А вдруг он поведёт народ не туда, куда указывает КПСС? Правильно боялась. Он жил и творил, как подсказывала совесть, а не так, как указывала ему партия.

Но вернёмся к нашей встрече. Мы не могли злоупотреблять временем и должны были прекратить свои расспросы. Ведь через несколько минут должен начаться концерт. Высоцкий попросил выслать ему материалы о его выступлениях, если они будут опубликованы. И при этом выразил сомнение, что нам разрешат что-то напечатать. К сожалению, он оказался прав. Ни мне, ни моим коллегам тогда не позволили опубликовать более-менее серьёзных материалов о Высоцком. Так, маленькие заметки в несколько строк.
При расставании Владимир Высоцкий каждому из журналистов (а кроме журналистов "ПР" были и коллеги из "Ждановского машиностроителя" А. Балджи, ныне главный редактор "Мариупольской недели", и В. Гришкевич) подарил по буклету с автографом. Надпись была лаконичной - пожелание адресату всего и всяческого добра. Я попросил, чтобы на моём экземпляре было пожелание читателям, всё-таки надеялся опубликовать в качестве клише. Высоцкий написал: "Читателям газеты "Приазовский рабочий" с пожеланиями успехов в работе и в жизни! г. Жданов. 16 марта 1973 г.". И подпись.

 

То, что он своей рукой поставил дату встречи, оказалось очень важной деталью. Через 25 лет, когда было решено установить мемориальную доску на фасаде Дворца культуры "Искра", уже не сохранилось ни одного документа, подтверждающего конкретный день выступления здесь Высоцкого. Все во-просы были сняты, когда я вручил художнику Ефиму Харабету, работавшему над созданием этой мемориальной доски, копию буклета с автографом Высоцкого. Кстати, оригинал автографа я сдал в Государственный культурный центр-музей поэта, который находится в Москве, при Театре на Таганке.

 

На всю жизнь запомнилась не только эта встреча, но и концерт, на который попала вся наша группа журналистов. Зал был переполнен, как и галёрка. Люди сидели в проходах, стояли вдоль стен. На сцене мы увидели очень разного Высоцкого - серьёзного и шутливого, спокойного и темпераментного, поющего так, что от напряжения у него вздувались вены на шее. Восхищение и благодарность зал выражал громом аплодисментов. Но стоило певцу поднять руку и начать говорить или петь, как устанавливалась абсолютная тишина. Было видно, что он выкладывается полностью, себя совсем не жалея. Позже я узнал, что с такой же отдачей он пел даже для двух-трёх человек в узком кругу друзей.

 

…Не каждому дано так щедро жить.

22.07.2005 | Виктор ВЕРЕНИКИН


Другие новости ПР № 107 от 22.07.2005

  • Почему в Мариуполе гаснут телевизоры? 22.07.2005 В минувшую пятницу после прямой трансляции визита Президента Украины Виктора Ющенко в Донецк все телеканалы, как центральные, так и местные, исчезли с телеэкранов мариупольских телезрителей. Выхода большинства новостийных программ в нашем ...
  • Бедрос Киркоров: «Я помню, как аплодировали нам на этом стадионе Мариупол... 22.07.2005 В публикации о празднике мариупольских металлургов (за 19 июля) "ПР" сообщал, что в город вместе со звездой российской эстрады Филиппом Киркоровым приезжал его отец - Бедрос.   Он скромно стоял на поле среди журналистов и под дождем терпе...
Все новости 107 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Февраль 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829

Особенности ремонта квартиры