Анита Савкина работает кондуктором уже двадцать три года и ни разу не пожалела о своем выборе
С представителями этой профессии мы встречаемся каждый день. Иногда именно от их вежливости и отзывчивости зависит, добрым ли будет наше утро. Ведь кондукторы не просто протягивают нам билеты – они помогают найти нужную остановку, подсказывают, на какой транспорт пересесть, и заботятся о том, чтобы молодежь уступила место бабушке.
Анита Савкина знает о профессии кондуктора все, ведь в коммунальном транспорте она работает уже двадцать три года! В то, что билетики могут приносить удачу, женщина не верит, но точно знает: любимая работа и есть залог счастья.
Всегда с улыбкой. Анита считает: кондуктор должен быть отзывчивым и вежливым с пассажирами.
Общение и движение
Свой первый рабочий день в трамвае кондуктор помнит до сих пор. Говорит – тогда даже не предполагала, что временный заработок может стать любимым делом. «Это было в 1997 году. Кондуктором работала моя подруга и предложила мне попробовать. Я собиралась устроиться ненадолго, но профессия настолько мне понравилась, что я не захотела увольняться», – вспоминает Анита.
В первую очередь в работе кондуктора ей нравится общение с людьми и постоянное движение – соскучиться просто не успеваешь. Коллектив в МТТУ дружный, все помогают друг другу и делятся опытом.
Анита – кондуктор в трамвае, который курсирует по маршруту №10. Вставать перед первым рейсом приходится рано, но со временем к такому режиму привыкаешь: «Зато смена до 14:00, вся вторая половина дня – свободна. Бывает график с выездом в 7 утра, тогда работаем до 15:30».
Сегодня зарплата у сотрудников МТТУ значительно выросла, своим заработком они довольны. Анита говорит: «Нужно быть ответственным. Если есть желание, всегда можно заработать больше – за дополнительные часы зарплату прибавляют».
За два десятилетия Анита застала и разваливающиеся аварийные трамваи, и новые современные вагоны. Кондуктор рассказывает: «Работать сейчас – одно удовольствие. Раньше трамваи постоянно ломались, «рассыпались», в салоне был запах гари. Сейчас я работаю в новом вагоне. Он хорошо отапливается. Да и о безопасности можно не переживать». Новую технику сотрудники берегут, а перед каждым рейсом обязательно протирают сиденья и проводят влажную уборку.
Сделай добро – добром отзовется
Изменения в коммунальной транспортной сфере – это не только новые вагоны, троллейбусы и автобусы. Прежде всего меняется культура обслуживания пассажиров. Анита рассказывает: с людьми она всегда старается быть вежливой и доброжелательной, поэтому конфликты случаются очень редко. «Чтобы быть кондуктором, нужно уметь находить подход к пассажирам. Конфликты иногда бывают, если в транспорт заходят нетрезвые люди, отказываются платить», – делится Анита.
Особенно приятно, когда пассажиры ценят труд сотрудников коммунального транспорта. Мариупольцы не раз благодарили Аниту за доброжелательность и готовность прийти на помощь.
Постоянных пассажиров знаю в лицо
День кондуктора не бывает скучным. Как рассказывает Анита, многих «постоянных» пассажиров она уже знает в лицо, некоторые даже делятся своими историями и проблемами. «Я помню, кто и где садится, с некоторыми клиентами общаюсь. А бывает, даже в мой выходной пассажиры звонят и спрашивают: почему трамвай еще не приехал?» – улыбается Анита.
Настоящий кондуктор, считает женщина, должен проявлять к людям чуткость, хотя в должностных инструкциях это и не прописано. Особое удовольствие приносит работа с маленькими пассажирами. Анита уже запомнила многих девочек и мальчиков, которые по утрам едут в школу или садик. «Дети иногда забегают, здороваются. Я угощу их конфетами, они мне что-нибудь дадут, так и день веселее проходит», – говорит женщина.
По словам кондуктора, уровень культуры среди пассажиров значительно вырос. Они часто помогают друг другу, добросовестно оплачивают проезд. «Бывает, у человека не хватает денег, и люди идут друг другу на выручку, собирают деньги всем трамваем», – смеется Анита.
Рядовому пассажиру всегда интересно, как кондуктор успевает запомнить всех вошедших. Анита рассказывает: это приходит с опытом. Но даже если кого-то забудешь – это не страшно, ведь большинство пассажиров сейчас сами протягивают деньги. «Зайцев» за последние годы стало гораздо меньше.
Новым сотрудникам будем рады
Многие мариупольцы верят в связанные с транспортом приметы. «Иногда пассажиры спрашивают: а счастливого билетика нет? Некоторые собирают их, а потом показывают коллекцию», – рассказывает Анита. Недавно
в салон зашли два парня и девушка. Пассажирам попался счастливый билет, и на радостях девушка его… съела. «Пришлось покупать новый, чтобы контролер не оштрафовал. Поэтому и говорю: сохраняйте билеты до конца поездки!» – смеется Анита.
Всем, кто хочет стать кондуктором коммунального общественного транспорта, но еще сомневается, она советует: «Ничего не бойтесь, у нас дружный коллектив и интересная работа. Ждем всех с распростертыми объятиями!»?
07.02.2020 | Элина ПРОКОПЧУК. Фото Алины КОМАРОВОЙ
Другие новости ПР № 10 от 07.02.2020