От извозчика до трамвая - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

От извозчика до трамвая

 

Пестрые заметки о мариупольском городском транспорте

 

Об общественном транспорте нашего города написано много: и специалистами-транспортниками, и журналистами, и краеведами. Сегодня же – воспоминания рядового потребителя услуг этого транспорта. Можно предположить, что, пока Мариуполь не «обзавелся» портом близ Зинцевой балки и железнодорожной станцией, а позже и заводами рядом со станцией Сартана, его жители прекрасно обходились без общественного транспорта. Город был маленьким. Но появился морской порт. А к нему и дорога. На старых планах Мариуполя она именовалась Нижнее портовское шоссе. Начиналось оно там, где современный проспект Металлургов круто спускается к гостинице «Турист», а вторая его оконечность находилась близ нынешней троллейбусной остановки «Морвокзал». Появилось шоссе, вероятнее всего, одновременно с началом строительства порта у Зинцевой балки. Трудно сказать, что было раньше – Нижнее портовское шоссе или параллельный ему отрезок Екатерининской железной дороги от станции Мариуполь до станции Мариуполь-порт.


История четвертого маршрута

В середине 30-х годов прошлого века был проложен одноколейный трамвайный путь по улице Первая слободка и дальше – вдоль моря к порту. Это был 4-й маршрут. Приходилось слышать, что летом до войны по нему ходили трамваи с открытым верхом. Разминовка встречных вагонов происходила на разъездах. Их было несколько, один из них – третий – находился неподалеку от бывшей железнодорожной школы. Вспоминается картина: лето, жара, у третьего разъезда останавливается трамвай в ожидании встречного, движущегося из порта. Пассажиры высыпают на улицу. Кто-то отправляется в рядом стоящий магазин, чтобы разжиться бутылкой пива или ситро, кто-то идет к торговцу семечками, иные покуривают папиросы и махорочные самокрутки – у кого что есть. Наконец появляется ожидаемый вагон. Вагоновожатые обмениваются жезлами, пассажиры занимают места в салоне, движение продолжается.

Трамвайный маршрут №4 прекратил свое существование после того, как 17 марта 1971 года вместо трамваев в порт по Приморскому бульвару, то есть по бывшему Нижнему портовскому шоссе, стали ходить троллейбусы. Номер маршрута остался прежним – четвертым, но шли они от драмтеатра до Азовского морского пароходства. Трамвайные пути были частично демонтированы.


Рубль на извозчика

С давних времен у нас бытовало понятие – «поехать на заводы». Подразумевалось – побывать там, где находились «Никополь» и «Провиданс». Главным и единственным видом мариупольского городского транспорта в ту эпоху были извозчики. Адрес-­календарь «Весь Мариуполь и его уезд» за 1910 год дает возможность узнать стоимость поездки «на заводы». Легковые извозчики делились на два разряда. 29 мая 1908 года Мариупольская городская дума утвердила таксу для них. Поездка на завод «Русский Провиданс» обходилась в 1 рубль 25 копеек на перворазрядном экипаже, 1 рубль – на второразрядном, а на одноконном – 60 копеек. Визит на завод Никополь-Мариупольского общества соответственно – 1 рубль 50 копеек, 1 рубль 20 копеек и 70 копеек. Неквалифицированный рабочий завода «Русский Провиданс» за рабочий день получал один рубль. Его квалифицированные коллеги – в два, а некоторые – в три раза ­больше.


Шел трамвай, первый номер

1 мая 1933 года в нашем городе были пущены трамваи. Маршруту «Гавань Шмидта – завод имени Ильича» присвоили №1. Для него был построен деревянный мост через реку Кальчик с одной колеей. Трамвай от конечной остановки поднимался по ул. Апатова (сейчас – Итальянская), у базара поворачивал на проспект Республики (теперь – проспект Мира), возле сквера был у него поворот на ул. Артема (ныне – ул. Куинджи), а как далее пролегал его путь, нет смысла рассказывать, поскольку он нашим современникам известен. Конечным пунктом было кольцо, устроенное на проспекте Ильича метрах в ста за улицей Левченко. Трамвайная линия первоначально была одноколейной.

Во время оккупации трамваи ходили по улицам города до середины 1942 года, пишет Википедия. Немцы сохранили трамвайное движение для бесперебойной доставки рабочих к немногим действующим цехам завода имени Ильича. Однако во всех местах движение стало однопутным, вторые рельсы были сняты и отправлены в Германию на переплавку.

Покидая город, гитлеровцы полностью разрушили трамвайные линии, депо и подстанции. Только 10 января 1945 года удалось восстановить движение транспорта на маршруте №1. Трамваи не справлялись с перевозкой пассажиров, особенно в часы пик. Ходили они с 5 часов утра до 9 вечера, после этого на линиях оставались только дежурные вагоны.

Конец 40-х годов. Что можно было увидеть во время поездки по маршруту №1? Почти сплошной строй сгоревших домов на проспекте Республики и улице Артема, разъезд перед мостом через Кальчик. Затем ожидание встречного трамвая, разминовка и неспешное продвижение по одноколейному участку маршрута. Столбы для подвески трамвайных токоведущих проводов в виде буквы «Т». Слева все пространство, занятое теперь парком имени Гурова, засажено фруктовыми деревьями. Справа – бескрайние поля подсолнуха и кукурузы. Примерно там, где в наши дни улица Покрышкина пересекает проспект Металлургов, еще один разъезд. А далее – снова поля, до самой улицы Ильича. Поворот, слева школа №41, вдоль заводского забора – бараки, с противоположной стороны – маленькие домишки, сбегающие в балку. Косо пересекает улицу железнодорожный путь, связывающий площадки «А» и «Б» завода имени Ильича, фабрика-кухня, снова бараки. Наконец, трамвайное кольцо и Ильичевский рынок, в который упиралась улица, образуя тупик. Приехали.


В рабочем поезде

Еще до пуска трамваев в городе было организовано движение рабочего поезда от станции Жабовка, которая находилась около гавани Шмидта, до рабочей площадки в Ильичевском районе. Поезд состоял из небольшого паровозика и нескольких двухосных товарных вагонов, наскоро оборудованных лавками для пассажиров. Где-то в начале 50-х годов прошлого столетия товарняки заменили трофейными румынскими пассажирскими вагонами.

Помню мягкие сиденья, привычных для нас верхних полок нет, над сиденьями – сетки для шляпы и зонтика. Свисток паровоза. Поезд трогался. Мимо пробегали нагорная часть старого города, домишки Верхних Аджах и бараки Правого берега. Затем в вагоне становилось темно –  это состав проходил через туннель, устроенный под насыпью железной дороги. Потом был мост, и через непродолжительное время поезд достигал конечного пункта. Некоторые предприятия, чтобы облегчить доставку людей на работу, использовали для этого грузовые автомобили. В кузове делали лавки из толстых досок, а сверху – укрытие из фанеры, которое в народе называли будкой. Не редкостью на улицах были линейки – одноконные экипажи для начальства средней руки. К слову, на таких же линейках выезжали на вызовы бригады скорой медицинской помощи.


На Левобережье – с пересадкой

Но сложнее всего было попасть из центра города в поселки на Левом берегу. Трамвай маршрута №3 доходил лишь до главных проходных завода «Азовсталь». А далее нужно было пересаживаться на рабочий поезд, состоящий из самодельных вагонов. Первая станция этой железной дороги называлась «Пост-мост». Между прочим, железной дороги давно нет, а название остановки осталось. Осенью 1952 года на Левом берегу по автономной кольцевой линии пущены трамваи. В 1954-м линия была со­единена с остановкой у главных проходных «Азовстали».

А 4 ноября 1964 года правобережная и левобережная части города были соединены путепроводом. С той поры проблем с поездками на Левый берег и обратно не стало.

Центр города был связан с Левым берегом автобусным маршрутом №16, который обслуживали «ЛАЗы» с задним расположением двигателя.

Как и на всех автобусных маршрутах, стоимость проезда зависела от того, сколько остановок проехал пассажир. С 1 февраля 1966 года на городских автобусных маршрутах был установлен единый тариф – 5 копеек. Также были введены месячные проездные билеты стоимостью 3 рубля 75 копеек.

На фото: Послевоенный трамвай. Место и время, когда было сделано это фото, можно определить безошибочно – 1948 год, в кинотеатре «Победа» показывают «Молодую гвардию».


 

На фото: Апрель 1970 года. В Мариуполе открыто троллейбусное движение.


 

На фото: Извозчик! До 1917 года проехаться в экипаже могли лишь люди состоятельные.


 

19.02.2020 | Сергей Буров


Другие новости ПР № 13 от 19.02.2020

  • Выбираем любовь 19.02.2020  В «Мультицентре» – первые свадьбы: 14 февраля в самом большом и современном зале для торжественной регистрации расписались шесть пар   В новом социальном офисе «Мультицентр» теперь можно красиво пожениться – современный офис пришелся по вкусу моло...
  • Кризис не мешает развитию 19.02.2020   Экология и модернизация производства, освоение новых видов продукции и рынков сбыта, поддержка социальных проектов – Энвер Цкитишвили о планах металлургов на 2020 год   «Профессия металлурга всегда была и будет гордостью Мариуполя, молоде...
  • Коллектор напряжения 19.02.2020     Коммунальные службы справились с чрезвычайной ситуацией меньше чем за двое суток – отличная работа с учетом масштабов аварии   Двойной прорыв на канализационных коллекторах произошел в ночь минувшей пятницы на субботу в районе перекрестка прос...
  • Скорее за призом! 19.02.2020   Продолжается выдача подарков по выигрышным номерам лотереи «Приазовского рабочего» В прошлом выпуске нашей газеты (№12 от 14 февраля 2020 года) была опубликована таблица призов. Если вы нашли в ней пятизначный номер, который был напечатан на крас...
  • Истории Мирных Донбасса должны быть рассказаны 19.02.2020   Фонд Рината Ахметова начинает документальный проект В Украине объявлен старт беспрецедентного документального проекта по сбору историй мирных жителей, судьбы которых конфликт в Донбассе навсегда разделил на «до» и «после». «Это исследовательский...
  • 1, 2, 3 – на старте перемен 19.02.2020    Уверенное движение к чистой металлургии, обновление мощностей и сохранение лучших традиций – в таком ритме старейшее металлургическое предприятие востока Украины Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича Группы Метинвест встретило свой...
  • Ветераны хотят танцевать 19.02.2020   Организовать вечера отдыха на Левом берегу просят мариупольские пенсионеры   Два десятка пенсионеров подписали коллективное обращение на имя руководителя департамента культурно-общественного развития Мариупольского горсовета Дианы Тримы, в котор...
  • На уроки – без смартфона? 19.02.2020   Мобильные телефоны и другие устройства с доступом в интернет могут запретить в украинских школах   В школах Мариуполя общих инструкций по использованию гаджетов нет. учителя и родители определяют порядок сами Ученикам и учителям...
  • Неделя уникальных возможностей, или Как гуманитарии стали математиками 19.02.2020   В Мариупольском городском лицее объединили школьные предметы в «несовместимые» пары   Преподавать школьную науку по-новому решили учителя Мариупольского городского лицея. Они предлагают ученикам осваивать не один, а несколько предметов одновреме...
  • Учитель не может состояться без учеников 19.02.2020   Принцип Татьяны Акульшиной – быть не только педагогом, а прежде всего человеком. Именно с таким подходом удается найти ключик к сердцам детей и привить тягу к знаниям   Новость о том, что ко Дню соборности Президент Владимир Зеленский присвоил у...
Все новости 13 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Август 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31