Нельзя пускать на самотек - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

Нельзя пускать на самотек

 

 Бытовая химия и фосфаты в сточных водах скоро могут стать проблемой каждого из нас. Чтобы минимизировать вред для окружающей среды, нужна модернизация всей системы очистки

 

В Украине проблема очищения стоков стоит достаточно остро. Есть она и в Мариуполе – эту тему поднял городской голова Вадим Бойченко во время встречи с журналистами. И если крупные промышленные предприятия проводят целый комплекс дорогостоящих природоохранных мероприятий, чтобы улучшить экологическую ситуацию в городе, малый и средний бизнес зачастую игнорирует законодательные требования и не соблюдает нормативы по сбросам сточных вод.

На фото Алины Комаровой: Чисто и экологично. В моечном комплексе депо №4 стоки фильтруют в обязательном порядке, в скором будущем здесь появится современная система очистки с обратной циркуляцией воды.


 

Без очистки никак

В 2019 году из 132 проб, взятых на лабораторный анализ, в 81 случае зафиксировали превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ

Бытовая химия занимает лидирующие позиции по загрязнению поверхностных вод Земли. Через сточные воды, моющие и стиральные средства проникают в почву, реки, озера и моря. Даже современные очистные сооружения не всегда могут полностью очистить воды от вредных химических веществ. Одними из самых опасных компонентов для окружающей среды являются фосфаты, поверхностно-активные вещества и канцерогены. Большинство химикатов, входящих в состав бытовой химии, не разлагается и накапливается в воде, почве, воздухе – это приводит к климатическим изменениям, исчезновению множества представителей флоры и фауны, не говоря уже о том, что агрессивные химвещества являются одной из причин коррозии канализационных сетей.

Проблему в Украине пытаются решить на государственном уровне: приказом Минрегиона от 1 декабря 2017 года №316 утверждены Правила приема сточных вод в системы водоотведения и Порядок определения размера платы, взимаемой за сверхнормативные сбросы сточных вод в системы водоотведения.

«На основании общегосударственных правил разработаны правила приема сточных вод в систему централизованного водоотведения Мариуполя, которые были утверждены решением исполкома Мариупольского горсовета от 22 октября 2018 года. Эти правила не распространяются на население», – отмечает заместитель начальника «Горводоканала» Юрий Кафтанатий.

Нарушителей, которые допускают превышения по содержанию 15 видов загрязняющих веществ, в том числе нитратов, фосфатов, нефтепродуктов, железа, меди, цинка, жиров, фенолов, хлоридов, сульфатов и других, наказывают гривной.

Специалисты мариупольского «Горводоканала» ежеквартально отбирают пробы в точках сбросов стоков для проведения анализа на 130 объектах. Использованные воды местных автомоек, химчисток, гостиниц, предприятий общепита, магазинов, промпредприятий в большей половине случаев превышают допустимые концентрации загрязняющих веществ. Так, в 2019 году из 132 проб, взятых на лабораторный анализ, в 81 случае выявили превышения допустимых концентраций. Выписаны штрафы на сумму 15,3 млн грн, из них оплачено 10,8 млн грн. Основная причина, почему не удается соблюсти нормативы, – отсутствие очистных сооружений, отмечают в мариупольском «Горводоканале».


«Ни одна автомойка не оснащена

локальным очистным сооружением, в 2019 году на все 33 автомойки, работающие в нашем городе, выписали штрафы на 551 тысячу гривен, из этой суммы оплачено более 218 тысяч.  Размеры штрафов варьируются от нескольких тысяч до десятков тысяч – все зависит от степени загрязненности и объемов сточных вод», – рассказывает Юрий Кафтанатий.

Очистное оборудование даже для автомоечного бизнеса – удовольствие не из дешевых, стоит оно от 30 до 100 тыс. грн и выше. Содержание тоже требует определенных вложений, но бизнес должен понимать, что загрязнять акваторию Азовского моря недопустимо, и за это придется платить штрафы, отмечают в «Горводоканале».


Мойдодыры вне закона

Мы решили узнать, как очищают стоки на городских автомойках. Многие частники от разговора с журналистами отказались – при виде машины с надписью «Приазовский рабочий» владельцы исчезали, а сотрудники не спешили раскрывать секреты. На одной из автомоек нам все-таки удалось поговорить с работником: «Мы заключили договор с ''Горводоканалом'', коммунальщики приходят на мойку и берут стоки на анализ. Не знаю, как у других, но у нас фильтров нет».

При этом поток машин здесь большой: в хороший день, по словам сотрудника, бывает до 200 авто. На мойке работает принцип самообслуживания – мариупольцы покупают жетоны и самостоятельно моют свои машины.

Водитель Владимир делится: «Пользуюсь разными мойками, везде качество примерно одинаковое. Помыть машину стоит около 50 грн, если убирать и салон – 75». О проблеме вредных веществ, которые попадают в стоки, Владимир задумывался не раз. Он говорит: «Хочется, чтобы и у нас, как в европейских городах, действовали экологические нормы, море не загрязнялось. Но, я думаю, хозяева моек не хотят тратить деньги на фильтры».


Можно мыть иначе

Альтернатива такой безответственной работе есть. Это подтверждают мариупольские коммунальщики. В троллейбусном депо №4 действует моечный комплекс, где обслуживаются автобусы и троллейбусы. Как работает система, нам показал начальник троллейбусного депо Александр Литвинов.

Транспорт, который развозит жителей, моют и убирают каждый день. Сотрудники говорят: о том, чтобы выпустить грязный автобус на линию, не может быть и речи. Поэтому за сутки приходится успевать вымыть и вычистить около 80 единиц техники. «Применяем такие же средства, что и в быту», – отмечает Александр Литвинов.

Как и частные мойки, депо заключает договор с «Горводоканалом», стоки берутся на анализ в лабораторию. Но штрафы платить не приходится, ведь система очистки на предприятии есть. 

«Если песок, масло и другие вредные вещества попадут в канализацию, она засорится. К тому же мы должны заботиться об экологии», – подчеркивает начальник депо. На предприятии есть отстойник, вся вода проходит через фильтры и в канализацию попадает уже очищенной.

Несмотря на это, система очистки, которая работает в депо, требует модернизации. «У нас есть проект полной реконструкции троллейбусного депо. Он рассчитан на четыре-пять лет и предполагает капитальный ремонт зданий, закупку новейшего оборудования для ремонта и обслуживания», – говорит начальник депо.

Первым этапом реконструкции станет именно модернизация мойки, ее планируют завершить уже в конце этого года. «Заработает система обратной циркуляции – стоки будут поступать в специальную фильтровальную станцию, очищаться и использоваться повторно. Таким образом, в канализацию будет сбрасываться минимум отходов», – рассказывает Александр Литвинов.


Информировать и подсказывать

О возможности повторного использования очищенных вод на автомойках говорит и начальник управления по вопросам экологии, энергоменеджмента и охраны труда Мариупольского горсовета Ваагн Мнацаканян: «Мы должны стремиться к более рациональному и экономному потреблению природных ресурсов, это нормальная практика».

Одними штрафами проблему не решить, бизнес нужно информировать и давать разъяснения по способам снижения экологической нагрузки на окружающую среду, считают в «Горводоканале». 

«В декабре 2018 года мы проводили конференцию, на которой рассказали об использовании технологий и оборудования по очистке сточных вод. В скором времени планируем провести аналогичное мероприятие, чтобы подсказать пути решения проблемы, чтобы мариупольский бизнес получил информацию о способах очистки сточных вод с использованием современных технологий, наладил контакт с организациями, которые занимаются подбором и установкой очистных сооружений. Это позволит потребителям не нарушать установленные нормы, избежать штрафов, но главное – это экологический эффект», – рассказывает Юрий Кафтанатий. 

«Хочется, чтобы местные предприниматели посмотрели на проблему с точки зрения социальной ответственности, инвестировали средства в охрану окружающей природной среды», – подчеркнул начальник мариупольского «Горводоканала» Владимир Антоненко.


Реконструкция даст экологический эффект

Справляется ли станция биологической очистки сточных вод нашего «Горводоканала» со своей функцией? «Станция биологической очистки сточных вод способна обрабатывать 200 тысяч кубометров в сутки, сейчас – около 70, с поставленными задачами в полной мере справляемся, очищенные стоки соответствуют нормам. Агрессивные моющие средства никак не сказываются на работе станции, они негативно воздействуют на трубопроводы», – отвечает Владимир Антоненко.

Тем не менее станцию необходимо реконструировать и предусмотреть в том числе глубокую очистку от фосфоросодержащих веществ и нитрификацию, ведь когда она строилась, агрессивные моющие средства не применялись.

«В ряде европейских стран решают проблему запретом на продажу средств, содержащих ряд химических веществ, фосфатов например. На сегодня в Украине мы подобных инициатив не видим. Поэтому необходимо продумывать варианты перестройки системы очистки сточных вод, чтобы по максимуму этот факт учесть, реконструировав станцию. Мы прорабатываем технико-

экономическое обоснование в разных вариантах, это позволит учесть вопросы денитрификации, очистки от фосфатов, нитратов, то есть то, что сейчас не предусмотрено технологическим процессом», – рассказывает Ваагн Мнацаканян.

Напомним, частичная реконструкция станции биологической очистки сточных вод запланирована в рамках модернизации системы водоснабжения Мариуполя. В октябре 2019 года Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), правительство Франции и Мариупольский горсовет подписали декларацию о намерениях по развитию коммунальной инфраструктуры водоснабжения в Мариуполе. Декларация определяет объем работ и обязанности сторон по реализации ряда одновременных проектов, направленных на существенное улучшение системы водоснабжения города. ЕИБ инвестирует 35 млн евро в модернизацию системы водоснабжения и очистных систем в Мариуполе, а Франция - 64 млн евро в поставки нового водного оборудования. Проект, который должен повысить энергоэффективность системы водоснабжения и уменьшить потери воды при ее доставке к потребителям, предусматривает реконструкцию двух существующих насосных станций плюс строительство трех новых и современных, реконструкцию станции биологической очистки воды, строительство новой насосной станции для сточных вод и возведение водоочистного коллектора. Ожидается, что эти меры дадут существенный природоохранный эффект благодаря уменьшению количества сточных вод, которые попадают в окружающую среду.

Чтобы реки грязи не текли в море. Без автомоек в современном городе не обойтись, но все они должны придерживаться экологических норм.


 

21.02.2020 | Элина Прокопчук, Юлия Франжева


Другие новости ПР № 14 от 21.02.2020

  • Нельзя пускать на самотек 21.02.2020    Бытовая химия и фосфаты в сточных водах скоро могут стать проблемой каждого из нас. Чтобы минимизировать вред для окружающей среды, нужна модернизация всей системы очистки   В Украине проблема очищения стоков стоит достаточно остро. Есть она и ...
  • Терапия для больниц 21.02.2020  Стартует второй этап медицинской реформы: инициативы Минздрава поддерживают в Мариуполе – на здравоохранение в этом году из местного бюджета выделено 150 миллионов   До начала реформы осталось чуть больше месяца. Как уже рассказывал «Приазовский р...
  • Зеленые традиции 21.02.2020   Во дворе школы №20 уже растут сосны и лиственницы и очень скоро появятся цветущие кустарники   Озеленить внутренний дворик учебного заведения и сделать его красивым и ухоженным хотят учащиеся и учителя двадцатой школы. Они самостоятельно занимаю...
  • Штраф в десяток миллионов и «шлаковая проблема» 21.02.2020   Гендиректор  меткомбината имени Ильича прокомментировал проверку, проведенную на предприятии Госэкоинспекцией Госэкоинспекция проверила Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича и выявила нанесенный государству ущерб — более 10,5 млн г...
  • Новости коротко 21.02.2020   В Украине Эвакуированные из Уханя 14 дней проведут в полной изоляции от остального мира Из Китая в нашу страну доставили 45 украинцев и 27 иностранных граждан. «Они здоровы, но должны пройти карантин и обсервацию в течение 14 дней. Эвакуированны...
  • Есть ли счастье у линии соприкосновения? 21.02.2020   Жители Гнутово и Талаковки отвечают на этот вопрос утвердительно и больше всего хотят, чтобы на нашей земле скорее наступил мир     Продолжаем цикл публикаций о жизни в городских поселках. Журналисты «Приазовского рабочего» уже побывали в Виног...
  • Территория повышенного внимания 21.02.2020   Журналистам напомнили о правилах безопасной работы в зоне разведения сил   Специалисты аварийно-спасательного отряда спецназначения Главного управления Госслужбы по чрезвычайным ситуациям в Донецкой области провели  тренинг по минной безопасност...
  • Доцент не подведет 21.02.2020  Стремился к науке, но жизненные ориентиры резко изменились с приходом войны. Иван Семененко за пять лет прошел путь от бойца батальона до старшего лейтенанта полиции   Тихая мирная жизнь, учеба в Черкасском национальном университете имени Богдана ...
  • Пенсионер-спасатель помог вытащить рыбака, провалившегося под лед 21.02.2020   Особенности зимней рыбалки – в чрезвычайной ситуации нужно действовать с холодной головой и без паники   В селе Новогригорьевка Волновахского района в минувшее воскресенье на ставке разыгралась драма. Рыбак провалился под лед, ему на помощь брос...
  • «Метинвест-Промсервис» отметил пять лет успешного развития 21.02.2020   16 февраля крупнейшее в стране предприятие по ремонту и обслуживанию горно-металлургического оборудования «Метинвест-Промсервис» Группы Метинвест отметило пятилетний юбилей «Метинвест-Промсервис» стремительно развивается, участвует в самых масшта...
Все новости 14 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Июль 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Как подобрать авточехлы: советы экспертов

Букет для учителя на 1-е сентября