Двести автобусов и троллейбусов - за пять лет - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

Двести автобусов и троллейбусов - за пять лет

 

В пресс-клубе «ПР» директор департамента транспорта и связи горсовета Василий Клат рассказал о развитии транспортной инфраструктуры Мариуполя

 

«Включите, пожалуйста, кондиционер», – эта фраза, которая сегодня порою звучит в коммунальных автобусах и троллейбусах, еще пять лет назад показалась бы мариупольцам либо чистой фантастикой, либо точно о ком-то другом, но только не о нас. Как и сам коммунальный транспорт – современный и комфортабельный, заполнивший сегодня улицы города.

Всего каких-то пять лет назад, при почти полном его отсутствии, за исключением трамваев с забитыми фанерой окошками, протекающими крышами и лавками вместо сидений, мы не могли и мечтать, что может быть совершенно иначе. В пресс-клубе «ПР» Василий Клат, отвечая на вопросы журналистов, рассказал о сегодня и завтра транспортной инфраструк­туры.


Фото Алины Комаровой: Масштабное обновление. Василий Клат отмечает – Мариуполь готовится к ремонту депо, запуску электробусов, внедрению электронного билета и дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры.


 


Синергия прозрачности, стратегии и инвестиций

– Василий Иванович, на публичное обсуждение законопроект о переформатировании рынка пассажирских услуг правительство выставило лишь недавно, а в Мариуполе эта работа началась несколько лет назад?

– С приходом к руководству Мариуполем команде городского головы Вадима Бойченко нужно было быстро и эффективно действовать, чтобы вывести транспорт из полного упадка. Первым этапом в 2016 году стала подготовка Стратегии развития Мариуполя до 2021 года. Мы понимали, что транспорта нужно много и одновременно, но такими финансовыми ресурсами город не располагал. По­этому наряду с городским бюджетом были привлечены средства областного бюджета и Евросоюза. А затем мы перешли к наращиванию и обновлению транспорта с привлечением инвестиций Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Международной финансовой корпорации (IFC).

После длительных переговоров с личным участием Вадима Бойченко, с его настойчивостью, умением убеждать и амбициями сделать Мариуполь по-настоящему европейским городом, нам удалось эти деньги привлечь. Это было сложно: около двух лет шла процедура переговоров и принятия всевозможных меморандумов, решений, ратификаций договоров. К 2019 году мы пришли уже с полным пакетом документов и смогли начать тендерные процедуры по закупке автобусов и троллейбусов. Мы приобрели 64 автобуса, из них 15 – длинных «гармошек», а также 72 троллейбуса, 42 из которых уже эксплуатируются на маршрутах Мариуполя, 15 на этой неделе мы вводим в эксплуатацию после проведенной обкатки, стажировки, наладки и ожидаем до конца октября этого года финальную поставку в 15 троллейбусов с автономным ходом на 20 километров.

– О какой сумме инвестиций идет речь?

– В целом это 30,5 миллиона евро, которые направлены не только на закупку транспорта, но также и на реконструкцию троллейбусного депо.

В числе привлеченных инвестиций: кредит IFC в размере 12,5 миллиона евро, кредит ЕБРР в 13 миллионов евро, кредит «Фонда Чистых Технологий» – 2 миллиона евро и инвестиционный грант Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде «E5P», который составил 3 миллиона евро (безвозвратные средства).

Главная особенность кредитования – низкая процентная ставка, порядка 6%. Льготный период составит три года (тело кредита не погашается), а общий срок кредита – 13 лет.

Пользуясь случаем, хочу выразить отдельную благодарность Фонду «E5P», всем его участникам, особенно Европейскому союзу и Швеции как крупнейшим донорам, за предоставленное грантовое финансирование по этому проекту.

Реализация инвестиционных проектов позволила Мариуполю за один год приобрести более 130 единиц техники, которая уже работает, удовле­творяет потребности горожан в перевозках. Без привлечения внешних инвестиций город мог бы покупать по пять автобусов и троллейбусов, и к такому количеству, как сегодня, мы бы пришли лет через тринадцать.

– Что послужило самым весомым аргументом со стороны муниципалитета для того, чтобы ЕБРР и IFC поверили Мариуполю и предоставили деньги?

– Основными козырями в переговорах стали прозрачность, чистота и открытость власти, отсутствие каких-то коррупционных схем, благодаря чему Мариуполь занимает лидирующие позиции в рейтинге прозрачности украинских городов – это первое. Второе – это наличие четкой стратегии. Эти два козыря стали основными, а дальше представителями международных финансовых организаций были проведены аудиты финансовой способности города и МТТУ работать честно и прозрачно.


Транспорт без окраин

– В нашей читательской почте чаще всего звучат вопросы, связанные с обеспечением коммунальным транспортом отдаленных районов города. Есть программа «Город без окраин», а какова ее транспортная составляющая?

– Мы решаем этот вопрос поэтапно. Так, микрорайон Черемушки ранее был полностью лишен коммунального транспорта, а сейчас там три маршрута. Были полностью без транспорта Волонтеровка и микрорайон Курчатова – сейчас там три коммунальных маршрута. В проработке находится поселок Мирный и другие отдаленные районы. То есть все автобусы и троллейбусы, которые поступали, распределялись и формировались по маршрутам, исходя из пассажиропотока. При формировании мы руководствовались таким инструментом, как транспортная модель, которая была подарена городу IFC. Мы старались подойти таким образом, чтобы количество транспортных средств соответствовало пассажиропотоку района, в котором транспорт курсирует. Понятно, что всем хотелось бы больше. Но следует понимать: больше – это значит, что деньги будут забираться из городского бюджета у других направлений – ремонта дорог, больниц, школ, домов и так далее. Все должно быть сбалансированным.


Мариуполь вошел в пилотный проект внедрения Е-билета

– Когда единый электронный билет на все виды транспорта будет актуализирован в нашем городе?

– Сейчас Мариуполь в числе первых украинских городов заходит в пилотный проект Министерства инфраструктуры Украины, согласно которому вводятся электронные платежи, все деньги за проезд поступают в городской бюджет и распределяются между коммунальными и частными перевозчиками в соответствии с выполненной транспортной работой.

Это сложный процесс. Поэтапно, до конца этого года, на уровне исполкома горсовета будут рассмотрены необходимые решения. На первых порах электронные валидаторы для считывания информации будут установлены на определенном маршруте, а в дальнейшем по результатам тестирования пилотного проекта будет определена работоспособность системы и необходимые инвестиции. В любом случае мы заходим в этот проект в 2020-м, продолжаем в 2021-м, и думаю, что в 2022 году должна произойти стопроцентная реализация проекта.


Современному транспорту – модерновое депо

– В депо Мариупольского трамвайно-троллейбусного управления проведен текущий ремонт, а каковы планы капитальной реконструкции?

– Этот проект включает в себя практически полное обновление – всей энергетики, контактной сети, помещений, оборудования, рабочих мест – словом, всего. Серьезные деньги – более 170 миллионов гривен – привлечены из трех источников: городского бюджета, ЕБРР и IFC. Прошли тендерные процедуры, и уже в октябре мы планируем зайти на строительную площадку и начать реконструкцию. Она займет в целом около двух лет.

Коронавирус стал проверкой на прочность

– Как удалось, несмотря на то что были очень напряженные ситуации в марте-апреле, все-таки не допустить в период карантина транспортного коллапса в Мариуполе в отличие от других городов?

– Действительно, было очень сложно, в такой ситуации мы никогда не работали, и приходилось в ручном режиме по нескольку раз в день перекраивать маршруты и графики, интервалы, требования, проводить инструктаж персонала. Положительную роль сыграл тот факт, что к моменту введения карантинных ограничений у нас уже были все автобусы, начали поступать новые троллейбусы, мы очень быстро переформатировали сеть. Каждый день буквально по три-четыре круга я проезжал по городу с оценкой ситуации на остановках, мы изуча­ли, где справляемся, а где нет, обращались к Группе Метинвест, порту и привлекли ведомственный транспорт. Поэтому мы справились; если не «отлично», то твердое «хорошо» можно поставить коллективу транспортников в этом форс-мажоре.

 

Заработная плата работников МТТУ выросла на 20-25%

– В начале поступления нового транспорта очень остро встал вопрос нехватки кадров. А решена ли сейчас эта проблема, как мотивирован персонал?

– Еще в марте этого года заработная плата у всего персонала МТТУ выросла на 20-25%. На сегодня водители спаренных «гармошек» получают более 20 тысяч гривен, остальные от 15 до 20 тысяч гривен, все зависит от времени работы на линии, сменности, классности водителей. Сейчас формирование штата водителей проходит успешно, мы выбираем качественных работников.

Водителей троллейбусов и трамваев планомерно обучаем в учебном центре МТТУ, он выпускает около 20 человек каждые полгода, и штат пополняется.

 

Большой вызов – реконструкция трамвайного полотна и контактной сети

– Какую из задач вы считаете наиболее актуальной для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры?

– За прошедший период мы хорошо продвинулись в ремонте основных проспектов, остановочных павильонов, установке электронных табло. Но большим вызовом все еще остается состояние трамвайного полотна и контактной сети.

Пока приостановлены маршруты №3, 4, 5 и 6, соединяющие Левобережный и Центральный районы. Они и ранее были низко наполняемы по пассажиропотоку. А с введением большого количества троллейбусов и автобусов значительная часть пассажиров перешла на комфортабельные транспортные средства, которые к тому же добираются к пункту назначения в полтора раза быстрее, и трамваи стали возить «воздух», что повлекло несоизмеримые затраты бюджета на перевозки.

Скорость движения на этих маршрутах очень низкая из-за того, что трамвайное полотно требует серьезного ремонта. О демонтаже полотна и полном закрытии трамвайного движения речь не идет. В наших планах – искать средства для ремонта трамвайного полотна, контактной сети и приведения их в порядок.

– А более ближняя перспектива – электробусы?

– Да, мы ожидаем поступления 15 электробусов с динамической подзарядкой. Их планируется запустить на Морской бульвар. Это последняя партия, которая сейчас изготавливается в Беларуси. К сожалению, в связи с мировой пандемией есть некоторое отставание от графика.

Впереди нас ожидает полноценный запуск всего приобретенного транспорта, выход из карантина и перевозка в нормальном режиме. В следующем году, и такая задача поставлена городским головой, мы купим еще 10 автобусов-«гармошек», которые хорошо себя показали. Впереди – электронный билет и дальнейшее успешное развитие транспортной сферы города.

 

11.09.2020 | Людмила Кудрина


Другие новости ПР № 66 от 11.09.2020

  • Каким мы хотим видеть Мариуполь-2030? 11.09.2020     Команда Вадима Бойченко вместе со всеми мариупольцами, национальными и международными экспертами разрабатывает стратегию новых возможностей развития города на ближайшие десять лет   Первое открытое обсуждение Стратегии Мариуполя – 2030 состоя...
  • Двести автобусов и троллейбусов - за пять лет 11.09.2020   В пресс-клубе «ПР» директор департамента транспорта и связи горсовета Василий Клат рассказал о развитии транспортной инфраструктуры Мариуполя   «Включите, пожалуйста, кондиционер», – эта фраза, которая сегодня порою звучит в коммунальных автобус...
  • Ради будущих поколений 11.09.2020   Памятные митинги, посвященные 77-летию со дня освобождения Мариуполя от фашистских захватчиков, прошли в каждом районе города   «Мы благодарны каждому из вас за возможность жить в мирном Мариуполе. Вы – наш пример и источник вдохновения....
  • Школы против коронавируса: первые уроки 11.09.2020   Как учебные заведения отработали первую неделю в условиях адаптивного карантина   Начало нового учебного года после полугодового отсутствия за партами было непростым: детям и учителям нужно было втянуться в процесс после такого длительного перер...
  • Новости коротко 11.09.2020   В Украине Повышение зарплат учителям откладывается Министерство образования и науки Украины заявило, что на выплату повышенных зарплат учителям в 2021 году необходимо 50 млрд грн, но их нет ни в государственном, ни в местных бюджетах, передает п...
  • «Кто живой – тот помнит» 11.09.2020   Ко Дню освобождения города от нацистских захватчиков мариупольские ветераны вспоминают истории военных лет   Вторую мировую мы видели в кино. Но лучше всех художественных фильмов – воспоминания участников боевых действий. О чем говорят мариуполь...
  • В Мариуполе образовано семь округов 11.09.2020   Впервые на местных выборах 25 октября политические партии представят открытые списки кандидатов в депутаты городского совета в каждом округе   Мариупольская городская территориальная избирательная комиссия (ТИК) сформировала семь округов на терр...
  • Остановить отток молодежи из Мариуполя поможет «Социальный лифт» 11.09.2020   В Мариуполе планируют реализовать проект «Социальный лифт», который остановит отток молодежи из города. Об этом заявил проректор Мариупольского государственного университета Николай Трофименко. Он рассказал, что сегодня около 70% выпускников школ...
  • Чайные розы под ковшом экскаватора 11.09.2020   Жители высадили цветы и траву, готовясь выиграть конкурс по благоустройству, но растения уничтожил трактор   В минувший понедельник разгорелся конфликт между жителями четырехэтажного дома №7 по улице Деловой и сотрудниками расположенной рядом ча...
  • Календарь знаменательных и памятных дат 14 – 20 сентября 11.09.2020     14 сентября 260 лет назад родился Луиджи Керубини (1760-1842), итальянский композитор, музыкальный педагог и теоретик, главный представитель жанра оперы спасения – героической оперы, получившей свое развитие в годы Великой французской революци...
Все новости 66 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Сентябрь 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930