Последний монументалист - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

Последний монументалист

 

Старейший живописец Мариуполя Олег Ковалев – о прошлом и настоящем мозаик, своем первом учителе и судьбе картин мариупольских художников

 

 

 

Пейзажи – любимый жанр художника, выполненные им портреты отличаются удивительным сходством, а композиции – необычностью замысла и глубиной смысла

О том, что в Мариуполе находится одно из самых многочисленных образцов монументального искусства прошлого века, «Приазовский рабочий» рассказывал неоднократно, как и о незавидной судьбе многих уникальных произведений – мозаик, барельефов, фресок, витражей. Часть из них утрачена навсегда, нет с нами и их создателей. В Мариуполе единственным художником, лично причастным к этому пласту культуры, остается заслуженный художник Украины Олег Ковалев. 7 сентября мастер живописи отметил 80-летие и готовится к юбилейной выставке.

О том, что заставило его впервые взять в руки кисть и краски, о становлении и экспериментах под влиянием модных веяний, оформительской работе и творчестве исключительно для души Олег Борисович рассказал «Приазовскому рабочему».


Искра есть – разгорится

Только период творчества длиной в шесть десятков лет – целая череда эпох и событий, которые в той или иной степени формировали сегодняшний почерк Олега Ковалева. А жизненный путь – и того больше, но счастливых моментов в детстве будущего мэтра живописи было немного. Более того, даже удивительно, как при таком непростом «раскладе» мальчик находил себе отдушину в прекрасном.

«Помню, когда был маленьким, часто подолгу пропадал в католическом костеле во время служб, слушая звучание органа, – вспоминал Олег Ковалев. – А когда стал старше, увлекся игрой на мандолине, и даже играл в составе оркестра народных инструментов при Дворце культуры «Азовсталь». Именно там, во Дворце, я встретил своего первого учителя – руководителя художественной студии Якова Никодимова. Увидел на мольбертах красивые рисунки, картины на стенах и попросился в ученики».

Яков Никодимов был признанным мастером с основательной школой за плечами и обучать предпочитал исключительно одаренную молодежь. Когда Олег принес свои карандашные наброски, наставник остался равнодушен к его рисункам. Это расстроило Олега, но не отбило охоту научиться рисовать.

Целеустремленность и трудолюбие не раз пригодились ему в жизни. Так, в 17 лет он окончил ремесленное училище по специальности «Электрослесарь пятого разряда». На первой работе в комбинате имени Ильича сомневались, устраивали проверку – и убедились, что никакого «блата» не было.

Так и с рисованием. Если не получилось в первый раз – нужно пытаться снова. Никодимов дал шанс настойчивому юноше, и когда Олег уже в студии нарисовал с натуры свой первый натюрморт, а потом – еще и еще, справляясь со все более сложными задачами, принял окончательно и стал учить. Так начинающий художник понял очень важную вещь: чтобы браться за что-то сложное, без «азов» нельзя. Именно поэтому те первые наброски не показали его способностей. А они были, и Никодимов подбадривал парня в его желании продолжить учебу, помогал подготовиться к вступительным экзаменам.


Реализм против «-измов»

Олег Ковалев – выпускник Ростовского государственного художественного училища (класс Арсентия Чернышова). «В те годы оно считалось довольно сильным, его курировал Ленинградский институт живописи, архитектуры и скульптуры имени Репина. Желающих поступить было много, человек 10 на одно
место.

При поступлении мы сдавали творческий экзамен: нужно было представить четыре разные работы, созданные под пристальным взглядом комиссии». Сейчас, к слову, правила не такие строгие: в Академии изобразительного искусства абитуриенты представляют две работы – карандашный рисунок и натюрморт красками.

«Приоритетным направлением, разумеется, была реалистичная манера. Студентами мы, как и вся молодежь, легко поддавались модным веяниям, интересовались всяческими «-измами» – модернистскими и авангардными течениями. Были попытки попробовать, – признался художник. – Но преподаватели пресекали их и, как я теперь понимаю, правильно делали. Нужно сначала получить базу, а потом экспериментировать, чтобы это было грамотно и имело право называться искусством».

В годы учебы в Ростове Олег Ковалев сдружился с еще одним известным мариупольским художником – Евгением Скорлупиным. Они вместе выбирались на пленэры к морю, вместе зубрили конспекты, а потом в 1968 году, уже в период профессионального творчества, вместе выступили с инициативой организовать в нашем городе первую выставку пейзажей, известную как Мемориал Архипа Куинджи и проводимую и поныне. Глядя на картины, которые остались в фондах мариупольского музея после первых мемориалов, нельзя не восхищаться этим наследием.

Впрочем, на фоне маститых авторов из столицы и культурных центров Украины живописцы-мариупольцы выглядят достойно. Хотя, конечно, это не столь многочисленная когорта: выживать в сегодняшнее непростое время художникам очень сложно.


От портретов до фрески

«Для моих молодых коллег это звучит как фантастика, но было время, когда художники могли прожить на заработанные гонорары, – рассказывает Олег Ковалев, который с 1966 года работал в мариупольских мастерских Художественного фонда Союза художников. – Работа была сдельная, а заработок напрямую зависел от заказов. Это была оформительская работа, но требовавшая именно художественных способностей – писать портреты и целые композиции. Были и задачи декоративно-прикладного
плана».

Помимо заказов у художников приобретались самые лучшие картины для фондов музеев, чего нет сейчас. Причем покупались по достаточно высокой цене, и художник, скрупулезно работающий над полотном не один и не два месяца, мог рассчитывать на несколько сотен рублей, при том что зарплата инженера, к примеру, была около 150 рублей. Бывало, что картины покупали коллекционеры и просто любители живописи, в том числе зару-
бежные.

Так сложилось, что немногие монументальные произведения сохранились до наших дней. Но не все можно увидеть широкому кругу. Так, много лет закрыт бывший кинотеатр на Левобережье в частном секторе на улице Рождественской – его фойе украшает огромная фреска, созданная Олегом Ковалевым по античным канонам.

Витражу в школе-интернате на Левобережье повезло больше. «По моей задумке, там представлены все 12 знаков зодиака. И когда я рассказывал детям, что каждый из них может найти свой знак-
оберег, они слушали с огромным интересом. И вопреки опасениям относились к хрупкому украшению бережно», – отметил художник. Но время все-таки брало свое, и витражу нужна была реставрация. Не так давно витраж восстановил мари-
упольский художник и скульптор Вадим Лановой – работает он по соседству с Олегом Ковалевым в мастерской Художественного фонда. Несколько десятков лет назад в этой огромной мастерской был настоящий «муравейник», но сегодня там остались только самые преданные искусству. Готовые работать без какой-либо поддержки в таких малокомфортных условиях – в здании даже отсутствует система отопления, а ведь сырость и холод губительны для картин.

«Мариупольские художники, городская организация Национального союза художников Украины не раз поднимали этот вопрос: как сохранить творческое наследие наших авторов? Краеведческий музей, естественно, не в состоянии принять картины в свои фонды, вместимость их хранилищ также ограничена. Горько об этом говорить, но сколько прекрасных картин больше не вернуть?» – сожалеет Олег Борисович.

За плечами Ковалева – участие в городских, областных, республиканских, зарубежных художественных выставках, престижные награды – медаль Архипа Куинджи, Союза художников Украины, знак Министерства культуры Украины «За багаторічну плідну працю в галузі культури». Копия знаменитой картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре», которая находится в постоянной экспозиции Мариупольского художественного музея, – также дело кисти Олега Ковалева.

 

В постоянном поиске. Олег Ковалев создает свои пейзажи классически – по этюдам, которые пишет под открытым небом, поэтому о них часто хочется сказать: «Ни добавить, ни отнять».


 

 

 «Рыбацкое». Родное Приазовье продолжает вдохновлять художника, чьи предки были в числе греков-переселенцев из Крыма.


 

 «Степь». Буйство полевых цветов длится недолго, но красота этих бескрайних просторов не оставляет равнодушным никого.


 

25.09.2020 | Людмила Ермишина


Другие новости ПР № 70 от 25.09.2020

  • Путешествие по празднику 25.09.2020   242-й день рождения Мариуполь будет отмечать три дня   Сегодня, 25 сентября, стартует трехдневный цикл праздничных мероприятий, посвященных Дню города. В этом году как никогда у мариупольцев есть возможность увидеть все самое интересное и при эт...
  • Город, доступный каждому 25.09.2020   Ремонт реабилитационных центров, обустройство пандусов и проведение инклюзивных фестивалей – в Мариуполе делают все, чтобы люди с инвалидностью жили в безбарьерной среде     Хотите понять, что чувствуют люди с инвалидностью? Попробуйте пройтись...
  • Встретимся на Дне города! 25.09.2020   Празднуем вместе: в субботу, 26 сентября, ищите локацию «Приазовского рабочего» возле пешеходного перехода. Для удобства читателей коллектив нашей редакции организует выездную подписную акцию. Выписать любимую городскую газету можно в самом центре...
  • С днем рождения, Мариуполь! 25.09.2020   Маріупольці, від щирого серця вітаю з Днем міста! Наше місто біля моря не перестає дивувати. З кожним роком стає більш яскравим, сучасним, комфортним, доступним і туристичним. Ми всі стрімко розвиваємо Маріуполь і вкладаємо в нього все тепло та л...
  • Колледжу нужны компьютеры, ОСМД – дорога 25.09.2020   Народный депутат Украины Сергей Магера провел личный прием граждан   За помощью в обеспечении техническим оборудованием к народному депутату обратились руководители одного из старейших учебных заведений в городе – Мариупольского колледжа ПГТУ, к...
  • Масштабный форум в Мариуполе 25.09.2020   «Мариуполь достиг своей главной цели – стал витриной восстановленного украинского Донбасса. В программе будущих изменений города мы учли мнение наших жителей. В мою команду входят профессионалы, которые сделают все для дальнейшего процвета...
  • Партия «Слуга Народа» идет на выборы во всех громадах Донецкой области 25.09.2020   В Славянске состоялась конференция партии «Слуга Народа» по выдвижению кандидатов в депутаты и головы объединенных территориальных громад в Донецкой области. Политсила идет на выборы во всех без исключения территориальных громадах области. Всего в...
  • Завершился прием заявок на конкурс «Комфортный дом» 25.09.2020   Наибольшей популярностью у мариупольцев пользуется категория «Почтовые ящики» На участие в конкурсе «Комфортный дом» от общественного союза «Зеленый центр Метинвест» подана 131 заявка от представителей ОСМД и ЖСК. Призовой фонд на реализацию прое...
  • Равные возможности для спорта и творчества 25.09.2020     Большую роль в социализации людей с инвалидностью играют общественные организации. «Поверь в себя», «Радость жизни», «Джерело надії» – эти и другие объединения помогают людям решать проблемы, организовывать досуг, находить единомышленников. Гор...
  • Словно стройка без проекта 25.09.2020   Реформа системы архитектурно-строительного контроля буксует, а проверки стали вне закона   В начале года правительство ликвидировало Государственную архитектурно-строительную инспекцию (ГАСИ) и начало реформу системы контроля над этой сферой. Но...
Все новости 70 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Октябрь 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031