Ретро музыкальные истории Мариуполя - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

Ретро музыкальные истории Мариуполя

 

Сегодня наш город принимает фестивали, привлекает новыми форматами искусства, а полвека назад открывал джазменов, композиторов и ВИА

 

Мало кто знает, что мариупольские музыканты играли во многих популярных ансамблях – «Песняры», «Сябры», «Цветы», «Фристайл», а первые ВИА в нашем городе появились еще в конце 60-х

Мариуполь – город музыкальный. В наши дни он может похвастаться крупными фестивалями, единственной в Украине камерной филармонией, да и в целом концертная жизнь сейчас довольно насыщенная. Полвека назад Мариуполь тоже переживал музыкальный бум, но в совершенно ином формате: живая музыка звучала на

танцплощадках, где было не протолкнуться, молодежь собиралась в целые оркестры на волне увлечения джазом, а вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) были не только при дворцах культуры, но и при обычных профтехучилищах или школах.

Воспоминания мариупольцев, сохранившиеся студийные записи тех лет, интервью музыкантов дают основания предположить: вполне возможно, что первые ВИА в стране появились именно в Мариуполе.


Из запрещенного – во всенародно любимый, и наоборот?

В конце 50-х – начале 60-х, когда исполнение джаза больше не приравнивалось к измене родине, на многочисленных летних площадках под открытым небом мариупольцы танцевали, знакомились, общались под музыку как местных, так и приезжих джазменов. О джазовых оркестрах Мариуполя прошлого века на страницах «Приазовского рабочего» рассказывал бывший участник нескольких музыкальных коллективов контрабасист Эдуард Кенгели. Делится он воспоминаниями и о многих талантливых уроженцах Мариуполя, которых музыкальная стезя привела к успеху в других городах.

«В 1972 году мариупольский джаз-квартет (саксофон, флейта – Владимир Шеховцов, контрабас – Анатолий Николаенко, гитара – Павел Шульженко, барабаны – Эдуард Берлин) занял третье место среди малых составов на всесоюзном фестивале в Донецке. Позже, в 1976 году, Эдуард Берлин представлял нашу страну на всемирном джаз-фестивале в Польше в составе ансамбля под руководством известнейшего в свое время джазового трубача Андрея Товмасяна.

Многие мои знакомые играли в оркестрах или ансамблях различных филармоний тогдашнего Союза, – рассказал Эдуард Кенгели. – Так, Юрий Прокудин играл на аккордеоне, клавишах в ереванской, саратовской и ташкентской филармониях. Валерий Брагин – на клавишных в донецкой. Владимир Шеховцов – альт-саксофон, флейта  в тбилисской и краснодарской филармониях. Барабанщик Валерий Корсунь долгое время работал во всесоюзном объ-

единении «Цирк на сцене». Тромбонист и аранжировщик Валерий Рубан заведовал эстрадным отделением донецкого музучилища. Клавишник Сергей Гаврилов играл в ансамбле «Песняры». Барабанщик Сергей Бурцев – в музыкальных ансамблях певцов Игоря Николаева и Валерия Меладзе.

В известном молдавском ВИА «Оризонт» играли сразу двое мариупольцев – отличный гитарист Владимир Ковалев и клавишник Сергей Арабаджи. Позже Ковалев вошел в состав полтавской группы «Фристайл», которая завоевала множество музыкальных премий и по узнаваемости могла соперничать с «Миражом» и «Ласковым маем». В начале 90-х их хиты «Больно мне, больно!» и «Ах, какая женщина!» звучали отовсюду. А Сергей Арабаджи, сын преподавателя музыкальной школы, также играл в известных ВИА «Сябры» и «Синяя птица».

Вообще в Мариуполе немало музыкальных династий. Так, барабанщик Эдуард Шамонин играет в том же духовом оркестре, где ранее работал его отец Борис, отличный джазовый саксофонист.

Эдуард Сидоров, клавишник, – сын преподавателя, трубача Александра Сидорова, играющего в духовом оркестре чуть ли не со дня его основания, работал еще в нескольких ансамблях, в том числе в рок-группе «Цветы» под руководством Стаса Намина, которая одной из первых на советской эстраде пробовала играть «неформат».

У барабанщика Александра Исаенко сын Александр сейчас играет на контрабасе в камерном оркестре «Ренессанс», а внук Роман учится в днепровской консерватории по классу ударных».

Наш собеседник, чья жизнь неразрывно была связана с музыкой, с ностальгией отмечает, что сегодня джаз переживает не самые лучшие времена, как и в целом вокально-инструментальные жанры.

«Сейчас центром музыкальной культуры Мариуполя стала филармония, в состав которой вошел и оркестр духовой и эстрадной музыки. В новом статусе под управлением музыканта и аранжировщика Василия Шакулы увядающий муниципальный коллектив обрел второе дыхание, – считает Эдуард Кенгели. – На концертах он всегда исполняет несколько произведений из классики джаза, за что отдельное спасибо от мариупольских почитателей этого жанра. Но хотелось бы большего: почему бы не возродить джаз-клуб в стенах Дворца культуры «Молодежный», бывшего Дворца «Азовстали»? Это бы обеспечило приток свежей крови, да и среди молодежи, думаю, есть те, кто серьезно увлекается игрой на музыкальных инструментах и кто мечтал бы о возможности поиграть если не в оркестре, то хотя бы в ансамбле».

50 лет в Мариуполе наряду с джаз-оркестрами звучали и молодежные ВИА – расскажем о некоторых из них.


Чьи «Голоса» звучали первыми?

Какой ВИА был самым первым на постсоветском пространстве, точно не известно, ведь их было много, и не все они успели оставить заметный след. Однако большинство источников считают первым ВИА «Молодые голоса», созданный в 1974 году на базе тамбовской филармонии. Это тот самый ансамбль, который стал известной рок-группой «Круиз», недавно отметившей 40-летие. Ее лидер Матвей Аничкин в своем интервью рассказал, что, когда выбирал название для коллектива, не знал, что в Жданове уже были «Молодые голоса» Георгия Сесиашвили.

Между тем «Молодые голоса» – это уже второй проект Сесиашвили после «Чаек». А значит, они и могут претендовать на первенство в этом негласном состязании. Кроме того, была у них чрезвычайно редкая по тем временам «фишка» – полностью женский состав, включая ритм-секцию. Но на бас-гитаре, ударных играли девушки в еще одном мариупольском ВИА – «Азовчанка», и тоже в конце 60-х. В столице же лишь в 1971 году появился ВИА «Девчата».

Вообще Георгий Сесиашвили – музыкант-мультиинструменталист (по словам современников, виртуозно играл как на трубе, так и на баяне) и композитор, достоин отдельного рассказа. К сожалению, он ушел из жизни в 2006 году, и тех, кто был тесно с ним знаком, осталось немного. Однако журналисту «Приазовского рабочего» удалось связаться с одной из дочерей музыканта – Мариной Стаматовой, которая живет в Болгарии. Она уточнила, что первый ансамбль Георгия Александровича, который он создал в Мариуполе (тогда Жданове), назывался «Чайка», и было это в конце 60-х. Это же подтверждают вышеупомянутый бывший джазмен Эдуард Кенгели и участница другого ВИА – «Азовчанка», который исполнял, среди прочего, и песни на музыку Сесиашвили.

В интернете можно найти запись ВИА «Чайка» 1967 года, а также более поздние. С расширенным составом «Чайка» стала называться «Чайки» и в 1975 году уже вовсю гастролировала с часовой концертной программой. Это подтверждает запись их концерта в Крыму, доступная на Youtube-канале «Украинская эстрада».

«В ансамбле «Чайка» пела моя мама – Клара, – рассказала Марина Стаматова. – Помню, как бывала у папы на работе во дворце культуры, но была очень маленькой».

Был у Гиви, как часто называли музыканты Георгия Александровича, еще один коллектив – «Мариуполь-дикси». Сохранилась аудиозапись девяти композиций 1986 года, сделанная в Донецком областном телецентре. В разное время Сесиашвили работал в трех дворцах культуры Мариуполя, а его коллективы не раз приглашали выступать в Кремлевский Дворец съездов, на телевидение. Долгое время на муниципальном радио «Приазовье» звучали позывные – мелодия из его песни «Приазовье, край родной».


«Азовчанка, словно чайка…»

Как уже было сказано, параллельно с «Чайкой» Сесиашвили в Жданове существовал еще один женский ансамбль – «Азовчанка» при бывшем профтехучилище №60 (ныне торговый лицей). Его бывшая участница Лариса Украинская (клавиши) рассказывает:

«Действительно, в составе инструментальной группы у нас были одни девчонки – ударные, бас-гитара, соло- и ритм-гитары и клавишные. Руководил ансамблем настоящий фанат своего дела, человек, живший музыкой, – Борис Лаврентьевич Кривцов. Он мог до полуночи просидеть, расписывая партитуры, чтобы на следующей репетиции раздать нам ноты. Был требовательным, добивался, чтобы каждый такт был отшлифован, и все выкладывались по полной.

Каждое лето мы отправлялись на гастроли, нам давали автобус, ездили по городам, в Киев, Крым, выступали во дворцах культуры, домах отдыха. На телевидении выступали каждый месяц, для записи ездили в Донецк в областной телецентр, однажды записывались и в Киеве.

Мы, молодежь 70-х, не мыслили себя без самодеятельности – при ДК, школах, училищах повсюду пели, играли, танцевали.

Музыкальные инструменты у нас были самые современные по тем временам, за некоторыми Борис Лаврентьевич ездил в Прибалтику. До сих пор помню роскошный электроорган с множеством регистров, прекрасную бас-гитару. В те годы все это финансировалось, включая сценические костюмы – у нас были одинаковые, декорированные белым кружевом и жемчугом.

Была у нашего ансамбля и своя «визитка» – песня «Азовчанка», с красивыми словами и музыкой, написанной мариупольским композитором Георгием Сесиашвили. С ним наш руководитель тесно сотрудничал, советовался, часто приглашал на репетиции. Были там такие слова:

Азовчанка, словно чайка,

Любит море и небо она.

Улыбаясь, идет по планете

Как любимая всеми весна…»

 

 

На фото из архива: Полет «Чаек». Вокально-инструментальный ансамбль Георгия Сесиашвили (второй состав),
1975 год.


 

 

16.10.2020 | Людмила Ермишина


Другие новости ПР № 75 от 16.10.2020

  • Дякуємо за мирний Маріуполь 16.10.2020   У свято Покрови Богородиці містяни відзначили День захисника України Маріуполь знає та шанує своїх героїв. 14 жовтня, в День Покрови Богородиці та українського козацтва, ми традиційно дякуємо бійцям, які захищають наші кордони, та згадуємо тих,...
  • «Морпіхи своїх не кидають» 16.10.2020   Так говорить головний старшина батальйону морської піхоти прапорщик Віктор Товкач   Берет – це на все життя. Віктор Товкач говорить: не було дня, коли б він пожалкував, що пішов служити у морську піхоту Що ви робили у середу?...
  • Под крышей дома моего 16.10.2020   Депутаты горсовета приняли программу доступного жилья и защитили права жителей Близятся к завершению пять лет нынешнего созыва Мариупольского городского совета. Предпоследняя сессия нынешней каденции 9 октября, рассмотревшая более сотни вопросо...
  • Особое внимание – и пассажирам, и водителям 16.10.2020   Новый маршрут №14А связал с городом поселок Мирный, а на проспекте Строителей отремонтировали еще один участок дороги   Символично, что презентация нового автобусного маршрута и открытие отремонтированного участка по пр. Строителей состоялись на...
  • Изучаем жизнь и творчество Куинджи с «Приазовским рабочим» 16.10.2020   Вместе с сотрудниками художественного музея наша редакция провела тематическую викторину для юных талантов Художественный музей продолжает цикл просветительских мероприятий в честь своего десятилетия. В рамках Дней Куинджи для учащихся художест...
  • Верю в Мариуполь 16.10.2020   В последние недели я провожу много встреч с мариупольцами, ни одна из них не похожа на другую. И какой бы ни была улица, микрорайон, в многоэтажке или частном секторе, мариупольцев сегодня объединяет одна очень хорошая тенденция – мы любим свой ...
  • Чтобы дети развивались гармонично 16.10.2020   В Приморском районе создают бассейн, который будет работать круглый год, и методический образовательный центр   Вот уже несколько лет, как Мариуполь взял курс на создание благоприятных условий для всестороннего развития подрастающего поколения. ...
  • Превратить Мариуполь  в город-сад: это вполне возможно 16.10.2020   Сегодня специалисты по озеленению работают по новой системе – сменив подходы, они добились очень высокого процента приживаемости растений     Посадить дерево мало – его надо вырастить. чтобы узнать, как это сделать, можно обратиться за ...
  • Теплая погода – возможность сэкономить 16.10.2020   В Мариуполе началась подача горячей воды, отопление включат, когда похолодает   Как вчера утром сообщил «Приазовскому рабочему» директор предприятия «Мариупольтеплосеть» Дмитрий Мирошниченко, запуск котельных, подающих горячую воду, был начат по...
  • К европейским экологическим стандартам 16.10.2020   Металлургический комбинат имени Ильича завершает реконструкцию аглофабрики Подходит к завершению крупнейший экологический проект в истории независимой Украины – модернизация аглофабрики меткомбината имени Ильича Группы Метинвест. Масштабная реко...
Все новости 75 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Октябрь 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Как реализуется современный балкон с выносом?