От красок и смальты до металла - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

От красок и смальты до металла

 

Художественный талант Леля Кузьминкова был многогранен, докопаться до сути было его творческим и жизненным кредо

 

Живописец, график, иллюстратор, краевед… Художник Лель Кузьминков оставил внушительное творческое наследие. В этом году ему могло бы исполниться 95 лет – в связи с этой датой в Мариуполе проходит его персональная выставка. Инициатором и организатором экспозиции выступил известный мариупольский краевед Александр Чернов, из коллекции которого работы и представлены в греческом культурном центре «Меотида».


Самое открытое искусство

Лель Кузьминков – художник, каких мало. Вполне возможно, что его имя и фамилия сами по себе большинству читателей ни о чем не скажут. Чего нельзя сказать о созданных им произведениях: вряд ли найдется мариуполец, который не видел памятник Воину-освободителю, митрополиту Игнатию, мозаику «Металлурги» в зале ожидания мари-

упольского железнодорожного вокзала. Такие монументальные творения открыты взорам прохожих и посетителей постоянно. К сожалению, несмотря на свою масштабность, именно такие произведения оказались наиболее уязвимыми в новом времени – сегодня многие мозаики ветшают или даже попросту уничтожаются. Принципы искусства прошлого критикуются, а чтобы причислить себя к творческим деятелям, теперь не обязательно годами нарабатывать руку и глаз, рисуя с натуры, наблюдая, анализируя.

Именно такое классическое образование получил в свое время Лель Кузьминков. С шести лет занимался в художественной студии при Дворце пионеров, в 26 лет окончил Харьковское художественное училище, куда поступил вместе со своим другом Валентином Константиновым. Вернувшись в родной Мариуполь с дипломами, этот тандем создал целую галерею монументальных произведений. Это и барельефы «Юноша», «Девушка», «Семья» на проспекте Мира, и композиция «Люди ''Тяжмаша''» на одном из цехов предприятия, и упомянутые памятники – митрополиту Игнатию и мемориал Воину-освободителю. Работы их авторства можно встретить и в окрестных селах Малоянисоли, Урзуфе, Старом Крыму, а также в таких городах, как Бердянск, Славянск, Артемовск.

Монументальное искусство занимает особое место в творчестве Кузьминкова. Но и живописные его работы, с которых он начинал, смело можно назвать золотым фондом мариупольского изобразительного искусства.


От Мариуполя до Парижа

С начала 50-х годов Лель Кузьминков начал заявлять о себе на городских и областных выставках, а с 1957-го его картины уже экспонировались на республиканских. За полотно «Сталевары» художник был удостоен высоких наград Союза художников на областном и всесоюзном уровнях. Его картина принимала участие в зарубежной выставке «Художники Украины в Париже» в 1992 году. Также он в свое время одним из первых среди мариупольских художников выполнил портрет по заказу Министерства культуры. Талант портретиста у Кузьминкова выражен чрезвычайно ярко. Это подтверждает и нынешняя выставка в «Меотиде» – на ней можно увидеть на редкость живые портреты: предельно естественные позы, выразительная мимика, некая динамика создают ощущение, будто нам, зрителям, открывается не только внешняя сторона, но и настроение, характер натурщиков.

Сохранившиеся наброски и этюды, разные варианты одного и того же портрета указывают на то, что автор немало времени уделял тому, чтобы получше узнать своих героев. Будь то рабочий металлургического завода, по обнаженному торсу которого льется горячий пот, или рыжеволосая Люся, едва заметно приподнявшая бровь, или пожилая женщина в платке, читающая газету. Подобных изображений человека у более молодых мариупольских художников попросту нет.

Интересно, что Лель Николаевич изучал творчество нашего земляка – поэта Георгия Костоправа, о чем написал целую книгу. Работал в научно-исследовательском отделе Мариупольского общества греков  – и, кстати, считается одним из инициаторов создания этого объединения. Также является автором книги «Переселение крымских греков в Северное Приазовье в 1778-80 гг. (Причины и следствия)», ряда краеведческих очерков и статей по искусству.

Александр Чернов, который несколько десятков лет тесно общается с мариупольскими художниками и коллекционирует картины, был дружен с Лелем Кузьминковым.

«В свое время именно Лель Николаевич подтолкнул меня к написанию моих первых очерков о художниках Мариуполя и даже помогал в подборе материалов, – рассказал Александр Чернов. – Это был интеллектуал, с которым было чрезвычайно интересно общаться и у которого есть чему поучиться. Еще при жизни Леля Николаевича я начал писать монографию о художнике и непременно доведу дело до конца. Хочется досконально изучить все материалы, а их сохранилось немало благодаря скрупулезности и бережному отношению Кузьминкова к артефактам. К тому же Лель Николаевич отличался большой работоспособностью, в его творческом багаже довольно много работ. Его произведения находятся во многих галереях и музеях, а также в частных коллекциях как Украины, так и за рубежом».

Одной из его идей было посвятить отдельную книгу мариупольским мозаикам. Так сложилось, что этот замысел воплотил Александр Чернов вместе с журналистом и фотографом Иваном Станиславским – книга «Все оттенки мариупольских мозаик» вышла в печать летом нынешнего года. Это первый сборник, в котором наиболее полно и точно представлена информация о сохранившихся произведениях монументального искусства.


На фото Алины Комаровой: Рассказ без слов. В сюжетных композициях Леля Кузьминкова всегда открывается простор для фантазии зрителя.


 

На фото: В духе Бодлера. «Природа – строгий храм, где строй живых колонн...», вспоминаются поэтические строки.


 

На фото: Сам себе натурщик. Автопортреты мастера передают его характер куда выразительнее фотографий.


 

На фото: «Сталевар». В духе соцреализма люди труда часто представали безликими или с наигранными улыбками, тогда как этот работяга  Кузьминкова не пытается скрыть своего напряжения – лить металл раньше было куда тяжелей, чем сейчас.


 

На фото: Прощальное золото осени. Пейзажи Леля Кузьминкова – спокойные, величавые, без нарочитых «красивостей».


 

04.11.2020 | Людмила Ермишина


Другие новости ПР № 80 от 04.11.2020

  • Победа окончательная и безоговорочная 04.11.2020   Вадим Бойченко избран городским головой Мариуполя   Действующий мэр Вадим Бойченко признан избранным городским головой Мариуполя на местных выборах 25 октября 2020 года. Постановление о результатах голосования принято Мариупольской городской тер...
  • Отопительный сезон: реальность, прогнозы, надежды 04.11.2020   В Мариуполе смотрят в зиму с оптимизмом – тепловики подготовились к холодам, тарифы пока остаются неизменными   Подать тепло – только половина задачи: зачастую больше времени требуется именно на то, чтобы его принять. Начавшийся отопительный сез...
  • Чистая вода из-под крана и европейские пляжи 04.11.2020   В Мариуполе специалисты французской компании Beten Ingenierie работают над реализацией уникального для Украины проекта   Первый этап актуализации единственного и крупнейшего в нашей стране проекта в рамках договора между правительствами Украины ...
  • Дорогу молодым! 04.11.2020   Молодежный совет Мариуполя утвердил план работы на предстоящий год и поставил амбициозные цели   В Мариуполе состоялось второе заседание Молодежного совета, на котором участники утвердили глав комитетов и обсудили стратегию работы на год с учето...
  • Вакцину от гриппа можно приобрести в коммунальных аптеках 04.11.2020   Прививки делают в амбулаториях по направлению врача На прошлой неделе в коммунальную аптеку Мариуполя и ее филиалы – аптечные пункты в больницах города, поступила в продажу вакцина от гриппа. Прививка от этой инфекции не является обязательной, но...
  • Лес рубят, а виновных нет 04.11.2020     Незаконный бизнес по вырубке деревьев в лесопосадках под Мариуполем и у близлежащих поселков продолжается. Ситуацию должно исправить изменение законодательства     Борьба с незаконными рубщиками деревьев в лесополосах Приазовья не прекращаетс...
  • Безопасность труда – как образ мышления 04.11.2020   Эффективность мероприятий промышленной безопасности – ответственность всех сотрудников, от директора до рабочего   Безопасность на металлургическом производстве жизненно важна и требует постоянного внимания и контроля. О том, какие приоритетные ...
  • Без очередей и с соблюдением санитарных норм 04.11.2020   Во время карантина социальный офис «Мультицентр» продолжает работу – для удобства горожан появляются новые услуги, работает система предварительной записи   Подать заявление о регистрации брака, провести сверку или получить паспорт – все это не ...
  • Сто раз проверь, один – заплати 04.11.2020   Как не попасться на удочку недобросовестных предпринимателей и защитить свои права Важно помнить: защита прав потребителей – одна из тех сфер, где знание закона – главная сила «Клиент всегда прав», – сказал как-то Гарри Селфридж,...
  • Часто жители попадают в неприятные ситуации, заказывая товары в интернет-... 04.11.2020   Ожидания и реальность не всегда совпадают, товар может отличаться от изображения на фото в интернете. Чтобы вернуть приобретенное, нужно понимать, у кого вы покупаете – субъекта хозяйствования или обычного человека, который решил продать ненужные ...
Все новости 80 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Ноябрь 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Какие выбрать входные двери?

Изучаем современные одноконтурные котлы отопления

Почему стоит выбрать ботинки «Minimen» для маленькой девочки?

Купить стильную сантехнику

Тёплый пол, какой выбрать для частного дома?