Народный артист СССР Вячеслав ГОРДЕЕВ: «Я привез в Мариуполь экспериментальную лабораторию балета» - Новости - Приазовский Рабочий, Мариуполь

Народный артист СССР Вячеслав ГОРДЕЕВ: «Я привез в Мариуполь экспериментальную лабораторию балета»

В пресс-клубе «Приазовского рабочего» состоялась встреча с народным артистом СССР, художественным руководителем театра «Русский балет» Вячеславом Гордеевым.

 

Справка. Вячеслав Гордеев родился в 1948 году в Москве. В 1960 году он поступил в Московское государственное академическое хореографическое училище. В 1968 году сразу после окончания училища был зачислен в труппу Большого театра и до 1989 года являлся ее премьером. Именно здесь родился знаменитый дуэт Вячеслава Гордеева и Надежды Павловой, который многие годы считался символом советского балета. Его Спартак («Спартак»), Ромео (1979, «Ромео и Джульетта»), и другие признаны событием в балетном искусстве.

 

Вячеслав Гордеев снялся в телефильмах-концертах «Дуэт молодых», «Интервью в зарубежном антракте» (1991), в художественном фильме «Сицилианская защита», в документальном фильме «Александр Годунов. Побег в никуда» (2005). В 1983 году он окончил факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В 1984 году, будучи премьером Большого театра, В.М. Гордеев возглавил ансамбль «Классический балет», а позднее создал на его основе Московский областной государственный театр «Русский балет». В 1992 году после триумфальных гастролей театра «Русский балет» по странам Западной Европы Ассоциацией западноевропейских импресарио Вячеславу Гордееву было присуждено звание «Лучший хореограф года». В том же году на Международном конкурсе «Арабеск-92» он был удостоен специального приза Мориса Бежара. Журнал «Балет» присвоил ему звание «Рыцарь балета» и приз «Душа танца».

 

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» четвертой и третьей степени, Трудового Красного Знамени. Депутат Московской областной Думы.

 

- Когда меня просят перечислить все свои титулы, я просто отвечаю – народный артист Советского Союза, потому что такого уже ни у кого не будет.

 

Наши солисты театра «Русский балет» практически все – лауреаты разных конкурсов. Когда коллектив только организовывали при Московской областной филармонии, в нем было всего шест-надцать человек. Потом я увеличивал состав. В нашем репертуаре появились такие спектакли, как «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Спящая красавица». Ежегодно мы выезжаем на гастроли в Европу – Германию, Францию, Швейцарию, часто выезжаем в Мексику.

 

- Как пришел к вам успех?

 

- Я танцевал и танцевал хорошо. Меня брали на многие концерты для правительства. Моим поклонником тогда был Виктор Гришин (первый секретарь Московского горкома КПСС, председатель ВЦСПС. – Ред. ). Практически со всеми первыми секретарями сидел за одним столом. У нас была своя команда - Нестеренко, Образцова, Зыкина с мужем. Раньше эстраду на кремлевские мероприятия не брали – это считалось не очень хорошо.

 

- А сегодня Владимир Путин приглашает вас?

 

- Поздравляет телеграммами с днем рождения. Что касается правительственных концертов, то ведь короля делает свита. Есть люди в правительстве, которые занимаются культурой. Занимался ею Михаил Швыдкой. И чего мы добились? Он поменял паршивенький с вытертыми коленями костюмчик на шикарный костюм за две тысячи баксов. А что получило искусство? Человек, который поет на экране телевизора без слуха. Когда рулят в культуре такие люди, то мы приходим к тому, что имеем.

 

- Вашему театру более двадцати лет. Но до сих пор его в СМИ называют экспериментальной лабораторией. Почему?

 

- Это же хорошо – говорит о том, что театр молодой, творческий процесс продолжается и нет застоя. Мы входим в проекты, которые иной раз не под силу большим театрам. Когда я был художественным руководителем параллельно с «Русским балетом» в театре Екатеринбурга, мы делали совместный проект – выступали на фестивалях с шестьюдесятью лебедями. Мы выступали на фестивалях и олимпиадах, приглашая по 200-300 учащихся балетных студий, и делали грандиозные, зрелищные массовые программы. Эксперимент еще в том, что у нас нет кордебалета, все – солисты. Солисты могут стоять и в кордебалете, когда это необходимо. Коллектив постоянно омолаживается, многие артисты перешли работать в Большой театр или уехали на Запад – в центральные государственные театры.

 

- Есть ли у вас солисты из Украины, поддерживаете ли вы отношения с Вадимом Писаревым, его коллективом?

 

- Когда Вадим был еще молоденьким, я его взял с собой в Америку, и он танцевал там у меня «Вальпургиеву ночь» и гопак с очень большим успехом. Он вспоминает то время, как свое второе рождение. С Вадимом мы старые, хорошие друзья. Он приезжал ко мне на юбилей в Москву. В прошлом году по его приглашению я был в Донецке на фестивале балета, в рамках которого и мы приняли участие.

 

- Последние двадцать лет образовательный уровень зрителя снижается. Молодежи незнакомо творчество Шекспира, Гете. В то же время в театре, музыке, на концертах наблюдается процесс примитивизации, скатывания к уровню малообразованного зрителя. Коснулось ли это балета?

 

- Такая тенденция есть. Но есть такое понятие – бороться за публику. Спиваков это делает, чтобы популяризовать искусство, ведь не все могут приехать в Москву и присутствовать на его симфонических вечерах.

 

Есть узнаваемые вещи. Ванесса Мэй сделала на этом себе имя – берет электроскрипку и вперед. В Германии был недавно и видел то же самое. Выходит исполнитель в потертых джинсах, пояс которых где-то внизу, в каком-то цилиндре, но классику на скрипке играет виртуозно. Однако все это идет через микрофоны, усилители. Это все как бы ненастоящая классическая музыка.

 

Коммерция, которая заставляет нас обеспечивать себе жизнь, заставила нас отойти от высокой культуры. Говорите, что не знают Гете, да Пушкина уже не знают! Моей дочке шестнадцать лет, а сыну - четырнадцать. Я на родительском собрании в их школе сказал, что беспокоюсь – дети стали мало читать. И многие родители отвечали, что читать не обязательно. Вот это беспокоит.

 

Мы сегодня делаем концерты из фрагментов балетов, чтобы заинтересовать зрителя, который в дальнейшем захочет узнать и увидеть больше. Сейчас в Китае на «Лебединое озеро» ходят строем, так как знают, что это такое. Причем даже не смотрят на афиши – кто хореограф, какой коллектив. Народ всегда идет на узнаваемые вещи.

 

Одна известная балерина говорила, что мы живем во время рекламы. Едим, посещаем то, что нам прорекламировали. Мы сами не принимаем решений.

 

Например, оперные режиссеры. Я в ужасе от того, что они сейчас творят. Например, в Большом театре поставили «Евгения Онегина». Есть текст Пушкина, есть музыка Чайковского, либретто написано. Но как можно изменять текст и преподносить это в качестве нового творения в искусстве?! Ведь надо было загнать Татьяну на лестницу, чтобы она там пела арию, что назвали режиссерской находкой.

 

- Чем сегодня занимается Надежда Павлова?

 

- С 1995 по 1997 год я возвращался в Большой театр в качестве художественного руководителя балета. Директор хотел Павлову выгнать, несмотря на то, что мы с ней в разводе и не общаемся, ее сохранил. И она даже одну премьеру станцевала, хотя возраст уже критический. После этого следы ее потерялись. Не знаю, где она сейчас работает. Просто трудно после высокого полета ходить по земле. Чтобы выжить, надо быть умным, а таких мало.

 

- А что вам помогает выжить?

 

- Не знаю. Индивидуальные особенности.

 

- Вам приходилось делать постановки на больших площадках, к примеру, на стадионе?

 

- Для арены вообще спектакли не ставят. Их могут потом адаптировать для определенного места. Успех зависит от профессионализма балетмейстера и режиссера. Мы планируем поездку в Дублин, где открывается новый летний театр с огромной сценой. И меня просят, чтобы я переделал для открытия наше «Лебединое озеро».

 

- В Украине уже состоялось несколько ваших концертов в разных городах. Но в Киеве он был отменен. Почему?

 

- Там очень дорого стоит реклама, чтобы арендовать зал, необходимо заплатить большие деньги. Наши импресарио попытались, но пришли к выводу, что билеты просто не окупят наши расходы.

 

- Вы уже были в нашем городе, но не помните – когда. Так чем именно Мариуполь вам запомнился?

 

- У нас очень напряженный график. Поэтому трудно сохранить в памяти время события. Я просто запомнил металлургические заводы на въезде в Мариуполь, эти страшные трубы. Красный дым. А где очистительные сооружения? В городе же дышать невозможно. Осадки от дыма ложатся на землю и тут же расположена бахча – арбузы, как губка, впитывают все и продаются прямо с асфальта. Этого не забудешь.

18.09.2009 | Александр ПАНКОВ


Другие новости ПР № 126 от 18.09.2009

  • Депутаты о когенерации и дегенератах, ограничениях продажи водки и пивных... 18.09.2009 «Возможно, в мае нас никого уже здесь не будет», - рубанул на сессии в прошлый вторник депутат Анатолий ШЕРЕТЬКО. В интерьере возможных выборов депутатский корпус побил все рекорды активности: к микрофону рвались даже те, кто, «нечаянно пригретый сла...
  • Десятки мариупольцев взялись помочь многодетной семье Синицы 18.09.2009 29 августа «Приазовский рабочий» рассказал о многодетной семье Синицы, которая переселяется в новый просторный дом в поселке Волонтеровка. Этот подарок ей сделал Фонд Рината Ахметова в рамках проекта власти и бизнеса «Согрей ребенка любовью». И уже н...
  • В Мариуполе похитили бизнесмена 18.09.2009 В позапрошлый четверг около 10 часов утра в районе площади Левченко в Ильичевском районе неизвестными лицами был похищен предприниматель из Западной Украины, приехавший на комбинат имени Ильича. На глазах многочисленных свидетелей трое мужчин скрутил...
  • Спасателей тревожат участившиеся в Мариуполе пожары 18.09.2009 Прошла пресс-конференция, которую провел начальник управления МЧС в г. Мариуполе полковник службы гражданской защиты Николай УШКАЛОВ.   На пресс-конференции высказывалась обеспокоенность участившимися в наступившем осенне-зимнем периоде пожарами, ...
  • Автомобили едут к школе по… пешеходной дорожке! 18.09.2009 8 сентября редакция «ПР» рассказала о дорожно-транспортном происшествии, случившемся возле ОШ № 40, в результате которого на пешеходном переходе автомобилем была сбита школьница. На следующий день работники ГАИ провели рейд возле другой мариупольской...
Все новости 126 номера...
Подписка на газету online Вы можете выбрать издания, на которые хотите подписаться. ВНИМАНИЕ!
Подписка оформляется только для жителей Мариуполя и Донецкой области.

Архив газеты

Декабрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

 

Обзор женской зимней одежды сезона 2017/2018

Где купить мебельные ручки ручной работы

Огорожа заводів - секційною зварною сіткою

Огорожа заводів - секційною зварною сіткою

Выбираем лучшие погрузчики