СТАРЫЙ ПОРЯДОК УПЛАТЫ ЕДИНОГО НАЛОГА ВОССТАНОВЛЕН

Еще в первом выпуске "БИЗНЕС-РЕВЮ" (см. "ПР" от 14 мая) мы поднимали вопрос необходимости возврата старого порядка упрощенной системы налогообложения. Голос предпринимательской общественности Украины, в том числе "Союза предпринимателей среднего и малого бизнеса г. Мариуполя", был услышан. Президент Украины Виктор Ющенко подписал закон, восстанавливающий правила налогообложения для плательщиков единого налога, действовавшие до принятия Государственного бюджета на 2005 год.
А позавчера начальник Государственной налоговой инспекции в Мариуполе Владимир Коновал провел встречу с журналистами, на которой подробно остановился на этом законе. В частности, он отметил: "Те положения, которые вызвали бурю возмущения среди предпринимателей малого бизнеса, были учтены".

 

Если очень коротко, то этот закон, в частности, отменяет требование обязательной регистрации в качестве плательщика НДС в случае, если годовой объем операций превышает 300 тысяч гривен.

 

Из Закона "О налоге с доходов физических лиц" исключено положение о том, что частный предприниматель, предоставляющий услуги или выполняющий работы для одного заказчика более месяца в год, приравнивается к наемному работнику и с его дохода дополнительно к единому налогу удерживается подоходный налог в размере 13 процентов. Документ отменяет также статьи, согласно которым были введены ограничения по применению упрощенной системы налогообложения для предпринимателей, работающих в сферах недвижимости и архитектуры, аудита, а также занимающихся предоставлением http://soter.kiev.ua и торговлей лекарствами. Уточнено также, какие именно субъекты предпринимательской деятельности, работающие с драгоценными металлами и камнями, не могут выбирать упрощенную систему налогообложения.

 

Закон устанавливает более приемлемые правила обложения налогом на добавленную стоимость операций по предоставлению туристических услуг. Также упрощается налогообложение операций с давальческим сырьем.

 

Закон вступает в силу со дня его опубликования, кроме подпункта 8 пункта 1 раздела I, которым вносятся изменения в статью 8 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость". Этот подпункт вступает в силу с 1 сентября 2005 года.

 

Кабинету Министров Украины в течение месяца со дня вступления в силу этого документа поручается привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с законом и обеспечить пересмотр и отмену центральными органами исполнительной власти нормативно-правовых актов, которые противоречат закону.

 

30 июня 2005 года вступил в силу Закон Украины от 03.06.2005г. № 2642-IV "О внесении изменений в некоторые законы Украины". А именно Законов Украины "О налоге на добавленную стоимость", "О налогообложении прибыли предприятий", "О налоге с доходов физических лиц", "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях", "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2005 год" и некоторые другие законодательные акты Украины" № 2505. Рассмотрим некоторые из них.

 

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

 

Статья 1 закона об НДС дает определение терминов, употребляемых в настоящем законе, и абзац первый п. 1.4 корректирует определение термина "Поставка товаров" с учетом операций по предоставлению работ. В новой редакции поставка товаров - это любые операции, которые осуществляются согласно договорам купли-продажи, мены, поставки, выполнения работ, и другим гражданско-правовым договорам, преду-сматривающим передачу прав собственности на такие товары (результаты работ) за компенсацию независимо от сроков ее предоставления, а также операции по безвозмездной поставке товаров (результатов работ) и операции по передаче имущества арендодателем (лизингодателем) на баланс арендатора (лизингополучателя) согласно договорам финансовой аренды (лизинга) или поставки имущества согласно любым другим договорам, условия которых предусматривают отсрочку оплаты и передачу права собственности на такое имущество не позднее даты последнего платежа.

 

Статья 2 закона об НДС определяет плательщиков этого налога. Проанализируем ее более детально. С 31 марта 2005 года, согласно изменениям, внесенным Законом №2505, статья 2 была изложена в новой редакции, был изменен круг лиц, являющихся плательщиками налога, а также изменена предельная сумма операций с 61000 грн. до 300000 грн., при достижении которой лицо подлежит обязательной регистрации в качестве плательщиков налога. В результате изменений под обязательную регистрацию попадали плательщики единого налога - как юридические, так и физические лица, которые превысили объем налогооблагаемых операций в 300000 грн. Кроме того, физические лица, применяющие уплату фиксированного или единого налога по упрощенной системе налогообложения, теряли право на добровольную регистрацию плательщиков налога на добавленную стоимость.

 

С 30 июня в результате внесения новых изменений законом № 2642 в статью 2 закона об НДС к плательщикам налога на добавленную стоимость не относятся лица, избравшие уплату фиксированного или единого налога по упрощенной системе налогообложения (кроме тех, кто продает конфискованное имущество).

 

В своем комментарии к закону Владимир Коновал отметил: "Остался один ост-рый вопрос - это снятие с регистрации тех, кто зарегистрировался по нормам предыдущего закона. Этот вопрос, как нас убедили вышестоящие организации, вскоре будет решен в пользу плательщиков. Найдут и опубликуют механизм, по которому можно будет, не дожидаясь конца года, сняться с регистрации плательщика НДС".

 

Предлагаем вашему вниманию новую редакцию статьи 2 закона об НДС:

 

"Налогоплательщиком является:

 

2.1. любое лицо, которое:

а) осуществляет или планирует осуществлять хозяйственную деятельность и регистрируется по своему добровольному решению как плательщик этого налога;

б) подлежит обязательной регистрации как плательщик этого налога;

в) импортирует товары (сопутствующие услуги) в объемах, подлежащих обложению этим налогом согласно нормам этой статьи.

2.2. Любое лицо, которое по своему добровольному решению зарегистрировалось налогоплательщиком.

 

2.3. Лицо подлежит обязательной регистрации как налогоплательщик в случае:

 

2.3.1. Когда общая сумма от осуществления операций по поставке товаров (услуг), в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, которые подлежат налогообложению согласно настоящему Закону, начисленная (уплаченная, предоставленная) такому лицу или в счет обязательств третьим лицам, в течение по-следних двенадцати календарных месяцев совокупно превышает 300000 гривен (без учета налога на добавленную стоимость).

 

2.3.2. Лицо, уполномоченное вносить консолидированный налог с объектов налогообложения, возникающих вследствие поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта по их основной деятельности и предприятиями связи, находящимися в подчинении плательщика налога, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

 

2.3.3. Лицо, которое поставляет товары (услуги) на таможенной территории Украины с использованием глобальной или локальных компьютерных сетей, при этом лицо-нерезидент может осуществлять такую деятельность только через свое постоянное представительство, зарегистрированное на территории Украины.

 

2.3.4. Лицо, осуществляющее операции по реализации конфискованного имущества, независимо от того, достигает ли оно общей суммы операций по поставке товаров (услуг), определенной пп. 2.3.1 п. 2.3 этой статьи или нет, а также независимо от того, какой режим налогообложения использует такое лицо согласно законодательству.

 

2.4. Любое лицо, которое импортирует (для физических лиц - ввозит (пересылает) товары (сопутствующие услуги) на таможенную территорию Украины для их использования или потребления на таможенной территории Украины, независимо от того, какой режим налогообложения оно использует согласно законодательству, за исключением физических лиц, не зарегистрированных плательщиками налога, которые ввозят (пересылают) товары (предметы) в сопроводительном багаже или получают их как почтовое отправление в пределах неторгового оборота в объемах, не подлежащих налогообложению в соответствии с таможенным законодательством (кроме ввоза транспортных средств или запасных частей к ним такими физическими лицами), и нерезидентов, пересылающих почтовые отправления согласно правилам Международного почтового союза на таможенную территорию Украины, и получателей таких почтовых отправлений.

 

В случае ввоза (пересылки) товаров (предметов) физическими лицами, не зарегистрированными в качестве плательщиков этого налога, в объемах, превышающих неторговый оборот, подлежащий налогообложению, такие лица уплачивают налог на добавленную стоимость при пересечении такими товарами (предметами) таможенной границы Украины без регистрации, исходя из таможенной стоимости товаров (предметов), превышающих размер неторгового оборота".

 

Изменения, внесенные Законом № 2642, коснулись также операций, которые не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. С 30 июня 2005 года не являются объектом операции:

 

-по поставке услуг резидентом, место предоставления которых находится за пределами таможенной территории Украины, за исключением поставок транспортных услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа (товаробагажа) и груза за пределами таможенной территории Украины (п.п. 3.2.13 п. 3.2 ст. 3);

-по предоставлению услуг по агентированию и фрахтованию морского торгового флота судовыми агентами (п.п. 3.2.14 п. 3.2 ст.3).
Кроме того, статья 5 закона об НДС, определяющая операции, освобожденные от налогообложения, дополнена п.5.16 следующего содержания: "Освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг, которые предоставляются иностранным судам и оплачиваются ими в соответствии с законодательством Украины портовыми сборами". Напомним, что Кабинет Министров Украины Постановлением от 12.10.2000г. № 1544 "О портовых сборах в соответствии со статьей 84 Кодекса торгового мореплавания" утвердил Положение о портовых сборах. Согласно Положению, портовые сборы (корабельный, канальный, маячный, причальный, якорный, административный и санитарный) взимаются в мор-ских портах с судов определенных групп и плавучих сооружений, которые плавают под Государственным флагом Украины и иностранным флагом.

 

Законом № 2642 внесены также изменения в п.п. 6.2.4 закона об НДС. С 30 июня 2005 года по нулевой ставке облагаются операции по поставке транспортных услуг железнодорожным, автомобильным, морским и речным транспортом по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа (товаробагажа) и груза за пределами государственной границы Украины, а именно от пункта за пределами государственной границы Украины до пункта нахождения внешнего таможенного контроля Украины; от пункта нахождения внешнего таможенного контроля Украины до пункта за пределами государственной границы Украины; между пунктами за пределами государственной границы Украины, а также авиационным транспортом: от пункта за пределами государственной границы Украины до пункта проведения таможенных процедур по пропуску пассажиров, багажа, грузобагажа (товаробагажа) и груза через таможенную границу на таможенную территорию Украины (включая внутренние таможни); от пункта проведения таможенных процедур по пропуску пассажиров, багажа, грузобагажа (товаробагажа) и груза через таможенную границу Украины (включая внутренние таможни) до пункта за пределами государственной границы Украины: между пунктами за пределами таможенной границы Украины.

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Закон 2642 внес изменения в пп.5.4.6 п.5.4 статьи 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" относительно включения в валовые расходы расходов по страхованию. В новой редакции этот пункт звучит следующим образом:

 

"В валовые расходы включаются:

любые расходы по страхованию рисков гибели урожая, транспортировке продукции плательщика налога; гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, находящихся в составе основных фондов плательщика налога; экологического и ядерного ущерба, который может быть нанесен плательщиком налога другим лицам; имущества плательщика налога; кредитных и других рисков плательщика налога, связанных с осуществлением им хозяйственной деятельности, в пределах обычной цены страхового тарифа соответствующего вида страхования, действующего на момент заключения такого страхового договора, за исключением страхования жизни, здоровья или других рисков, связанных с деятельностью физических лиц, находящихся в трудовых отношениях с плательщиком налога, обязательность которого не предусмотрена законодательством, или любые расходы по страхованию сторонних физических лиц или юридиче-ских лиц.

Если условия страхования предусматривают выплату страхового возмещения в пользу плательщика налога - страхователя, застрахованные убытки, понесенные таким плательщиком налога, относятся к его валовым расходам в налоговый период их понесения, а суммы страхового возмещения таких убытков включаются в валовые доходы такого плательщика налога в налоговый период их получения.

Отнесение в состав валовых расходов плательщика налога расходов по страхованию (кроме расходов по медицинскому, пенсионному и по обязательным видам страхования) осуществляется в размере, не превышающем 10 процентов валовых расходов за отчетный налоговый период, нарастающим итогом с начала года, а для сельскохозяйственных предприятий - за отчетный налоговый год".

 

В предыдущей редакции этого подпункта речь шла о 5 процентах.

 

ЕДИНЫЙ НАЛОГ

 

Уплата и зачисление в бюджеты и государственные целевые фонды сумм единого налога для субъектов малого предпринимательства и фиксированного налога осуществляется в порядке и на условиях, действовавших до 1 января 2005 г.

 

С 1 июля 2005 г. до принятия Закона Украины "Об упрощенной системе налогообложения" применяются Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" и раздел IV Декрета Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан".

 

Законом Украины от 03.06.2005 г. № 2642-IV "О внесении изменений в некоторые законы Украины" внесены изменения в Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2005 год" и некоторые другие законодательные акты Украины".

 

С учетом внесенных изменений упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства не распространяется на:

-субъектов предпринимательской деятельности, на которых распространяется действие Закона Украины "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" в части приобретения специального патента;

-доверительные общества, страховые компании, банки, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения;

-субъектов предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доли, принадлежащие юридическим лицам - участникам и учредителям данных субъектов, которые не являются субъектами малого предпринимательства, превышают 25%;

-физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица и осуществляют торговлю ликеро-водочными и табачными изделиями, горюче-смазочными материалами;

-совместную деятельность, определенную пунктом 7.7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий";

-субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса (в том числе деятельность, связанную с устройством казино, других игорных мест (домов), игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей (в том числе государственных) и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме), осуществляющих обмен иностранной валюты;

-субъектов предпринимательской деятельности, являющихся производителями подакцизных товаров, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров, оптовой и розничной продажей подакцизных горюче-смазочных материалов;

-субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования; оптовую, розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов, подлежащих лицензированию в соответствии с Законом Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности.

 

НАЛОГ С ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

Законом Украины от 03.06.2005 г. № 2642-IV "О внесении изменений в некоторые законы Украины" исключен абзац четвертый пункта 1.8 ст. 1 Закона Украины "О налоге с доходов физических лиц", который в период с 31.03.05 по 30.06.05 звучал так: "Самозанятое лицо - плательщик единого или фиксированного налога, которое предоставляет услуги другому лицу (выполняет работы в его пользу) в рамках гражданско-правового договора, приравнивается к наемному лицу с соответствующим налогообложением полученных им доходов в качестве заработной платы, если условия такого гражданско-правового договора преду-сматривают предоставление таких услуг (работ) в течение более одного календарного месяца за налоговый год".

 

С учетом последних изменений пункт 1.8 Закона о налоге с доходов физических лиц дает следующее определение наемного лица:
"1.8. Наемное лицо - физическое лицо, которое непосредственно собственным трудом выполняет трудовую функцию исключительно по поручению или приказу работодателя в соответствии с условиями заключенного с ним трудового договора (контракта) согласно закону. При этом все выгоды от выполнения такой трудовой функции (кроме заработной платы такого наемного лица, других выплат или вознаграждений в его пользу, предусмотренных законодательством), а также все риски, связанные с таким выполнением или невыполнением, получаются (несутся) работодателем".