В юности она перенесла столько боли и страданий, что этого хватило бы на нескольких мужчин. Она была сильной, ежеминутно бунтующей женщиной и художницей, но в вопросах любви подвергалась жестоким истязаниям. О жизни, творчестве и любви знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало мариупольским зрителям рассказал спектакль Frida, премьера которого состоялась 2 декабря на малой сцене Донецкого академического областного драматического театра.
Фрида и ее alter ego
Постановкой, сценографией и музыкальным оформлением спектакля руководила заслуженная артистка Украины режиссер Людмила Колосович. Поставленная по пьесе украинского драматурга Татьяны Иващенко, Frida кочевала из города в город – первая постановка состоялась в днепровском телетеатре. Второй раз – в киевском частном театре Solo совместно с Национальным центром театрального искусства имени Леся Курбаса. И вот Frida в Мариуполе.
«В пьесе Татьяны Иващенко «Скажена голубка», написанной по моей просьбе, фигурирует три персонажа, но я решила сделать моноспектакль, хотя на сцене вы увидите не одну, а две Фриды, – рассказывает Людмила Колосович. – Когда я переехала в Мариуполь, решила, что спектакль должен жить, несмотря ни на что». По словам режиссера, эта постановка гораздо масштабнее первых двух – здесь больше сцен, больше текста и нюансов, родившихся благодаря игре актрис. «Это совсем другая Фрида», – добавляет Колосович.
Двух Фрид играют актрисы драмтеатра – Вера Шевцова и Анна Нимайер. Фрида первая – главное действующее лицо, завоевывающее все внимание зрителя. Вторая Фрида – сценичный двойник, ее alter ego, подруга, утешитель, распинатель.
Жизнь, любовь и творчество в обрамлении мексиканских мотивов
С биографией живописца зрителей перед спектаклем знакомит мариупольский историк Ольга Демидко. Фрида Кало – выдающаяся художница, известная всему миру преимущественно автопортретами, в которых она изливала всю свою боль, обрамляя ее символами и мотивами искусства цивилизаций доколумбовой Америки. А болеть было чему – в шесть лет Фрида перенесла полиомиелит, оставшись хромой на всю жизнь. А в 18 – авария, надолго приковавшая Кало к постели. Тогда она, лежа на больничной койке и глядя на свое отражение в зеркале, начала писать свой первый автопортрет, возможно, еще не догадываясь, что ей уготована судьба великого живописца. История жизни и творчества Фриды Кало неразрывно связана с другим мезоамериканским талантом – живописцем Диего Риверой. Выйдя в 22 года замуж за Риверу, который был старше ее более чем на 20 лет, Фрида не раз перенесет боль от измен и пренебрежительного отношения. «В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего», – говорила художница. С этих же слов и начинается спектакль.
Объект восхищения и любви, Ривера физически отсутствует на сцене. Он – тень на полотне, костюм и шляпа то на вешалке, то на самой Фриде, но больше всего Риверы в монологах-обращениях Фриды к нему. Несчастье в браке, ощущение недолюбленности – самая острая боль Кало. И Шевцова передает своей игрой все переживания художницы – от детского восторга до разочарования, ощущения бессилия и надежды найти выход в творчестве и материнстве. Еще одна трагедия Кало – состояться ей судилось только в первой ипостаси.
Рассказывая о причине, по которой она решила взяться за постановку истории о жизни Кало, Людмила Колосович отмечает: ее всегда привлекали личности с большой силой воли, чья жизнь – в преодолении препятствий и боли.
«Фрида была инвалидом, а в наше время, когда мы в состоянии войны, очень много покалеченных женщин, – делится режиссер. – Мне кажется, для них это очень актуально. Несмотря ни на что, Фрида не погибла, сумела побороть свои боли, телесные и душевные, и излить их в своих картинах. И состоялась как великая художница и творец. Для многих она может быть примером. Для меня она пример».
О чем же этот спектакль? О любви и творчестве, ведь одного без другого, по заверению режиссера, не бывает. О ключевых моментах жизни Кало и о том, как она переживала аварию, прерванную беременность, измены мужа. И о становлении творца – вопреки слезам и боли, хромоте и злоупотреблению текилой, жестокости судьбы и нелюбви. Фрида сильна, преисполнена жизни и оптимизма, ее танец в длинной юбке, скрывающей увечье, – это танец жизни и радости. Бешеной голубкой называл Фриду ее возлюбленный, он же и задает ей вопрос: «Что выберешь ты, бешеная голубка?» Мы уже знаем, что она выбрала – состояться, жить и творить.
На фото Олега Рысьева: Исповедь. Перед зрителями – героическая борьба Фриды Кало за возможность любить и творить.
Цей сайт використовує cookies, як власні, так і від третіх осіб. Використовуючи цей сайт, ви даєте згоду на використання cookies
Я згоден (на)