Тысячи фрагментов сливаются воедино, и картинка начинает оживать. Пазлы истории, калейдоскоп красок или просто произведения искусства, выставочным залом для которых служит весь город. Мозаики когда-то были на пике популярности – их создавали практически в каждом большом населенном пункте. Мариуполь и вовсе может гордиться одной из самых больших коллекций монументального искусства во всей Украине.
Рассказать о каждой мозаике и создать путеводитель по ним решили искусствовед Александр Чернов и журналист Станислав Иванов. Они собрали информацию о монументальном искусстве и отобразили ее в книге «Все оттенки мариупольских мозаик».
Гид по мозаикам
Не все мариупольцы помнят долгую историю мозаичного искусства. Что говорить, не все даже знают, что в нашем городе они есть! Тем более что многие мозаики спрятаны от посторонних глаз – находятся в частных помещениях с закрытым доступом, постепенно уничтожаются под влиянием времени.
Только в последние годы интерес к монументальному искусству вырос – мозаиками любуются экскурсионные группы, их снимают фотографы и журналисты. Александр Чернов изучением этой темы занимается давно, он лично общался со многими художниками при жизни, работал в архивах. За это время накопил немало материала, которым решил поделиться с мариупольцами.
«Это очень важно, поскольку не все осознают ценность мозаик. На бывшем цветочном магазине на проспекте Мира из шести произведений искусства уничтожили три – кому-то нужно было поставить двери. Многие мозаики разрушаются, когда смотришь на них, сердце обливается кровью», – говорит Александр Чернов.
Кроме того, в интернет-публикациях, посвященных мозаикам, часто путают даты и авторство, указывают неправдоподобные сведения. Для издания книги нужно было систематизировать информацию, отделить факты от домыслов. Этим авторы занимались полгода: изучали архивы библиотеки Мариупольского краеведческого музея, периодику за этот период, документы художников Леля Кузьминкова и Валентина Константинова.
В сентябре книга тиражом в 100 экземпляров увидела свет. В ней авторы рассказывают о 26 городских мозаиках – их истории, месторасположении, техниках, в которых они были созданы. Также поданы фотографии и биографии художников. В конце книги – карта с локациями, где можно увидеть произведения искусства.
«Наше издание – путеводитель для всех, кто интересуется монументальным искусством. Книга вызвала большой интерес, практически весь тираж разошелся очень быстро, мы даже думаем о дополнительном, – говорит Александр Чернов. – Несколько книг мы подарили Центральной библиотеке имени Короленко и краеведческому музею».
Также Иван Станиславский передал издание в фонд Львовской национальной научной библиотеки Украины имени Василия Стефаника.
«Честно говоря, был удивлен тем, какой интерес вызвала наша работа и с каким радушием меня там встретили! Радует, что мы смогли зафиксировать существование монументальной эпохи и она будет жить как минимум в общественном сознании», – поделился автор.
Создание мозаики – работа кропотливая
«Монументалистика – искусство, которое нельзя замкнуть в частных коллекциях. Оно принадлежит всем и одновременно никому», – так пишут авторы в предисловии книги. Поэтому и единого реестра монументального искусства в Украине нет. Несмотря на это, можно утверждать: в Мариуполе собрана одна из самых больших и интересных коллекций. «Сравниться с нами может только Киев, областные центры. Наряду с местными художниками в Мариуполе работали и киевские мастера», – отмечает Александр Чернов.
Всплеск интереса к монументальному искусству пришелся на 60-е годы. Поскольку смальта (цветное непрозрачное стекло) была в дефиците, художники поначалу использовали простую сантехническую плитку. Ее цветовая палитра была небогатой, авторам самостоятельно приходилось окрашивать ее в разные цвета.
«Создание мозаики – очень кропотливая и трудоемкая работа. Это, в первую очередь, разработка и утверждение эскизов монументальной работы, создание картонов в натуральную величину, колка смальты и непосредственно ее выкладка на стене», – рассказывает Александр Чернов.
Все началось с «Первоклассников»
В это время искусство зародилось и в Мариуполе. Первая мозаика появилась в нашем городе в 1963 году. Ее авторы – Валентин Константинов и Лель Кузьминков. «Первоклассники» (так называется работа) украшают стену ОШ №34 на улице Гастелло. Мозаика отличается от всех других – она контурная и не имеет фона. Композиция символизирует встречу поколений – выпускники с аттестатом идут в одну сторону, а первоклашки с цветами – в другую, заходят в школу и идут учиться. Мозаика сохранилась в отличном состоянии и радует нас до сих пор.
Зарождение монументалистики в нашем городе также связывают с именем Виктора Арнаутова. Мариуполю повезло – в нашем городе вырос и работал очень известный художник, ученик Диего Риверы, профессор Стэнфордского университета и один из основоположников монументализма США.
Нашему городу он подарил три мозаики – «Покорители космоса», «Учительница с группой детей» и «От скифов до космоса». Первую работу большинство мариупольцев знает, она расположена на здании главпочтамта. К сожалению, эта работа находится в плачевном состоянии – более половины ее утрачено.
Еще одна мозаика находится на стене школы №54 на улице Кронштадтской. На ней изображена учительница с детьми. Как оказалось, два мальчика, которые держат в руках модель самолета, имеют реальных прототипов.
«Когда мы общались с племянником Виктора Арнаутова, он рассказал мне интересную деталь – для мозаики позировал он сам и пасынок художника. Такие истории оживляют мозаики», – делится Александр Чернов.
Третья мозаика известного мастера пока остается недоступной для ценителей искусства – она находится в аэропорту. В работе «От скифов до космоса» Виктор отобразил жизнь Приазовья в разное время: сначала мы видим скифские памятники и греческие поселения, затем – азовскую флотилию Петра І, революцию, войну и, наконец, выход человека в космос.
У каждой – своя история
Мозаики можно найти в разных уголках города, и у каждой из них – своя история. С фасада заброшенного кинотеатра в Кальмиусском районе на нас смотрит Кобзарь. Его судьба пока не определена – здание находится в частных руках, а проводить ремонт владелец не спешит. В случае с левобережным «Мультицентром» все наоборот – мозаичный барельеф восстановили вместе с бывшим «Союзом». На работниках и хлеборобах исчезли трещины, и старинное изображение гармонично вписалось в новый интерьер социального офиса. Известная мозаика украшает зал ожидания железнодорожного вокзала. «Металлурги» встречают и провожают гостей – за это время мозаика успела стать одной из визитных карточек города.
В корпусах «Азовмаша», во дворцах культуры, на фасадах гостиниц, магазинов и бывших кинотеатров – искусство скрывается повсюду, но не всегда новые владельцы понимают его ценность. Например, собственники свадебного салона на проспекте Мира решили проявить свое «художественное видение» – выкрасили мозаику в яркие цвета.
Произведения искусства в продуктовом магазине
Одни из самых выдающихся мозаик города на слуху у всех, но видел их далеко не каждый. Все дело в том, что они находятся в здании неработающего ресторана – бывшего «Метрополя». «Боривітер» и «Дерево життя» подарили городу киевские монументалисты Алла Горская, Виктор Зарецкий, Галина Зубченко, Борис Плаксий и Григорий Пришедько.
«Самая звездная бригада художников меньше чем за два месяца создала в Мариуполе эти произведения искусства, – рассказывают авторы книги. – Тогда для работы впервые в нашем городе использовали смальту, а кроме нее – керамику и даже нержавеющие ложки».
Интересно, что «Боривітер» изначально планировался как программное изображение в духе соцреализма. Но на свой страх и риск художники изменили концепцию, и вместо птицы-борца появился свободный сокол. По задумке панно отображает сущность Приазовья – места, где степи соприкасаются с водами Азовского моря.
Две известные работы можно увидеть только с разрешения собственника. Авторы книги даже планируют его получить и организовывать экскурсии по всему «мозаичному маршруту» с посещением этого места. Правда, пока реализовать задуманное не дает пандемия – большие группы мариупольцев собирать нельзя.
Другая известная мозаика находится прямо у нас перед глазами. В 1967 году Галина Зубченко и Григорий Пришедько создали панно «Квітуча Україна». Женщина в национальной одежде символизирует Родину и как будто готова обнять каждого своего ребенка. Мозаику создали на стене бывшего гастронома «Киев», сейчас на его месте тоже находится супермаркет. Стеллажи с продуктами разместили по-другому, и они, к сожалению, частично закрывают мозаику.
Но все же, пробегая полки с товарами, внимательные глаза останавливаются – рассматривают мозаичные узоры и орнаменты. Остановитесь и вы, хотя бы на мгновение, полюбоваться произведением искусства в обычном продуктовом магазине.
Старые-новые магниты
Сегодня к мозаикам снова возвращается интерес. Они могут быть старыми-новыми магнитами туристического Мариуполя. При желании собственники могли бы создавать целые музеи в своих зданиях! Или хотя бы открыть доступ к ним для всех желающих.
А пока мозаики фотографируют, пишут о них книги и даже… создают стикеры с их изображениями в Telegram! Теперь эмоции в чате можно выражать с помощью изображений шедевров монументального искусства: на основе работ известного украинского фотографа Евгения Никифорова был запущен уникальный стикерпак Ukrainian Mosaics, его создала Ирина Романовская. Среди них – и три знаменитые мозаики Мариуполя: фигура мужчины с мячом – часть мозаики «Спорт» на одном из цехов «Азовмаша», фрагмент панно «Металлурги», а также мозаика с фасада бывшего кинотеатра имени Шевченко.
Приобрести книгу можно у авторов Александра Чернова и Станислава Иванова, а взять на время – в Центральной библиотеке имени Короленко.
Визитная карточка города. Мозаика «Металлурги» встречает гостей на железнодорожном вокзале.
Фото из Facebook Ивана Станиславского: Все оттенки мозаик – в одной книге. Читателям расскажут об истории создания произведений монументального искусства.
Символ свободы. «Боривітер» отображает дух степного Приазовья.
Цей сайт використовує cookies, як власні, так і від третіх осіб. Використовуючи цей сайт, ви даєте згоду на використання cookies
Я згоден (на)