Кабинет министров намерен отменить традиционные трудовые книжки, заменив их цифровыми аналогами
Кабинет министров Украины 3 июня поддержал проект закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно учета трудовой деятельности работника в электронной форме», которые очень органично вписываются в концепцию «страна в смартфоне». Эта инициатива вызвала неоднозначную реакцию.
Быстро и легко
Традиционную бумажную трудовую книжку сделают необязательной. Согласно законопроекту, учет трудовой деятельности сотрудника должен осуществляться в электронной форме. Все данные будут базироваться в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, который ведет Пенсионный фонд.
Электронная трудовая книжка будет поделена на пять частей. Первый блок: номер удостоверения застрахованного лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, гражданство, оцифрованная подпись и фото, а также место проживания, номер телефона и адрес электронной почты. Позже – сведения о смерти. Второй блок: информация о страховом стаже, зарплате, уплаченной сумме ЕСВ. В третьем блоке будет указываться особый статус гражданина. Четвертый блок отразит выплаты по отдельным видам общеобязательного государственного соцстрахования. В пятом блоке укажут общий страховой стаж.
После введения электронного реестра трудового стажа украинцам все-таки лучше сохранить бумажные документы, чтобы можно было исправить ошибки в реестре в случае необходимости |
В правительстве видят в таком шаге целый ряд преимуществ. Во-первых, это сэкономит время при оформлении на работу – все данные о трудовом стаже есть в электронных реестрах государства с 2000 года. Во-вторых, подтвердить стаж будет легко – достаточно скачать электронный документ с информацией в интернете, который можно предъявить работодателю, а тот может удостовериться в подлинности документа с помощью QR-кода, который будет автоматически накладываться на эти документы. В-третьих, информацию о стаже до 2000 года можно будет легко внести в электронный реестр самому или через работодателя.
Согласно законопроекту, если работник пожелает продолжить ведение бумажной трудовой, то работодатель будет обязан это делать параллельно с электронным учетом. Через три месяца после принятия Верховной Радой этого закона будут внедрены новые социальные сервисы и созданы условия, чтобы ПФУ мог назначать человеку пенсию автоматически без обращения. Когда наступает право на социальную выплату или пенсию, государство информирует гражданина о возможности ее получения и размере, но при этом за человеком сохраняется право выбора для улучшения предложенного размера пенсии, объясняют в Минсоцполитики.
Не наступать на те же грабли
Бесспорно, бумажная трудовая книжка сегодня представляет собой атавизм и необходим ее перевод в электронный вид, но тут же возникает вопрос безопасности данных. Да, реестр будет государственным, но не возникнет ли у государства соблазна «сэкономить» на пенсиях и «потерять» или внести неполные данные о стаже человека?
Пока Украина корректно не оцифрует данные всех трудящихся вплоть до глубинки, отказываться от бумажных носителей рановато. В Украине существует Реестр застрахованных лиц Госреестра общеобязательного государственного социального страхования, в котором есть данные об отчислениях в Пенсионный фонд. Также в реестре сохраняются сведения о застрахованном лице, которые и предоставляются для назначения и перерасчета пенсий. Но сейчас эта база не централизована и работает не по всей стране, отмечают юристы.
Таким образом, для обычных украинцев самая главная проблема в случае отмены бумажных трудовых книжек – невозможность доказать истинность информации о своем трудовом прошлом в случае ошибок в соответствующей электронной базе или потери данных.
Приєднуйтесь до нас в соціальних мережах і дізнавайтеся найважливіші новини першими.