Меньше часа в минувший вторник, 15 декабря, понадобилось парламенту, чтобы принять во втором чтении и в целом Закон «О Государственном бюджете Украины на 2021 год». В чем его основные особенности для «пересічного» украинца, плюсы и минусы для городского бюджета Мариуполя и громад Мариупольского района, разбирался «Приазовский рабочий».
Увеличены доходы и расходы, уменьшен дефицит
Законом определены доходы Государственного бюджета Украины на 2021 год в сумме 1,092 трлн гривен; расходы – 1,328 трлн гривен; граничный объем дефицита – 246,6 млрд гривен.
В процессе подготовки ко второму чтению, как рассказал министр финансов Украины Сергей Марченко, проводились консультации с Международным валютным фондом относительно общего видения основных бюджетных показателей. В результате уровень дефицита был снижен на 23,7 млрд гривен по сравнению с тем, что планировался изначально. Это на 52 млрд гривен меньший дефицит, чем в 2020 году. В среднесрочной перспективе планируется дальнейшее снижение дефицита: если в 2021 году он составит 5,5% внутреннего валового продукта, то через год – до 4,5% и до 3,5% в 2023 году.
В сравнении с первым чтением доходы бюджета увеличены на 21 млрд гривен. Министр уверяет, что это «реальные деньги», которые планирует получить государство в следующем году, «не повышая налоги и не осуществляя давления на бизнес».
Увеличены также расходы государственной казны – на 13,5 млрд гривен. По словам Марченко, «этой суммы достаточно для финансирования всех приоритетных потребностей нашего государства». В бюджете предусмотрен рост расходов на охрану здоровья, закупку вакцин от COVID-19; развитие образования, поддержку сферы культуры, спорта, цифровой трансформации; продолжение программы «Доступные кредиты 5-7-9» и так далее.
Потребности национальной безопасности и обороны будут профинансированы на рекордном уровне 5,93% ВВП. Существенное финансирование получат инфраструктурные проекты, в том числе 89 млрд гривен – президентская программа «Большое строительство»; 4,5 млрд гривен – обновление железной дороги и закупка вагонов; 2,4 млрд гривен – развитие аэропортов. А в целом капитальные расходы Госбюджета-2021 увеличены на 10,2 млрд гривен – до 100 млрд гривен, что станет стимулом для развития экономики страны.
Основные социальные стандарты, зарплаты учителей и врачей
По закону прожиточный минимум увеличится трижды и составит на одно лицо в расчете на месяц с 1 января 2189 гривен, с 1 июля – 2294 гривны, с 1 декабря – 2393 гривны.
Прожиточный минимум для основных социальных и демографических групп населения также увеличится с 1 января, с 1 июля, с 1 декабря и составит соответственно:
l для детей возрастом до 6 лет – 1921 гривну; 2013 гривен; 2100 гривен;
l для детей возрастом от 6 до 18 лет – 2395 гривен; 2510 гривен; 2618 гривен;
l для трудоспособных лиц – 2270 гривен; 2379 гривен; 2481 гривну;
l для лиц, которые утратили трудоспособность, – 1769 гривен; 1854 гривны; 1934 гривны (к этому показателю приравнивается размер минимальной пенсии).
Интересно, что в Госбюджете-2021 впервые установлен отдельный прожиточный минимум, который применяется с 1 января для определения базового размера должностного оклада судьи и работников других государственных органов, оплата труда которых регулируется специальными законами, – 2102 гривны. А также для определения должностного оклада прокурора окружной прокуратуры – 1600 гривен.
Что касается минимальной заработной платы в Украине, то в первом чтении законопроекта предлагалось поднять ее дважды – с 1 января и с 1 июля, но ко второму чтению и в окончательном виде рост «минималки» решили оставить с 1 января и под конец года – с 1 декабря.
В месячном размере минимальная зарплата составит с 1 января – 6000 гривен (то есть увеличится на 1000 гривен); с 1 декабря – 6500 гривен.
В почасовом размере: с 1 января – 36,11 гривны; с 1 декабря – 39,12 гривны.
Отвечая на вопросы народных депутатов, министр финансов заверил, что в Госбюджете достаточно средств на повышение минимальной зарплаты, пенсионных выплат, индексацию пенсий и доплат пенсионерам возрастом 75 «плюс».
Кроме этого, по его словам, предусмотрено повышение заработных плат врачам на 30%, а также учителям: если сейчас начинающий учитель получает в среднем 7580 гривен, то в следующем году будет получать 9511 гривен. Средняя зарплата учителя высшей категории поднимется с 10 600 гривен до 13 400 гривен.
«У Министерства финансов нет печатного станка, который печатает деньги. Мы бы с радостью хотели повысить в разы зарплаты медикам, учителям, воинам, которые держат оборону нашей страны, но мы должны держать баланс и исходить из реальных возможностей нашей экономики», – рассказал Сергей Марченко.
О дополнительных источниках повышения жизненного уровня
Как минимум два источника для повышения социальных стандартов подчеркнул в своем комментарии для «Приазовского рабочего» народный депутат Украины Вадим Новинский.
Первым из них народный депутат Украины назвал реструктуризацию внешней задолженности государства: «Бюджет этого года формировался без каких-либо прорывных идей, которые могли бы что-то изменить кардинальным образом к лучшему. Ничего не поменялось в подходах к формированию доходной и расходной частей бюджета. Планируется, что порядка 40% бюджета страны будет направлено на обслуживание и погашение внешних долгов. Задача Минфина и правительства, чтобы эти долги были реструктурированы: возможно, отсрочено погашение тела долга и частично отложена выплата процентов. Чтобы запланированные 40% бюджета снизить до 10-15%, а все остальное пустить на то, чтобы увеличить заработную плату врачам, учителям, работникам социальной сферы».
Вадим Новинский также отметил: «Сейчас – уникальное время пандемии, и мы видим, как все в мире «передоговариваются». Международные финансовые организации дали отсрочку порядка сорока странам не только по выплате, но даже в обслуживании внешних долгов. А некоторым странам львиную долю долга списали вообще. На мой взгляд, наше правительство, Минфин и Минэкономики также должны заниматься такого плана переговорным процессом. Не соглашаться со всем, что предложат, а отстаивать интересы Украины для того, чтобы в бюджете высвободить средства на повышение качества жизни людей».
Второй источник – детенизация украинской экономики. «На сегодня в Украине порядка 50% экономики находится в тени. Надо принимать меры, которые будут приводить к выходу экономики из тени, и тогда доходная часть бюджета будет значительно увеличена. Это тонкая, сложная и очень серьезная работа, но ее необходимо делать», – подчеркнул народный депутат Украины.
Изъятия из бюджета Мариуполя в Госбюджет – более 444 млн гривен
Эта рекордная сумма нашла отражение в дополнениях к закону о Госбюджете-2021, касающихся межбюджетных трансфертов. В частности, для бюджета Мариупольской городской территориальной громады установлена образовательная субвенция из Государственного бюджета на уровне около 633 млн гривен. Это те деньги, которые город получит плюс к собственным доходам.
Есть и минус: реверсная дотация из городской казны в государственную, а проще говоря, изъятие денег, составит более 444 млн гривен. Это почти в два раза больше, чем в 2020 году. Как сказал заместитель городского головы Сергей Орлов, эти деньги сопоставимы с двумя годовыми бюджетами отрасли здравоохранения города вместе с ее развитием. Это больше, чем городские расходы на дороги и транспорт; это больше годового бюджета департамента развития жилищно-коммунальной инфраструктуры горсовета; это очень большая сумма.
Накануне второго чтения народные депутаты Украины Вадим Новинский и Сергей Магера подали свои предложения об уменьшении реверсной дотации для Мариуполя. В частности, Вадим Новинский на вопрос «Приазовского рабочего» о том, услышит ли эти поправки парламентское большинство, ответил: «Все, что от нас зависело, мы сделали. По крайней мере, в устных разговорах и премьер-министр Украины, и все ответственные лица правительства обещали, что для Мариуполя финансирование урезаться не будет. Мариуполь – это визитная карточка Донбасса, здесь должны быть средства, потому что все видят, что доходы городского бюджета расходуются очень рачительно и эффективно».
К сожалению, большинство в Верховной Раде не поддержало уменьшение реверсной дотации для городов. Хотя депутаты-мажоритарщики в сессионном зале парламента пытались убедить коллег, что увеличение изъятий лишает громады стимулов к развитию. Поскольку получается, что чем эффективнее работает городская власть, чем больше зарабатывает средств для бюджета, привлекает инвесторов, создает новые рабочие места, тем больше забирают у города. Профильный комитет Рады пообещал вернуться к проблеме позже – не сейчас.
В итоге «маємо те, що маємо» – минус 444 млн гривен из городского бюджета Мариуполя. Даже для таких городов, как Харьков и Одесса, реверсная дотация оказалась меньше, чем для нашего города. Впереди по изъятиям только Днепр, Львов, Запорожье и Кривой Рог.
Что касается других громад Мариупольского района, то реверсная дотация им не грозит. Кальчикская сельская, Мангушская, Никольская и Сартанская поселковые территориальные громады в отличие от Мариуполя из Госбюджета получат только плюсы в виде образовательной субвенции и базовой дотации.
В частности, Кальчикская сельская территориальная громада получит 29,7 млн гривен образовательной субвенции плюс 16,4 млн гривен базовой дотации.
Мангушская поселковая территориальная громада – 51,9 млн гривен плюс 35,9 млн гривен соответственно.
Никольская поселковая территориальная громада – 51,5 млн гривен плюс 24,5 млн гривен.
Сартанская поселковая территориальная громада – 30,3 млн гривен плюс 39,1 млн гривен.
Впрочем, есть хорошие новости и для Мариуполя: в Госбюджете-2021 заложено 150 млн гривен для реализации инвестиционного проекта по поставке питьевой воды в Мариуполе (кредитор – правительство Французской Республики).
Местным бюджетам оставили акциз на топливо
Поначалу правительство планировало забрать акциз на продажу топлива у местных бюджетов в пользу государственного. Против такого подхода боролись Вадим Новинский, Сергей Магера и другие народные депутаты Украины. На этот раз их услышало и поддержало парламентское большинство: акциз оставили на местах.
Что это означает конкретно для Мариуполя? Ни много, ни мало – 70 млн гривен доходов городского бюджета. Не приходится сомневаться, что город найдет, как использовать эти средства на ремонт дорог, больших и малых.
Благодаря принципиальной позиции наших народных депутатов вы-играет не только бюджет Мариуполя, но и каждой территориальной громады в Мариупольском районе и в целом в стране. Это и есть настоящая децентрализация, когда деньги, заработанные громадой и на ее территории, остаются в распоряжении громады.
К слову, вчера, 17 декабря, проект городского бюджета Мариуполя на 2021 год был презентован во всех деталях на дне депутата. Его предстоит утвердить на сессии городского совета 23 декабря. Но об этом – в наших дальнейших публикациях.
Фото из открытых источников: Держать баланс. Закон «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» поддержан большинством в парламенте: 289 голосов – «за».
Цей сайт використовує cookies, як власні, так і від третіх осіб. Використовуючи цей сайт, ви даєте згоду на використання cookies
Я згоден (на)