Временно исполняющий обязанности министра образования и науки Украины Сергей Шкарлет выступил с инициативой о школьном образовании с пяти лет. Перед тем как принять окончательное решение, предложение вынесено на обсуждение в институтах, педколлективах и среди родителей.
Как за границей
"Наблюдаю, что в обществе и экспертной среде продолжается активное обсуждение вопроса организации 12-летнего обучения детей в школах Украины. К этому присоединились детские психологи, педагоги, ряд политиков и представители СМИ. Такая активность в очередной раз подтверждает запрос общества, в том числе и родителей школьников, на то, чтобы среднее образование в Украине соответствовало лучшим практикам мира, было комфортным, интересным и результативным для учеников", – цитирует слова Сергея Шкарлета УНИАН.
Руководитель министерства напомнил об опыте США, Великобритании, Нидерландов и других стран, где обучение детей начинается с пяти лет.
"Согласен, что дети в пятилетнем возрасте и дети в шесть лет имеют совершенно разные уровни психофизического развития и, действительно, в организации образовательного процесса должны быть также совершенно разные подходы. Речь не идет о том, что дети в пять лет должны сесть за парты на 35 минут урока. Зато обсуждаются новые формы получения знаний и приобретения компетентностей с последующим изменением государственных образовательных стандартов и программ", – отметил он.
Звучало такое предложение и на совещании в Министерстве образования и науки с руководителями облуправлений, состоявшемся в первой половине ноября.
"Это стоит обдумать, учитывая стандарты Новой украинской школы, и обсудить на педсоветах, в институтах повышения квалификации, с родителями. Мы должны наработать необходимые решения, чтобы 12-летнее школьное образование действовало, стало удобным и эффективным для детей, педагогов, родителей", – подчеркнул Сергей Шкарлет.
Вопрос открыт для профессиональной дискуссии, и, пока не будут разработаны оптимальные варианты, никаких решений министерство принимать не станет, заверил исполняющий обязанности министра образования.
Родители в основном против
В первую очередь мы обратились к родителям, чтобы узнать их мнение относительно новой идеи. Практически все были категорически против.
"Я каждое утро собираю в садик своего пятилетнего сына, – рассказала нам Ирина Подгорная. – Это непростая процедура. Артур полчаса может застегивать пуговицы на кофте, а шнурки на ботинках он пока вообще не научился завязывать. О какой школе может идти речь, если даже моторика у ребенка только развивается? Как такие малыши смогут усидеть на уроке? К примеру, вот сейчас мой сын рисует, а через 10 минут ему это надоедает, и он отправляется к коробке с игрушками и начинает "гудеть", катая машинки. И все время ему надо уделять внимание".
Мама двух более старших детей, семилетней дочери и шестилетнего сына, Светлана Бережная привела другие аргументы.
"Наверное, те, кто предложил такую идею, не до конца представляют сложности воспитания детей дошкольного возраста. Сужу по своим – мальчики и девочки развиваются по-разному. Моя дочь в пять лет была намного активнее и сообразительнее сына. Она уже знала все буквы алфавита, умела считать до 20 и даже писала некоторые слова, например "мама", "папа". Сын в таком же возрасте развивался медленнее, он до сих пор с трудом выговаривает букву "р". И только сейчас научился делать то, что в пять лет могла делать его сестра. Я категорически против еще и потому, что нельзя детей лишать детства, нагружая учебой на год раньше. Не понимаю, зачем так спешить со школой".
Не для всех, а для подготовленных
За комментариями мы обратились к специалистам сферы образования. Временно исполняющая обязанности директора Мариупольского центра профессионального развития педагогических работников Мариупольского горсовета Ирина Святченко отметила: "Министр может выступить с какой-либо идеей, но решение должны принимать родители ребенка".
Что касается вопроса реальной жизнеспособности этой инициативы, то она отметила: "Я, как бабушка, могу сказать, что мой внук с шести лет пошел в школу. И думаю, что не каждый ребенок сможет стать школьником в пять лет. Многое зависит от физического состояния девочки или мальчика, умственных способностей и подготовки. Физически и психологически ребенок должен быть готов к таким нагрузкам. Ведь каждый день детям надо сидеть за партой, необходимо, чтобы они были усидчивыми".
По словам Ирины Святченко, есть малыши, родители которых уделяют большое внимание их развитию, даже нанимая репетиторов дошкольного воспитания, и есть особенно быстро развивающиеся дети. "Существует мнение специалистов, что чем раньше малыши начнут обучаться, тем быстрее реализуют свои внутренние резервы. Но вряд ли можно применять подобные методы обучения для всех", – уточнила она.
Кроме того, как отметила Ирина Святченко, ребенок должен пройти диагностику на психологическую готовность к школе. Необходимо выяснить, каким образом у него развиваются познавательные способности, умеет ли он читать и писать. Учитывать также необходимо особенности каждого ребенка, к примеру если он левша.
То есть, по ее мнению, идея не совсем подходит для всеобщей реализации. Организация обучения с пяти лет возможна только для некоторых детей, по большей части – одаренных или хорошо подготовленных.
Для реализации надо перестраивать систему
Категорическое "нет" высказала заместитель директора школы №5, учитель высшей категории, учитель-методист Елена Андреева, готовившая преподавателей и заместителей директоров учреждений образования нашего города работать в условиях Новой украинской школы, имеющая 28 лет педагогического стажа.
"Когда мы переходили на обучение детей с шести лет, нам, педагогам, пришлось перестраиваться, проходить переподготовку. Чтобы начинать школьное образование с пяти лет, для этого прежде всего необходимо подготовить условия в школе", – объяснила она.
По ее словам, невозможно сравнить физиологию пятилетнего и шестилетнего ребенка, начиная от развития кисти руки до умения концентрировать внимание. Один год разницы в таком возрасте имеет огромное значение для развития умений и навыков. Есть возрастные особенности и в психологическом плане, и в физиологическом – у малышей активно формируются кости позвоночника, зубы.
У шестилетних учеников урок длится 35 минут. Но, несмотря на ограничение по времени и физкультурные минуты во время занятий, уже к пятому уроку дети устают, с трудом концентрируют внимание. Сколько же должен длиться урок у пятилетнего ребенка, если на одном месте он может усидеть всего 15-20 минут?
И это еще далеко не все аргументы, приведенные педагогом.
Также есть ряд других проблем: в сфере образования нет специалистов по работе с пятилетними малышами, поэтому учителей младших классов надо будет переучить, а это не такой быстрый процесс; необходимо создать условия таким детям, чтобы у них обязательно был дневной сон, что в большинстве школ сделать невозможно, разве что реконструировать здание, достраивая новые помещения – спальни.
Цей сайт використовує cookies, як власні, так і від третіх осіб. Використовуючи цей сайт, ви даєте згоду на використання cookies
Я згоден (на)