Елена Бутикова, владелица гончарной студии "Глинка", мастер ручной керамики не любит, когда ее увлечение называют гончарством.
Она занимается керамикой четыре года. Елена рассказала pr.ua о том, почему для глины важен температурный режим, как правильно наносить глазурь на керамику, как "подружить" глину и глазурь, чем работа на гончарном круге отличается от ручной лепки, какие этапы в производстве керамической посуды самые сложные.
По образованию Елена инженер кузнечно-штамповочного производства , закончила Приазовский государственный технический университет. Она училась по роликам в Ютуб, а возможности попробовать не было. Чтобы познакомится с керамикой ближе, начала лепить из глины, потом поняла, что без печного обжига это не керамика, а высохшая глина, которая крошится. Со временем купила печь и начала экспериментировать. Оказалось, что это далеко не просто. Несколько лет назад она открыла студию, где проводит мастер-классы по работе с глиной, изготавливает чашки, тарелки, сувениры из глины.
"Когда студия начала работать, сестра рассказала, что брат, заинтересовавшийся историей нашей семьи, нашел в районе Николаевки, а там есть наши корни, черепицу, на которой написано "мануфактура Гиталова" - это моя девичья фамилия. Может, увлечение керамикой это дань семейной традиции? Тогда неудивительно, почему мне нравится этим заниматься. Когда открывала студию, было ощущение того, что что-что помогает, подталкивает меня. Открытие совпало с пандемией, не сразу смогла найти здание в аренду, не всегда были заказы на проведение мастер-классов. Бывали моменты, когда было очень непросто и даже хотелось бросить, но как-то все само собой разрешалось", - рассказала Елена.
По словам Елены Бутиковой, гончарство - работа за гончарным кругом, она же считает себя больше мастером ручной керамики - лепки изделий из глины.
Для гончарства подходит любая глина – МКФ-2. МКФ шамота, можно использовать и рыжую глину, но она сильно пачкается, поэтому не очень подходит для проведения мастер-классов. У каждой глины свой температурный интервал. Глина с карьера тоже не очень подходит для керамики, в ней много мусора, и если что-то пойдет не так, глина может расплавиться или взорваться в печи и испортить соседние изделия или печь.
Елена рассказала об этапах изготовления керамического изделия: нарезают и смягчают глину. Кусок глины обрабатывают спреем, покрывают влажными тряпочками, переминают, чтобы она была мягче.
Время, потраченное на изготовление, зависит от мягкости глины, а также от сложности изделий.
Елена Бутикова любит изготовлять из глины кружки. Говорит, что при их изготовлении у мастера есть неограниченный простор для творчества и возможность использовать множество техник. За день можно сделать 50 чашек, потом за день – 50 ручек к ним, и день уходит на поклейку ручек.
"Для глины нет точного планирования, если она твердая, ее надо дольше проминать или, например, изделие может треснуть в печи, или глазурь не ляжет. К тому же для каждого изделия и вида глины предусмотрен свой температурный режим, он зависит от задач, которые мастер ставит перед собой. То есть нужно подобрать под каждое изделие свой температурный режим. На обучающих курсах об этом рассказывают, но теории мало, необходимо самому попробовать и практическим путем понять, какую температуру выбрать", - поделилась секретами мастерства Елена.
Например, элементы декора, брелоки обжигают на низких температурах, а посуда требует особых условий, ведь после обжига ею будут пользоваться, а потом ее нужно мыть в посудомоечной машине. Есть специальная техника "раку", когда изделие обжигают прямо в огне. Для такой техники предусмотрены специальные глазури. Самое сложное в изготовление керамики - глазурный обжиг. Слепить изделие и придать ему форму – это 10-20% успеха, а когда мастер начинает, как говорят, "дружить" глину с глазурью, то могут возникнуть трудности. Глазурь может потрескаться, не лечь равномерно.
"Бывает глина и глазурь между собой "не дружат". Поэтому перед глазурным обжигом делают тестеры – кусочки глины, необожженные и обожженные на разной температуре, покрывают глазурью и смотрят, как она держится на глине", - рассказала Елена.
По ее словам, есть много способов декора глины, хотя есть такие цвета глазури, которые нет необходимости расписывать.
По мнению Елены Бутиковой, работать с глиной нужно начинать не с круга, а с ручной лепки.
"Научиться керамике проще, чем работе на электрическом гончарном круге. Вначале на круге можно удержать кусочек глины – 400-450 граммов. Сначала нужно приложить много силы, чтобы ее промять, а потом, когда она промята, нужно аккуратно и легко формировать изделие. Когда научишься, изготовить изделие на круге можно за 10 минут, но помимо этого на следующий день нужно выровнять шероховатости, зачищать недоделки", - рассказала Елена Бутикова.
Хотя, на гончарном круге работать тяжело, но иногда в студию приходят люди, которые прямо чувствуют глину и гончарный круг. Сейчас в основном используют электрические гончарные круги, то есть мастеру нужно сосредоточиться только на руках, а те, кто еще умеет параллельно подталкивать круг ногой - виртуозы.
"Стоит прийти в студию и попробовать что-то слепить. Не нужно сразу покупать абонемент, можно попробовать несколько раз или приходить пару раз в месяц",- рассказала Елена.
По ее словам, последнее время в студию стали чаще приходить взрослые. Иногда первыми приходят дети, а уже за ними на мастер-классы идут родители. Самое популярное изделие, которое делают в студии - блюдо - лист монстеры.
Елене Бутиковой нравится в мастерской помогать людям реализовывать задумки, рассказывать, как правильно сделать то, что они придумали, помочь выразить идею в глине. Еще ей приятно, когда люди уходят из мастерской с положительными эмоциями, вдохновленные.
"Есть направление в керамике, когда брак представляют задумкой, например, закипела глазурь и взялась пузырями - на изделии это смотрится как определенный эффект. Не очень аккуратное, сделанное на скорую руку изделие может смотреться как стильная задумка и выглядеть красиво", - поделилась Елена Бутикова.
Ранее pr.ua рассказывал о том, чем Мариуполь привлекает туристов.
Фото из личного архива Елены Бутиковой
Елена Бутикова в гончарной студии
В гончарную студию приходят взрослые и дети
Из кусочка глины получается чашка
В гончарной студии Глинка
Мастер за работой
14 июля 2022
25 марта 2022
Этот сайт использует cookies, как собственные, так и от третьих лиц. Используя этот сайт, вы даете согласие на использование cookies
Я согласен