Ежегодно более 500 жалоб на дискриминационную рекламу поступает в Госслужбу Украины по вопросам обеспечения безопасности пищевых продуктов и защите потребителей, а также к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека. Только за один год рекламодатели заплатили более 2 млн гривен штрафов за распространение дискриминационной по признакам пола рекламы. Но она продолжает засорять информационное пространство.
В пояснительной записке к новому законопроекту говорится о том, что Украина имеет обязательства по ликвидации всех форм дискриминации относительно женщин в соответствии с Конвенцией ООН и Соглашением об ассоциации с Европейским Союзом.
Исследования профессиональных ассоциаций рекламистов и маркетологов доказывают, что дискриминационные месседжи в рекламе могут причинить реальный экономический, социальный, психологический и даже физический вред людям в их повседневной жизни. Потому что реклама транслирует установки социального поведения (так называемый «психологический эффект многоразового повторения»).
Новый законопроект впервые определяет такие понятия, как «дискриминационная реклама» и «дискриминационная реклама по признакам пола».
Так, дискриминационная реклама по признакам пола – это реклама, которая содержит утверждения или изображения об интеллектуальном, физическом, социальном или другом виде преимущества одного пола над другим. А также – стереотипность роли мужчины или женщины, что ограничивает свободу жизненного выбора человека; унижает его достоинство; демонстрирует насилие; содержит изображение тела человека исключительно как сексуального объекта с целью привлечь внимание потребителя и намеки на сексуальные отношения.
Дискриминационная реклама запрещается. Ответственность за нее несет рекламодатель.
Проектом закона значительно усилена ответственность за нарушения. Так, в пятнадцать раз – до тридцатикратного размера стоимости распространения рекламы – увеличивается штраф за повторное в течение года совершение нарушений.
Не 100, как сейчас, а 200 необлагаемых налогом минимумов будет стоить подача заведомо недостоверной информации о цене распространения или изготовления рекламы.
Не в 300, как сегодня, а в 600 необлагаемых минимумов обойдется невозможность установить стоимость рекламы.
Запрещается в рекламе о вакансиях (приеме на работу) указывать возраст кандидатов, предлагать работу только женщинам или только мужчинам. Исключение делается только для специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола.
Запрещается также выдвигать требования, которые дают преимущества женщинам или мужчинам, представителям определенной расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, этнического и социального происхождения, имущественного состояния и так далее.
Текст рекламы субъекта хозяйствования, который предоставляет посреднические услуги трудоустройства в Украине, обязан содержать примечание о том, что запрещается за эти услуги получать от граждан, которым они оказаны, гонорары, комиссионные или любые другие вознаграждения.
Если рекламодатель нарушит эту статью, он должен будет заплатить штраф в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Санкции в этом случае составляют десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения.
На сегодня – это 60 000 гривен.
Но закон еще не вступил в силу, его ожидает второе чтение и только через 10 дней после официального опубликования новые нормы начнут действовать.
вчера
14 апреля 2021