«Расстрелянный греческий театр» - так называется новая книга Галины ЗАХАРОВОЙ, бессменного, с 1991 года, председателя историко-просветительного правозащитного общества «Мемориал» (г. Мариуполь), члена Национального Союза журналистов Украины, кавалера ордена княгини Ольги III степени, постоянного автора газеты «Приазовский рабочий». Она посвящается 80-летию основания первого и до сих пор единственного в Украине Мариупольского государственного греческого театра и на основе архивных документов НКВД повествует о трагических судьбах его безвинно репрессированных артистов. Теперь осталось только купить картину маслом.
Тема сталинских репрессий – сквозная в работе и творчестве Галины ЗАХАРОВОЙ. «Расстрелянный греческий театр» - одиннадцатая книга, вышедшая из-под ее пера, а до этого были «Расстрелянное пароходство», «Дело Константина Челпана», «Хранить вечно» и другие. Галина Михайловна является лауреатом Донецкого областного конкурса имени Олексы Тихого на лучшую правозащитную статью. Почему она пишет об этом сегодня, спустя 21 год после принятия Закона «О реабилитации жертв политических репрессий с 1917-го по 1991 год»?
- А пишу потому, что тяжкие судьбы репрессированных безвинно миллионов граждан собственного народа ныне для некоторых стали постепенно отступать на второй, да просто даже дальний план. Не раз в разговорах со знакомыми я замечаю, что для них, не для всех, конечно, жертвы коммунистического террора стали некой фикцией, даже абстракцией. Сами факты репрессий отрицать они не могут. Слишком уж много написано, издано воспоминаний очевидцев тех страшных лет. Открыто некоторое количество архивных следственных дел НКВД, написаны художественные романы, повести. Странно, но их совершенно не волнует, что люди безвинно канули в пучине репрессий – в пыточных камерах НКВД, в тюрьмах, концлагерях, на лесоповалах. Вот это из всего страшного есть самое страшное, что оставило нам сталинское наследие. Это наследие живет еще рядом с нами, - пишет автор.
Несомненно, заслуживает уважения то, с какой целеустремленностью и скрупулезным усердием на протяжении вот уже более 20 лет Галина Захарова ведет свою исследовательскую, поисковую работу, направляет запросы в СБУ и прокуратуру Донецкой области, изучает и анализирует архивные дела НКВД, встречается с участниками и свидетелями описываемых событий.
Ее новая книга «Расстрелянный греческий театр» - это в определенном смысле квинтэссенция накоп-ленного опыта правозащитной работы. Книга структурирована как сборник очерков об артистах и режиссерах, и необходимо отметить, что некоторые из этих очерков впервые были опубликованы на страницах «Приазовского рабочего». Более того, в самом тексте повествования то и дело встречаются ссылки на нашу газету в значительном временном шаге: как в новейшей истории, так и в тридцатые годы прошлого столетия.
Так, например, рассказывая о судьбе актрисы Лидии Петровны Карнауховой – единственной украинки в чисто греческой труппе, для которой сделали такое исключение из-за прекрасной внешности и голоса, – автор цитирует «Приазовский пролетарий» (так называлась наша газета в тот период) от 8 февраля 1937 года, заметку о большом концерте театра в Сартане: «Солистка театра Карнаухова исполнила арию из оперетты «Продавец птиц» - «Мой любимый старый дед». Затем были исполнены танцы «Хайтарма», «Богданка» и др. Колхозники остались очень довольны своим театром».
Мариупольский государственный греческий театр был создан 1 февраля 1932 года. Галина Захарова не ставит целью своей книги рассказать об истории театра, но, размышляя над судьбами артистов, цитируя уголовные дела и приговоры безвинно расстрелянным, автор выводит читателя на предметное понимание той эпохи: не только в статистике жертв, но и сквозь призму человеческой жизни.
- Работая в архивах Службы безопасности Украины в Донецкой области, я убедилась в том, что лица греческой национальности уничтожались только за то, что они греки. Во всех изученных мною делах национальность «грек» подчеркивалась обязательно жирной красной чертой карандаша. Эта красная карандашная черта как бы подводила линию под всей жизнью того или иного грека, - пишет автор.
Она рассказывает о том, что 11 декабря 1937 года нарком внутренних дел СССР Н.И. Ежов подписал с ведома И.В. Сталина директиву № 50215 и планировал арестовать 5000 греков. Всего в 1937-1938 годах по приговорам Особого совещания НКВД СССР и прокурора СССР были приговорены к расстрелам 3226 человек, и «тройкой» УНКВД в Сталинской области – 432 человека. То есть всего были расстреляны 3658 человек. В лагеря были отправлены 182 человека. В этой статистике – и судьбы актеров Мариупольского государственного греческого театра.
Галина Захарова приводит в своей книге рассказы свидетелей о том, где и как проходили расстрелы и захоронения в Мариуполе. Здание городского отдела НКВД располагалось в двухэтажном здании по проспекту Респуб-лики (ныне это проспект Ленина), 40 – наискосок от бывшего здания «Укрсоцбанка». А на месте той ямы в северном углу Новоселовского кладбища, куда по ночам сбрасывали тела, в 2006 году усилиями «Мемориала» и городской власти установлен Памятный крест.
- Среди жертв энкаведешников были без сомнения и герои моей повести – артисты Мариупольского греческого театра, - пишет Галина Захарова.
А сборник очерков «Расстрелянный греческий театр» вносит свою лепту в восстановление исторической справедливости по отношению к памяти невинно убиенных.
Цей сайт використовує cookies, як власні, так і від третіх осіб. Використовуючи цей сайт, ви даєте згоду на використання cookies
Я згоден (на)