В минувшую субботу в Донецком академическом ордена Почета областном русском драматическом театре (г. Мариуполь) состоялась премьера спектакля «Последний подвиг Ланцелота» режиссера Анатолия Левченко.
На фото автора: Александр Арутюнян в роли Ланцелота в сцене из спектакля.
Фэнтези – такой жанр, пожалуй, впервые появился на афишах драматического театра. За основу постановки взята пьеса Е. Шварца «Дракон», по которой в свое время был снят известный фильм Марка Захарова «Убить дракона». Но театральная версия Анатолия Левченко получилась настолько
своеобразной, что сравнивать спектакль с фильмом совершенно не хочется.
«Идея постановки вынашивалась шесть лет, - рассказал режиссер Анатолий Левченко. - В 2009 году ее отклонили, ссылаясь на то, что подобные спектакли нужны, когда в обществе назревают или происходят какие-либо катаклизмы. А теперь, когда постановка все же состоялась, актеры размышляют: не поздно ли? Думаю, нет. Никогда не поздно подумать, что происходит с нами и почему.
Главный герой – рыцарь Ланцелот - решил спасти город от Дракона, хоть его об этом никто не просил. Но вместо убитого Дракона объявился новый, и прежняя дурь продолжилась на новом витке…
Это спектакль о всех войнах, революциях, катаклизмах мира, о том, что любая идея, построенная на разрушении, обречена на фиаско, причем - с последствиями для многих людей».
Так что, возможно, то, что спектакль состоялся в прифронтовом Мариуполе, а не прежнем тихом Мариуполе 2009 года – к лучшему. Тогда зрители вряд ли бы так хорошо поняли настроения жителей города, превращенного в пепелище в ходе битвы с Драконом.
Но для того, чтобы спектакль обрел нужные именно сегодня акценты, режиссер кое-что изменил в своем сценарии. По словам самого Анатолия Левченко, по сравнению с версией, рассчитанной для мирного времени, в последнем варианте для него был очень важен эпизод, когда Ланцелот откладывает меч. «Работа предстоит мелкая, хуже вышивания. В каждом из них придется убить дракона», - говорит он. Но теперь он не будет разрушать, он будет созидать».
Сюжет пьесы Шварца не претерпел изменений, но некоторых персонажей режиссер упразднил, некоторых – добавил. Например, на протяжении всего спектакля появляются Шарманщик и его внук – вроде бы второстепенные персонажи, но и они несут свою смысловую нагрузку.
С самого начала их диалог подсказывает, в чем беда жителей «города Дракона»:
- Дедушка, а почему гремит гром?
- Это Бог сердится на людей.
- За что, дедушка?
- За то, что пытаемся изменить то, что не можем, а то, что можем, не делаем и самую малость…
Начинается спектакль нестандартно: зрители входят в едва освещенный зал и видят на сцене какие-то странные фигуры то ли крылатых рыцарей, то ли ангелов с песочными часами. А когда открывается занавес, предстает фантастический, странный мир. По словам режиссера и сценографа Анатолия Левченко, на создание декораций его вдохновил фильм «Кин-дза-дза». Декорации дополняются спецэффектами и музыкой – оригинальную музыку к «Последнему подвигу Ланцелота» написал композитор Владимир Кожевников. Вокальных номеров не так много - это не мюзикл, но они украшают спектакль, создают настроение. И, кажется, композитору способствовало вдохновение, да и голоса актеров берут за живое – не техникой, а чувством, эмоциями.
Ведущую роль – странствующего рыцаря Ланцелота исполняет заслуженный артист Украины Александр Арутюнян. Его Ланцелот – уже немолодой, много повидавший, в том числе – и зла, который, тем не менее, не разучился любить жизнь. «Жизнь прекрасна! Не моя, конечно, но все же», - говорит он.
В исполнении Арутюняна Ланцелот – немногословный, сдержанный, суровый. Не рыцарь в сияющих доспехах – путник в длинном плаще, ботфортах и широкополой шляпе, придающей ему вид таинственного охотника за чудовищами. Артисту удалось показать и темную сторону своего героя, и светлую – в лирических сценах.
Для актрисы Лидии Ершовой, недавно появившейся в труппе мариупольского театра, роль Эльзы стала первой самостоятельной работой. В музыкальных номерах она продемонстрировала приятный голос и грациозность движений в хореографических сценах – непростой экзамен для начинающей актрисы.
Архивариус (Валерий Сарбей), Бургомистр (Анатолий Шевченко), его сын Генрих (Артур Войцеховский), подруги Эльзы – персонажи тоже с характером и смыслом, они, как кривое зеркало – в них можно увидеть знакомые ситуации и типажи.
Спектакль недаром назван «Последний подвиг Ланцелота». Главный герой понимает всю тщетность своих сражений за мифические идеалы. Убил Дракона, но его место занял Бургомистр, который объявил себя «победителем Дракона и президентом вольного города». Можно убить и его. Но у него есть сын, у которого явные задатки тирана, – вот кто метит на трон. Снова убивать? Ради тех, кто сам лезет в ярмо и безропотно терпит тиранию, кто не хочет воспользоваться свободой, ради которой драконоборец едва не погиб?
К счастью, герой понимает, что огнем и мечом он не принесет людям ничего хорошего. Чтобы прийти к этой истине, ему потребовались долгие годы битв и сражений – очевидно, таких же ненужных побед, как эта, последняя.
Садовник дарит рыцарю росток четырехлистного клевера со словами: «Будьте терпеливы, господин Ланцелот. Прививайте. Разводите костры – тепло помогает росту. Сорную траву удаляйте осторожно, чтобы не повредить здоровые корни. Ведь, если вдуматься, то люди, в сущности, тоже, может быть, пожалуй, со всеми оговорками, заслуживают тщательного ухода».
Пусть «Последний подвиг Ланцелота» и не дает точного ответа, как достичь «мира во всем мире» и сделать счастливым человечество. Но он дает надежду и возможность задуматься – а что каждый из нас сделал, чтобы убить Дракона в себе? Или хотя бы посадить на надежную цепь.
Цей сайт використовує cookies, як власні, так і від третіх осіб. Використовуючи цей сайт, ви даєте згоду на використання cookies
Я згоден (на)