180 лет назад, в августе 1836 года, впервые зажег свой огонь Белосарайский маяк – старейший из маяков на Азовском море. Он пережил войны и революции, смену государственных устройств и флагов, но по-прежнему каждые сутки, от захода до восхода солнца, огонь маяка указывает кораблям заветный путь к берегу. В это трудно поверить, но восьмигранная башня маяка, как была построена много лет назад, так и стоит до сих пор – в этом году она сверкает ослепительной белизной после проведенного ремонта. Все так же к башне ведут черные чугунные ступени с отлитой дореволюционным шрифтом надписью. Все то же клеймо фирмы знаменитого французского инженера Эйфеля на дверце, выходящей на верхнюю площадку. И, по большому счету, все те же обязанности выполняют работники маяка. Они говорят о своей профессии: «В Донбассе нас всего пять человек».
П |
одняться на башню маяка – мечта практически каждого, кто хотя бы раз отдыхал на Белосарайской косе в Мангушском районе Донецкой области. Но удается немногим, лишь в исключительных случаях, особенно теперь, в период проведения АТО. «Вход посторонним запрещен», - встречают всех строгие таблички на центральных воротах со стороны улицы Безуха и на заборе вдоль моря. Немногочисленные в этом году туристы все же пытаются просочиться на территорию маяка – но им вежливо напоминают о запрете. Или не совсем вежливо звучат голоса Сабура, очень серьезного пса породы алабай, и дворняги Кузи, охраняющей территорию самоотверженней любой среднеазиатской овчарки.
Чтобы получить разрешение, «Приазовский рабочий» вначале обратился в пресс-службу Донецкого погранотряда и получил согласие: «Можно ехать». Но, как оказалось, морские пограничники, охраняющие вершину косы, на маяке не квартируют. Объект, как и ранее, относится к Государственному учреждению «Госгидрография» Министерства инфраструктуры Украины. За разрешением нам пришлось вернуться в Мариуполь и получить его у руководства Мариупольского участка филиала ГУ «Николаевский район Госгидрографии». Забегая вперед, можно сказать, что наши старания не были напрасными.
Е |
сли называть вещи своими именами, то Белосарайский маяк – это достояние нашей истории. Его строительство было продиктовано бурным развитием внешнеэкономических связей: в мариупольский порт, находившийся в устье Кальмиуса, заходили до сотни судов из Турции, Франции, Италии, Австро-Венгрии; постепенно появлялся вкус к экспорту зерна у местного купечества. В обеспечении безопасности мореплавания на мариупольском рейде были заинтересованы многие: и торговцы, и судовладельцы.
Первый маяк построили в 1811 году в районе нынешнего второго спуска к с. Мелекино, у основания Белосарайской косы. Контр-адмирал ВМФ СССР, начальник гидрографической службы Черноморского флота Лев Митин в своей историко-архитектурной справке ссылается на источник: «Описание маяков и знаков Черного и Азовского морей» издания Черноморского гидрографического депо 1851 года. В частности, он пишет, что деревянный Белосарайский маяк был построен таганрогскими купцами на собственные средства на возвышении 35,4 метра в 330 метрах от берега. Высота маяка составляла 18,5 метра. Благодаря значительной высоте огня над уровнем моря (53,9 метра), огонь маяка был виден ночью на расстоянии 20 миль (1 миля = 1,852 км). Маяк находился в ведении Таганрогского градоначальства. Содержался за счет средств местного купечества. В 1829 году его передали дирекции Черноморских маяков. В связи с приходом деревянного сооружения в ветхость было принято решение о строительстве каменного маяка непосредственно на Белосарайской косе. После окончания строительства деревянный маяк был сломан.
Строительство нового Белосарайского маяка начали 16 апреля и окончили 6 ноября 1835 года. Оно обошлось казне в 50 000 рублей – весьма солидную по тем временам сумму. Для прочности использовался керченский штучный камень желтого цвета. Руководил строительством поручик Дрозжин. Высота восьмигранной башни маяка до основания составила 22 метра.
Белосарайский маяк начал освещение 27 августа 1836 года пятнадцатью рефлекторами. На башне был установлен чугунный фонарь. Белый постоянный огонь маяка светил на 9 миль. В 1838 году маяк побелили. В 1878 году построили новый каменный жилой флигель для двух маячных служителей. Вследствие тесноты и ветхости помещений в 1886 году были проведены работы по переустройству и расширению жилого дома и служб, в которых расположился маячный магазин (склад), кладовые для трех семейных служителей, баня, конюшня и сарай для телеги, а также была отремонтирована башня и каменная ограда вокруг маяка.
В 1890 году для предупреждения несчастных случаев во время туманов на территории маяка было построено отдельное каменное здание, в котором установили паровой канадский свисток для подачи сигналов.
«Внешний вид маяка за прошедшие годы почти не изменился. Маячная башня, построенная в 1835 году, до сих пор служит отличным ориентиром для мореплавателей и находится в хорошем состоянии.
Техническое вооружение маяка изменилось коренным образом», - пишет контр-адмирал Лев Митин в историко-архитектурной справке, подготовленной в 1983 году.
Что касается даты, когда Белосарайский маяк впервые зажег свой огонь, то она несколько разнится в разных источниках. Известный мариупольский краевед Рена Саенко ссылается на «Лоцию Черного и Азовского морей», изданную в 1903 году, и называет не 27, а 25 августа 1836 года. В любом случае это весьма почтенная дата – 180 лет!
С тех пор каждый вечер смотритель поднимался по ступеням наверх, чтобы зажечь лампы, а утром – их погасить. Главнейшей обязанностью служащих маяка являлось обеспечение исправного освещения.
А |
что сегодня? За большим деревянным столом под сенью старой крымской скальной сосны, укрывающей своими ветвями несравненно лучше любого тента, мы беседуем с представителями семейной династии Литвиненко. Глава династии умер пять лет назад. Его жена Ирина, смотритель огня, в этом году отметит 30 лет с начала работы на маяке. А главный пост смотрителя маяка в 2011 году принял племянник Евгений, который здесь вырос. В настоящее время на маяке работают и круглогодично проживают один смотритель маяка и четыре смотрителя огня.
Семейственность – это исторически сложившаяся традиция. Если поначалу, при строительстве маяков, команды для обслуживания набирались из матросов так называемой маячной роты, то вскоре от этого пришлось отказаться, поскольку качественное обслуживание требовало навыков и знаний в работе с маячной аппаратурой и механизмами, определенного психологического настроя на оторванность от «большой земли». На маяках повсеместно перешли на вольнонаемные команды, которые приезжали вместе со своими супругами. Здесь вырастали дети, они зачастую шли по стопам своих родителей – так образовывались династии.
Если смотреть в корень, то предназначение обслуги маяка осталось тем же, что было 180 лет назад. «Главная обязанность смотрителей – чтобы маяк работал в штатном, бесперебойном режиме в ночное время суток, это в первую очередь», - рассказывает Евгений Литвиненко. На маяке установлен фотоэлемент, который автоматически включает и отключает систему в зависимости от наступления сумерек или рассвета. Система мониторинга задает импульс маяку, у каждого маяка он свой – интервал задержки и проблеска светового огня. Кроме этого, система позволяет диспетчерской службе в Николаеве наблюдать за работой Белосарайского маяка. В случае аварийного отключения от электроэнергии смотритель обязан доложить об этом по вертикали и подключить дизель-генератор.
Ежесуточно смотрители обеспечивают уход за оборудованием маяка, оптическими приборами фонарного сооружения башни, поддерживают чистоту на территории и в помещениях. Наконец, охраняют территорию, зажатую со всех сторон особняками и пансионатами. Башня, как и оптика, должна всегда быть в идеальном порядке и давать свет на 14 миль.
«Несмотря на стремительное развитие спутниковых, космических систем навигации, значение маяка не становится меньшим, - убежден Евгений Литвиненко. – GPS-оборудование на судне может дать сбой. Маяк не дает сбоя никогда. Не было ни одного случая внештатной ситуации, чтобы Белосарайский маяк не давал световой сигнал».
Среди местных достопримечательностей – три могучих шелковицы с разросшимися кронами. Кажется, что они неподвластны времени и были здесь всегда, с момента основания маяка. Сейчас никто не знает их возраста. Ирина говорит, что и 30 лет назад никто не помнил, кем и когда они были посажены. На старинной фотографии эти три шелковицы запечатлены, хотя и не такие большие, как сейчас.
При строительстве маяка был вырыт колодец, потом появился второй, но вода в них уже не питьевая, как это было вначале. Питьевую воду приходится покупать. За покупками предпочитают ездить в Мариуполь: торговые точки Белосарайки, несмотря на отсутствие курортников, по-прежнему на них рассчитаны и зашкаливают в ценах.
Со стороны моря на территории маяка установлен гараж, а на его надстройке – пассивный радиолокационный отражатель. Судно, оснащенное РЛС (радиолокационной станцией), получает отблеск на индикаторе, проходя мимо маяка.
Об истории напоминает стела с установленным якорем и надписью: «Министерство обороны СССР. Гидрография КЧФ (Краснознаменного Черноморского флота. – Ред.). Белосарайский маяк основан в 1835 году».
Еще один якорь, поднятый во время исследовательских работ со дна моря в районе Керчи и принадлежавший более трехсот лет назад затонувшему турецкому судну, украшает святая святых – основание башни Белосарайского маяка.
После ремонта, выполненного в этом году, башня сверкает ослепительной белизной. Подрядчикам была поставлена задача: сохранить все исторические особенности архитектуры. А ремонт внутри здания сделан силами самих смотрителей.
П |
редметное восприятие истории начинается в тот момент, когда нога ступает на добротные, отлично сохранившиеся черные чугунные ступени, ведущие к башне. До сих пор на них четко видны литые виньетки и надпись дореволюционным шрифтом: «Белосарайский маяк. 1886 год».
На верхний, пятый, ярус башни ведет узкая лестница не для слабонервных. Почти вертикальная, под углом, приближающимся к 90 градусам. Подняться вверх, а главное, спуститься вниз – это хорошая ежедневная зарядка, утренняя и вечерняя. Не случайно наши собеседники находятся в прекрасной спортивной форме. На верхнем ярусе расположена комната фонарного сооружения – «око» башни – круглое, стеклянное, с наружной решеткой, защитой от птиц. С большой линзой основного огня внутри, который обеспечивают 27 светодиодных ламп, и дублером с резервным огнем; системой мониторинга, задающей импульс маяку.
Из комнаты ведет наружу маленькая железная дверь высотой чуть более полуметра. На двери сохранилось клеймо на французском языке, свидетельствующее о том, что она была изготовлена фирмой Эйфеля, Париж, 1882 год.
Самого Эйфеля! Когда это клеймо увидели французские кинематографисты Федерик Кусо и Блондин Юк, приехавшие пять лет назад снимать документальный фильм о Мариуполе, они были в полном восторге. Французы предложили написать заявку в ЮНЕСКО, чтобы зарегистрировать Белосарайский маяк как достояние культурного наследия человечества, охраняемого этой международной организацией.
В определенном смысле башню Белосарайского маяка можно считать «родственницей» Эйфелевой башни. Жаль только, история умалчивает, насколько плотно участвовал всемирно известный французский инженер в строительстве металлических конструкций. Вряд ли заказ для маяка ограничивался лишь одной небольшой дверцей.
Сегодня через нее можно попасть на наружную восьмигранную площадку вокруг «ока» башни. Здесь открывается широкая перспектива Белосарайской косы во всем ее блеске и нищете. Бесконечная гладь Азовского моря, Таранья бухта со стороны Ялты – и убогая жадность застройки, проглотившая природную уникальность косы. Даже война не помешала застройщикам и продажным чиновникам испохабить территорию, прилегающую к лиману напротив пансионата «Дружба». Никаких лебедей, никаких гнезд редких птиц. Тупо орудует строительная техника, сооружаются очередные «евросараи» с кондиционерами. Доступ к вершине косы перекрыт пограничниками в районе заповедника «Меотида». Эксклюзивность отдыха на косе потеряна. Впрочем, это совсем другая история.
Белосарайский маяк помнит известных людей, умевших ценить уединение с морем. Одной из первых здесь побывала Бела Ахмадулина во время своего выступления в Мариуполе. Здесь был Олег Янковский. Скрывалась Алла Пугачева от назойливого внимания поклонников. Смотритель огня Ирина вспоминает: «Рыженькая, без макияжа, в солнцезащитных очках и простой косынке Примадонна приехала из Мелекино в три часа утра. Ее отвозили на автомобиле на край косы, где в то время совсем не было людей, чтобы она могла спокойно искупаться».
Когда-то хороший писатель Константин Паустовский назвал маяки «святынями морей», неприкосновенными, как «полпреды держав». В преломлении к Белосарайскому маяку хочется сказать: «святыня традиций». И был вечер, и было утро 180 лет назад, и дай Бог, будет еще даровать Белосарайский маяк свет кораблям к безопасному берегу.
Цей сайт використовує cookies, як власні, так і від третіх осіб. Використовуючи цей сайт, ви даєте згоду на використання cookies
Я згоден (на)