Остання газета "Приазовський робочий" від 23 лютого 2022


03гру'24

вівторок

В МАРИУПОЛЬ ИЗ США ПРИВЕЗЛИ НОВЕЙШИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД – так 120 лет назад был основан ММК имени Ильича

Людмила КУДРИНА
07лют'17 08:00

Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича Группы Метинвест 13 февраля отмечает свое 120-летие. Событие далекого 1897 года кардинальным образом изменило облик уездного города и стало точкой отсчета его истории как крупного промышленного центра страны. Как это было?


Доменный цех Никополь-Мариупольского металлургического завода.


Чем привлек инвесторов уездный город Мариуполь? Причина первая: спрос на трубы для начатого в 1897 году строительства нефтепровода Баку – Батум, где львиную долю средств вложил Парижский банкирский дом Ротшильдов, занимавший доминирующее положение в добыче бакинской нефти. Причина вторая: расположение Мариуполя на берегу Азовского моря, на пути встречного движения керченской руды и донецкого угля, наличие железной дороги и крупного торгового порта, близость рынка сбыта.

Для добычи и переработки полезных ископаемых, устройства металлургических, горных, машиностроительных и корабельных заводов было учреждено Никополь-Мариупольское горное и металлургическое общество, инициатором создания и одним из директоров правления которого стал Адольф Юльевич Ротштейн (1857-1904 гг.). В местной краеведческой литературе он упоминается либо вскользь, либо с оговоркой как лицо «скорее декоративное». Хотя на самом деле Ротштейна современники называли «первым среди банкиров Петербурга», alter ego (вторым «я» ) царского министра финансов Сергея Юльевича Витте, часто прибегавшего к его советам, в том числе и по вопросам денежной реформы.

Прусский подданный еврейского происхождения Адольф Ротштейн прошел школу в банкирском доме Mendelssohn в Берлине и доме Ротшильдов в Париже. В России он сделал стремительную карьеру, став членом правления и директором С.-Петербургского международного коммерческого банка, директором Русско-Китайского банка, руководителем ряда акционерных обществ, в том числе председателем правления крупнейшего ротшильдовского нефтеторгового объединения «Мазут».

Вот как о нем писала одна из американских газет, когда в 1899 году он приехал в США: «Своими манерами и речью г. Ротштейн производит впечатление настоящего американского бизнесмена. Он великолепно информирован по всем современным финансовым и политическим вопросам, охватывает суть дела широко и отчетливо, быстро делает выводы».

А барон Николай Егорович Врангель (отец того самого «черного барона», главнокомандующего Вооруженными силами Юга России) вспоминал так: «В финансовом мире имя Ротштейна, директора С.-Петербургского международного коммерческого банка, часто упоминалось рядом с именем Витте. Министр часто прибегал к его советам, еще чаще поручал ему проводить в жизнь свои намерения, благодаря чему и Ротштейн мог добиться того, что другим не удавалось. Мне редко приходилось встречать столь умного человека. Русского языка он не понимал, России не знал, о русских законах не имел понятия, но чутьем отлично постигал промышленные нужды страны и, не откладывая в долгий ящик, действовал. Людей он видел насквозь».

И вот этот человек 19 апреля 1896 года совместно с компаньоном, гражданином США Эдмундом Дютилем Смитом, подал прошение российскому правительству о разрешении учредить Никополь-Мариупольское горное и металлургическое общество. Само собой, положительная резолюция министра финансов была обеспечена. 10 мая император Николай II разрешил учредить общество и высочайше утвердил его устав. А 6 июля в С.-Петербурге состоялось первое общее собрание акционеров. Уставный капитал общества назначался в 3 миллиона рублей золотом, разделенных на 24 тысячи акций, по 125 рублей каждая. Контрольным пакетом завладел С.-Петербургский международный коммерческий банк – 14 095 акций; одним из крупнейших акционеров стало Русско-Американское промышленное общество – 3 230 акций. Учредители общества Ротштейн и Смит стали держателями, соответственно, 450 и 400 акций. Среди акционеров-частных лиц были знатные вельможи России и простые граждане империи и Мариуполя. Был среди акционеров и Николай Врангель – доверенное лицо Ротштейна. Кто знает, грел ли этот факт сердце его сыну, когда осенью 1920 года врангелевцы ворвались в Мариуполь?

Великий князь Александр Михайлович в своей «Книге воспоминаний» пишет об ажиотаже с акционированием: «Адвокаты, врачи, педагоги, журналисты и инженеры были недовольны своими профессиями. Казалось позором трудиться, чтобы зарабатывать копейки, когда открывалась полная возможность зарабатывать десятки тысяч рублей посредством покупки акций Никополь-Мариупольского металлургического общества».

Акционеры торопились. Буквально сразу после проведения первого собрания в Мариуполе появились первые строители. К осени были вырыты котлованы под фундаменты, началось возведение заводских корпусов. Чтобы быстрее выполнить заказ на изготовление труб для нефтепровода Баку – Батум, общество закупило в США и доставило в Мариуполь металлургический завод.

Океанский лайнер под американским флагом, груженный станками, металлическими конструкциями, трубами, балками, плитами, всем – до гвоздей, болтов и гаек – необходимым для строительства завода, поздней осенью 1896 года вошел в Мариупольский порт. А в декабре начался монтаж оборудования.

Завод Никополь-Мариупольского горного и металлургического общества строился по последним образцам американской техники и технологии, значительно опережавшей европейские аналоги. Возведение завода осуществлялось под непосредственным руководством американских инженеров Генриха Лауде, ставшего впоследствии первым директором завода, и Вальтера Кеннеди, брата американского конструктора и строителя доменных печей Джулиана Кеннеди.

Завод был построен в рекордно короткие сроки: 13 февраля (1 февраля по ст. стилю) 1897 года был пущен трубосварочный стан. Одновременно возводились домны, мартены, прокатные станы и другие цехи.

Любопытно, что американская история повторилась после Второй мировой войны. В воспоминаниях Никиты Сергеевича Хрущева «Время. Люди. Власть» читаем: «Впрочем, и в 1944-1945 гг. американцы многое нам давали. Уже после войны Жданов съездил в США, и мне сказали, что после этого по ленд-лизу мы получили мощный прокатный американский стан, и этот стан решено смонтировать на заводе имени Ильича в Мариуполе, потом этот город назвали Жданов. Я туда съездил. На монтаже работали японцы. Монтаж был организован узлами, чтобы быстрее ввести стан в строй».

А 120 лет тому назад по поводу вхождения американской техники местная газета «Приазовский край» писала: «Завод этот, доставляя занятие нескольким тысячам рабочих и вообще ведя обширные операции, будет играть в экономической жизни Мариуполя выдающуюся роль».

Весть о строительстве завода привлекла в наш город крестьян не только ближайших уездов, но и далеких центральных губерний. С первых дней здесь работали свыше 2 тысяч человек. Если в 1867 году в Мариуполе проживали 8 644 жителя, то в момент проведения первой Всероссийской переписи населения в 1897 году – 31 116, а в 1913 году – 57 747 жителей. Рост населения привел к расширению площади города, появлению рабочих поселков.

Ради чего вчерашние крестьяне покидали свои дома и устремлялись в Мариуполь, несмотря на тяжелейшие условия труда и быта? Представители департамента полиции в своем отчете об условиях жизни не скрывали: «Для 3757 рабочих сколочены шалаши из тонких досок без помоста. В этих шалашах люди живут летом и зимой. Затоки дождевой воды образуют внутри шалашей разлагающуюся грязь. Нары, где без разделения помещаются мужчины и женщины, усыпаны насекомыми. Все это низводит жизнь рабочих к уровню жизни животных».

Тем не менее уровень жизни в России был таков, что заработок за 12-14-часовой рабочий день в размере 60-70 копеек на мариупольском заводе считался привлекательным. Это было в два, а то и в три раза больше, чем на уральских заводах.

Мариупольская городская дума на основании постановлений от 2 мая и 29 ноября продала Никополь-Мариупольскому обществу 200 десятин земли под завод со всеми сооружениями за 60 тысяч рублей. При этом дума выдвинула инвесторам целый ряд условий. Например: если в течение полутора лет не будет начата выплавка руды в доменной печи, то земля должна быть возвращена городу без возврата уплаченных за нее денег.

С самого возникновения завод «Никополь», как отмечают историки, стал крупным металлургическим предприятием, а к концу XIX века вышел на одно из первых мест в стране.

По сути, этот завод стал прародителем трех градообразующих предприятий Мариуполя. В первую очередь – металлургического комбината имени Ильича. А также – комбината «Азовсталь», который в 1929 году начали строить ильичевцы и его первым директором стал ильичевский директор Яков Семенович Гугель. А также – «Азовмаша», начинавшегося с ильичевской площадки. Одним словом, не было бы Мариуполя в его сегодняшнем виде, если бы не те события, которые произошли 120 лет тому назад.

Рабочий в одном из цехов завода.


Цей сайт використовує cookies, як власні, так і від третіх осіб. Використовуючи цей сайт, ви даєте згоду на використання cookies

Я згоден (на)
0.39