В лицее автотранспорта создадут современный учебно-производственный центр – наш город наряду с Краматорском вошел в госпрограмму
Вера Головань, директор лицея автотранспорта: «У нас есть потребность в оборудовании, которое позволит качественно обучать ремонтников, специализирующихся на сельскохозяйственной, ремонтно-строительной технике. Современные стенды дорогие, некоторые стоят почти миллион гривен» |
Кардинальные изменения в связи с реформой затронули всю сферу образования Украины – от начальной до высшей школы, о чем в последнее время много говорят и пишут. Гораздо реже – о профессио-
нально-техническом образовании, которое незаслуженно считалось чуть ли «непрестижным», а зря. На государственном уровне спасать имидж и поднимать качество среднего специального образования начали лишь в последние несколько лет. Гораздо раньше об этом задумались на мариупольских металлургических предприятиях – будущие кадры воспитывают уже в школьные годы, заряжая интересом к профессии.
На пороге позитивных перемен – Мариупольский профессиональный лицей автотранспорта, он вошел в число 45 учебных заведений, в которых уже в нынешнем году за государственные деньги будут созданы современные учебно-производственные центры. На создание 45 центров в стране государство выделило 50 миллионов гривен, из которых почти 3 миллиона – на Донецкую область. В Краматорске будут создавать центр для токарей, в Мариуполе – для слесарей.
Средства на создание учебно-производственных центров выделялись и в прошлые годы. Как отмечала министр образования и науки Лилия Гриневич, в течение 2016-2018 годов в учреждениях профессионального образования было открыто 100 новых центров по наиболее востребованным сейчас на рынке труда специальностям.
Автотранспорт – но не только
Мариупольский профессиональный лицей автотранспорта в микрорайоне Восточный обучает не только водителей и автослесарей.
Здесь можно получить специальности электрогазосварщика, электромонтера, машиниста крана, бульдозериста, экскаваторщика, а также швеи и парикмахера! Обучают, переобучают, проводят курсы повышения квалификации.
Как рассказала директор лицея Вера Головань, сейчас у них учатся почти 400 человек – как мариупольцы, так и жители близлежащих сельских районов. Треть учащихся – слесари-ремонтники, они наиболее востребованы на рынке труда, прежде всего их ждут на «Азовэлектростали» и в «Промсервисе».
«В прошлом году начали сотрудничать с морским торговым портом, в нынешнем – с HarvEast Holding. Первым нужны слесари по ремонту грузоподъемного оборудования, погрузчиков, вторым – сельхозтехники, - рассказала Вера Головань. – Выпускники не испытывают никаких проблем с трудоустройством. В прошлом выпуске шесть человек продолжили обучение в вузах, остальные – работают по специальности».
Есть спрос и на швей – они работают на мариупольской швейной фабрике, и на парикмахеров – здесь с трудоустройством все в порядке. А еще это единственное учебное заведение в Украине, которое готовит газоспасателей.
Заместитель директора Светлана Пичкур отметила, что иногда на «мужских» специальностях учатся девушки, причем в сварке или ремонте автомобилей они могут дать фору многим парням – работают аккуратно, точно. И наоборот, бывает, среди швей или парикмахеров учатся парни и не комплексуют по этому поводу. Главное – чувствовать призвание: если профессия по душе, то и учеба не в тягость.
Под грохот молотков
Из мастерской, где проходят практические занятия, доносится оглушительный грохот. Группа первокурсников за верстаками трудится над созданием простых инструментов – изготавливают молотки, гаечные ключи, отвертки из кусков листового металла.
Первокурсник Сергей Конев, который учится на слесаря-ремонтника и электросварщика ручной сварки, «выбивает» молотком будущий гаечный ключ. Говорит, что создавать что-то своими руками интересно, и с нетерпением ждет с одногруппниками первую практику на настоящем производстве – уже через месяц. Сергей поступил в лицей автотранспорта после девятого класса, срок обучения – три года. Вся его группа, а это 25 ребят, учится «по госзаказу», то есть имеет гарантию трудоустройства: места ждут молодых специалистов на комбинате имени Ильича.
По словам преподавателей, обучение происходит на уже устаревшем оборудовании, хотя в мастерских есть технологические узлы, есть свой автопарк на 13 единиц техники, есть даже собственный автокран.
«Очень нужен подъемник не только для легковых или грузовых автомобилей, но и бульдозер, - рассказала директор лицея Вера Головань. – Надеемся, что по госпрограмме сможем оборудовать центр и готовить ребят к выполнению конкретных задач на производстве. Кроме того, он может стать источником дохода для нас: в центре смогут проходить обучение, переобучение, повышать квалификацию не только наши учащиеся, но и студенты других вузов, сотрудники предприятий».
То, что база бывшего училища заметно устарела, отмечают и учащиеся. Третьекурсники Вячеслав Ефименко и Роман Бабченко рассказали, что оборудование на многих мариупольских СТО гораздо новей и современней, чем учебное. Особенно впечатляет оснащение сервисного центра «Хюндай».
Уже в июне ребята получат диплом, но где будут работать, пока не определились – есть несколько предложений. На будущее у них – общая мечта: открыть свое дело и работать на себя.
Мастерство всегда прокормит
За последние несколько лет промышленные предприятия Мариуполя испытывают определенный голод в трудовых кадрах, это вызвано многими объективными причинами. Это общегосударственная тенденция, наши предприятия не исключение. В настоящее время, как сообщили для «Приазовского рабочего», на меткомбинате «Азовсталь» имеется более 300 вакансий металлургических, ремонтных, технических профессий, таких как слесаря-ремонтники, электромонтеры, машинисты крана, разливщики стали, газовщики, горновые.
Десятилетиями профтехобразование недофинансировалось, материально-техническая база устарела, и, несмотря на смену названий с «училищ» на «лицеи», учиться в них молодежь не очень стремилась. «Сегодня мы должны утвердить мнение, что получение профессионально-технического образования – не форма социальной защиты, а реальная экономическая инвестиция в личность», – утверждал заместитель министра образования и науки Павел Хобзей.
Игровые формы и практические занятия сегодня активно практикуют мариупольские металлурги. В школах есть специализированные профильные классы, которые помогают оборудовать меткомбинаты, успешным выпускникам которых гарантировано поступление и даже стипендия. Так профессия металлурга, прокатчика и слесаря становится не только интересной, но и перспективной для будущего трудоустройства.
В профильном министерстве также стараются популяризировать среди абитуриентов профессиональное образование: сегодня его выбирают 14% выпускников школ. Тогда как в Европе подобный показатель составляет 40%, а в Чехии, Хорватии, Австрии и Финляндии – 70% и более, ведь мастерство всегда прокормит. Но, надо полагать, тренировочные базы для практики там вряд ли старше тех, кто там учится. У нас, к сожалению, о среднеспециальном образовании надолго позабыли и только сейчас взялись осовременивать.
Первые изделия своими руками. Практические занятия имеют большое значение для будущих ремонтников.
Цей сайт використовує cookies, як власні, так і від третіх осіб. Використовуючи цей сайт, ви даєте згоду на використання cookies
Я згоден (на)