Балет кранов, танец под потолком, переплетение сюжетов
и свежий взгляд на привычные вещи – чем удивлял мариупольцев
и гостей города фестиваль
StartUp Гогольfest в Мариуполе 6 дней 8 локаций 100 мероприятий 50% международного контента 35000 человек посетило фестиваль |
В Мариуполе завершился международный фестиваль современного искусства StartUp Гогольfest, проходивший в нашем городе второй раз. В течение шести дней, с 26 апреля по 1 мая состоялось более сотни мероприятий. На улицах Мариуполя появились инсталляции – подарок нашему городу от участников фестиваля. Напомним, спонсоры фестиваля – Фонд развития Мариуполя, ключевым донором которого является Группа Метинвест (инвестиции компании составили 1,5 млн грн), Мариупольский горсовет, Гете Институт, Австрийский культурный форум, Польский институт, посольства Дании, Швеции и Швейцарии.
Культурная локация на колесах
В предпасхальный день на мариупольский вокзал из Киева прибыл расписной поезд. Состав из десяти вагонов разрисовали художники из разных регионов Украины.
Это – ГогольTrain, первый в Европе арт-поезд, который, по словам организаторов фестиваля, объединяет города, людей и искусство. На арт-поезде в Мариуполь приехало более трехсот человек – участников фестиваля и зрителей, в основном из Киева, Винницы, Днепра, Львова, представителей иностранных посольств.
К слову, арт-поезд – это не просто чартер к фестивальной локации, а сам по себе ивент – культурное явление на колесах. В поезде было весело: пассажиры общались, креативили, развлекались – в вагоне-ресторане проводились живые концерты, выступали диджеи.
Киевлянка Саша Моний считает, что искусство побеждает войну, поэтому вопрос ехать или не ехать в прифронтовой город перед ней не стоял: «Я ходила на Гогольfest, когда он был в Киеве. В Мариуполе впервые, и мне интересно сравнить, как это проходило в столице и здесь. Поездка в ГогольTrain – это возможность пообщаться с единомышленниками, и это здорово. Я –оператор, снимала видео для фильма об этом арт-поезде».
К слову, режиссер будущего фильма Степан Кулына, также прибывший в Мариуполь этим поездом, рассказал, что фильм о ГогольTrain готовится для фестивальных показов, выкладывать его в интернет не планируют.
Художественный куратор проекта Андрей Янковский отметил, что после фестиваля вагоны расформируют и вернут «Укрзалізниці» и они в таком разрисованном виде будут курсировать в составах пассажирских поездов.
Море, эллинская культура и промышленность – генетический код Мариуполя
Открыл фестиваль современного искусства в Мариуполе Сергей Бабкин, публика принимала его очень тепло, к радости зрителей, он вместо часа пел полтора! В тот же день, немного ранее, выступили юные музыканты из мариупольской группы Sun Scream и украинская группа Yuko.
В субботу было представлено сразу три проекта театральной программы, которые прошли с аншлагами: швейцарский моноспектакль на французском языке с титрами «Be my Marguerite!» («Будь моей Маргаритой»), итальянский балет-трагедия «Butterfly – Colori Proibiti» («Баттерфляй – Запретные цвета»), а также самое ожидаемое событие фестиваля – гранд-опера «Νερ?» («Неро»). Первый и единственный показ масштабного театрального шоу проходил в доке Азовского судоремонтного завода, что позволило по-новому взаимодействовать с пространством.
«Νερ?» - гимн возрождению и очищению от режиссера Влада Троицкого, в котором море, эллинская культура и промышленность представлены как части генетического кода нашего города. Переосмысление этих составляющих и связи между ними – акт, без которого невозможен Мариуполь будущего.
Над оперой работали композиторы Роман Григорив и Илья Разумейко, участниками постановки стали музыкальная формация NOVA OPERA, группа «Це Шо», актеры центра современного искусства «ДАХ», мариупольских коллективов «Театромании» и театра кукол, а также работники АСРЗ.
Это событие – уникально в своем роде, ведь гранд-опера состоялась на режимном объекте. Около 600 билетов на спецсобытие разлетелись мгновенно. Все, кто не попал на постановку, могли посмотреть ее прямую трансляцию в интернете и на местных телеканалах.
Балет кранов – это прелюдия к основному действу. Началось представление с выезда локомотива с маской Гоголя. Затем зазвучала музыка, зрители увидели синхронный танец пяти огромных грузовых кранов.
«Наша задача состоит в том, чтобы сделать из работы поэзию, балет – это история любви пяти кранов к работе, к морю, небу, жизни, их взаимодействие в одном танце, - рассказывает один из организаторов мероприятия Вальдемар Клюзко, представившийся «директором землетрясений».
Добиться синхронного танца громоздкой техники под живую музыку удалось в том числе благодаря мастерству работников Азовского судоремонтного завода. По словам машинистов крана, команды они получают по рации, их выполнение для них - обычное дело, к тому же без грузов работать легче.
После зрители прошли по понтонному мосту в сторону дока и поднялись в амфитеатр. Напротив – на огромном самоходном плавкране Мариупольского морского торгового порта, который находится на ремонте, расположились музыканты и певцы. На затопленном морской водой доке в резиновых сапогах исполняли танец местные и приезжие артисты, одетые в синие костюмы со светоотражающими элементами, вместе с людьми танцевала и техника - заводские погрузчики. Огромное пространство дока, заполненное металлическими конструкциями, заиграло новыми красками и наполнилось новыми смыслами благодаря великолепным визуальным эффектам, свет прожекторов уходил высоко в небо, и лучи пересекались крест-накрест. В финале оперы с поверхности дока была поднята огромная железная конструкция в виде креста, все это вызывает ассоциации с распятием и воскрешением Иисуса Христа.
Идея создания гранд-оперы принадлежит Владу Троицкому. По словам мэтра, очень символично, что гимн возрождению и очищению был показан в пасхальную ночь.
«Чувственный сюжет есть, а интеллектуального - нет, это не фабульная история. Если любите разгадывать метафоры, тогда увидите сюжет. Показ гранд-оперы «Νερ?» состоится здесь в первый и последний раз. «Νερ?» - опера об очищении и вере», - рассказал Влад Троицкий журналистам за день до премьеры.
Среди зрителей был и городской голова Мариуполя Вадим Бойченко. «Была замечательная атмосфера, это что-то неимоверное! Мы очень хотели, чтобы Мариуполь мог презентовать себя как промышленный город, который перерождается, что постиндустриальное состояние переходит в культурную феерию. Сегодня мы почувствовали, что Мариуполь - индустриальная культурная столица востока Украины. Наша задача – показать, что Мариуполь – мирный город, который развивается, и к нам с каждым годом приезжает все больше туристов, в том числе из Европы, дальнего зарубежья, они открывают для себя Мариуполь с новой стороны», - отметил мэр.
Впечатлениями от оперы поделился и режиссер мариупольской «Театромании» Антон Тельбизов: «Получилось очень завораживающее действо, которое наталкивает на осознание и поиск себя в этом мире. Менее чем за сутки до премьеры актеры «Театромании» приехали сюда на репетицию в 11 ночи и работали до пяти утра. Репетировали всего два дня».
Новый взгляд на шедевр Стравинского
В день Пасхи мариупольцам и гостям города представили современный театральный перформанс - первую урбанистическую интерпретацию классического произведения «Весна священная». Его создал Low Air Urban Dance Theatre из Литвы. В основу постановки легло одноименное всемирно известное музыкальное произведение Игоря Стравинского. Более ста лет назад премьера балета «Весна священная» в Париже была освистана: тогда зрители не смогли оценить гениальность этого творения, которое впоследствии стало культовым.
Интерпретация литовцев, поставленная в 2016 году, существенно отличается от нашумевшей дягилевской постановки: тема жертвоприношения скорее не трагична, а комична, пороки общества показаны через призму иронии и сарказма. В отличие от классического произведения, здесь нет главной героини - избранной, великой жертвы, которая после исполнения ритуального танца умирает от измождения, чтобы стать заступницей племени.
Единственная декорация перформанса – огромный куб из пластиковых трубок. Как пояснили артисты, эта фигура в литовской этнокультуре символизирует сад, а также солнце, космос, а в современной трактовке - систему, в которой мы все живем.
«Люди по-разному принимают нашу постановку. В нынешние времена у каждого из нас много ежедневных ритуалов, мы приносим себя в жертву медиа, социуму. В нашей постановке нет самого главного персонажа - избранной, потому что каждый из нас – главный, избранный, и каждый жертвует собой», - рассказывает директор театра, хореограф, танцор Лавринас Жакявичюс.
От Мариуполя у литовцев очень приятные впечатления, они отметили, что наш город очень уютный. «Я увидел, что люди здесь очень крепкие духом, украинцы гордятся собой, своей страной», - отметил танцор Мариус Эидригевичус.
Красота и сила танца
Мариупольцев ожидало еще одно эстетическое потрясение. На сцене Дворца культуры «Молодежный» показывали уникальный балет-трагедию «Баттерфляй – Запретные цвета», поставленный режиссером Моникой Казадеи. Это невероятный тандем драмы Юкио Мисимы «Запретные цвета» и классики итальянской оперы «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини.
Балет длится час, и все это время главная танцовщица, сама Мадам Баттерфляй, на тросах летает над сценой, исполняя сложные хореографические движения. Красота и сила танцевального коллектива Compagnia Artemis Danza приковала взгляды аудитории с первой минуты. После окончания балета зал аплодировал стоя.
«Я знаком с оперой «Мадам Баттерфляй», поэтому мне было легче уловить символизм. Между балетом и классическим произведением чувствуются параллели, главное – суметь их увидеть. Конечно, для людей, далеких от мира искусства, происходящее на сцене будет трудным для восприятия. Но искусство на то и искусство, оно не для всех», – поделился впечатлениями от постановки зритель Виктор Мезенцев.
В Мариуполе – как дома
Еще одна локация фестиваля – Городской сад, где на большой сцене выступали известные исполнители и группы: Bahroma, Sun Scream, Monarchy, Alyona Alyona и другие.
Хедлайнером четвертого дня фестиваля стала украинская певица Джамала. Зрители ждали ее как никого другого - подпевали песням из нового альбома, поддерживали певицу фонариками, некоторых выступление артистки растрогало до слез.
Джамала рассказала, что уже в дороге она вместе с командой решила изменить программу, добавить уникальные интро (вступления) к некоторым композициям. Со сцены звучали песни из последнего альбома «Крила», который вышел в октябре. Кроме того, Джамала на бис исполнила песню «1944», которая принесла ей победу на Евровидении в 2016 году. Вместе с артисткой, казалось, пел весь город. «Мариуполь такой теплый и родной. Когда я хожу по улицам, он мне очень напоминает Симферополь, мои родные места. Я чувствую себя здесь как дома. Возможно, потому что море рядом», - призналась Джамала.
Чистый Air
Уже третий раз в Мариуполь приехали неподражаемые Dakh Daughters (в переводе с немецкого - Дочери Даха) - украинская женская группа, выступающая в жанре фрик-кабаре и театрального перформанса.
В прошлом году очень популярное не только в Украине, но и за рубежом фрик-кабаре открывало первый в Мариуполе Гогольfest, в нынешнем закрывает второй, презентуя свой новый альбом Air («Воздух»). Между двумя фестами девушки из Dakh Daughters совершили свой первый и очень успешный американский тур, удостоились похвальных отзывов в The New York Times после выступления на фестивале Global Fest. Затем последовали гастроли в Европе, приглашения на фестивали во Франции и Бразилии, и вот - Мариуполь, в котором, судя по всему, «дочери Даха» чувствуют себя вполне комфортно.
30 апреля представители U-Report - глобального молодежного проекта
ЮНИСЕФ - провели интервью с участницами коллектива, дав возможность присутствовать на нем всем желающим. Пятеро из семи Dakh Daughters, в том числе Руслана Хазипова и Татьяна Гаврилюк, рассказывали о планах на будущее, творческом сотрудничестве с Владом Троицким и, конечно же, о новом альбоме Air: «Новые песни - философские, печально-ироничные, даже очень личные. В основе была идея Влада – воздух. И это не только альбом, а проект на целый год. Гогольfest – Air, прошлогоднее открытие «Французской весны» с участием Новой Оперы и президентского оркестра Украины - тоже Air. То есть целая философия, которая выкристаллизовалась в диск». Помимо этого, девушки делились мнением об изменениях в стране, молодежной и музыкальной среде, а также о том, как не жаловаться, а действовать. Отчасти об этом песня №1 нового альбома - Inshe Misto: хорошо там, где нас нет, или как сделать хорошо там, где мы есть. Интервью с группой читайте в следующих номерах «Приазовского рабочего».
Стенография чувств и эмоций. Киевская музыкальная группа Bahroma исполнила мечтательный поп-рок.
Эксклюзивно для ПР. Организатор фестиваля Влад Троицкий оставил автограф для газеты. Он рассказал, что впечатлен гостеприимностью мариупольцев.
Пробрали до мурашек. Оперу об очищении и вере «Νερ?» показали в Мариуполе в первый и последний раз. Зрители завороженно наблюдали за действом, которое разворачивалось в доке Азовского судоремонтного завода.
Любимица публики. Джамала исполнила песни из нового альбома и специально для выступления в нашем городе добавила уникальные интро к своим композициям.
Приехали! ГогольTrain привез в Мариуполь художников, музыкантов и гостей фестиваля со всей Украины.
Каждый из нас – избранный. В перформансе «Весна священная» литовский театр переосмыслил классическое произведение.
Сергей Бабкин: «Мы в предвкушении чуда»
В эксклюзивном интервью для «Приазовского рабочего» известный певец рассказал, почему последний альбом «Музасфера» для него – особенный |
О важном. Песни Сергея Бабкина завоевывают сердца зрителей нежностью и откровенностью.
Музыкальный хедлайнер, открывший StartUp Гогольfest в этом году, – известный актер и музыкант Сергей Бабкин. Он приехал в Мариуполь
в прошлую пятницу рано утром. Немного отдохнув с дороги, вместе
со своей командой отправился репетировать в Городской сад, где была установлена большая сцена. После саундчека мы пообщались со звездой отечественной эстрады.
– Сергей, рады вас приветствовать в Мариуполе, где вы частый и желанный гость. Мариупольская публика всегда очень тепло вас встречает.
– Я знаком с Мариуполем очень давно, еще со времен учебы на театральном факультете в институте искусств в Харькове. Я тогда встречался со своей однокурсницей, она родом отсюда – это Татьяна Михина, сейчас она заслуженная артистка Украины, актриса, работает в театре имени Ивана Франко в Киеве. Я приезжал сюда, встречал ее на вокзале.
Публика в Мариуполе очень хорошая, безумно заряженная. Сколько я играю в этом городе – заметил, что здесь очень хорошо реагируют на сильные вещи, которые ближе к року.
– Вы открываете StartUp Гогольfest в Мариуполе, в рамках этого фестиваля в нашем городе вы выступаете впервые. Чем на этот раз порадуете публику?
– Да, но я не впервые участвую в Гогольfest’е, был задействован не только как музыкант, но и как актер, выступал вместе с театрами «Прекрасные цветы», «19».
Поскольку Мариуполя не было в списке городов нашего тура в поддержку последнего альбома «Музасфера», мы воспользуемся случаем и сыграем то, что исполняли во время презентации этого альбома во всех городах. Вместе с тем будет что–то особенное, чего не было в туре, например старые песни, такие как «Тук–тук», «Пиши», «Мотор», «Белые рубашки». Сыграем их не только для публики, но и для себя – соскучились по ним, наверное.
– «Музасфера» – особенный для вас альбом?
– Да, это мой первый полностью украиноязычный альбом, это очень важно. Он вышел 1 октября 2018 года – с погрешностью в неделю, как зародился у нас сыночек. Чуть позже я это осознал. Поэтому для меня это суперособенный альбом. Самый главный посыл, о котором я всегда говорю и который отметил в названии, – что мы все – отдельные планеты, у каждого есть ареол, кокон, в котором мы живем. Если что–то хочешь изменить в мире, нужно начинать с себя, со своего мирка, со своей планетки, и потом к тебе будут притягиваться другие планетки, – это вдохновение. Мир вокруг нас и внутри нас – это абсолютно идентичные миры. Почему–то в основном 99% людей об этом совершенно не думают, отделяют одно от другого. А на самом деле ничто не существует отдельно, все связано, сшито.
– Кто для вас является музой, кто вас вдохновляет?
– Муза – это моя супруга, это моя семья, мои дети, мой мир, моя крепость, мой дом.
– Вы с супругой Снежаной ожидаете третьего ребенка. Ваша жена, несмотря на то что находится на позднем сроке беременности, приехала вместе с вами в Мариуполь. Не опасаетесь за нее и будущего малыша?
– Мы в предвкушении чуда, которое произойдет через два месяца, – у нас родится сын, мы живем в ожидании того, кого носит Снежка (Снежана. – Прим. авт.). И это самое важное сейчас, я стараюсь не отвлекаться на второстепенные вещи. Творчество может быть в настоящем или прошлом, меняется жизнь, направления, настроение. Сегодня ты творчеством занимаешься, а завтра квартиры продаешь или ресторан свой открываешь – да что угодно. Но для меня на первом месте – моя семья, это то, что останется с тобой тогда, когда у тебя ничего больше не останется.
Это последний выезд Снежаны до родов, у нее восьмой месяц, в конце июня ожидаем рождения сына. Я переживаю за нее и нашего ребенка, конечно. Говорил ей, что нужно было еще раньше прекращать ездить. Но она у меня такая боевая, сильная, с доченькой практически до родов бегала в театр, играла в спектакле на восьмом месяце.
– Имя будущему ребенку вы придумали?
– Конечно, но я его пока не буду говорить, впервые скажу это имя ему.
Арт-экскурсия по Мариуполю: скрытые смыслы и надежды на будущее
В дни Гогольfest’а гостям фестиваля показали уникальные инсталляции художников и скульпторов |
Арт-пространство «Коло». У детской площадки Городского сада каждый желающий мог посидеть рядом
с «Носом» классика – Николая Гоголя.
Гидом выступала организатор и координатор визуальной программы фестиваля Алена Чиженко. Сама экскурсия начиналась с «Вежи», где в эти дни было особенно многолюдно, здесь установили три арт-объекта.
Один из них - скульптура Максима Кривошеева и его сына Ивана – нагревающиеся руки, на третьем этаже можно было увидеть «Продуктовый портрет» Ксении Оксинь. Автор провела своего рода исследование покупателей, которые приобретают алкоголь, батон и детское питание.
Большой интерес у мариупольцев вызвала камера обскура, созданная командой Вальдемара Клюзко. Ее установили на верхнем этаже «Вежи», превратив его в один большой фотоаппарат: человек оказывается внутри камеры в темноте, и перевернутый вверх ногами город через маленькие дырочки проецируется на белое полотно.
Далее экскурсантам показали металлические деревья, созданные Надеждой Стороженко и Виталием Салюком, - арт-объекты установили на аллее рядом с водонапорной башней. Следующий пункт экскурсии – обновленный шахматный клуб. Здесь в IT-хабе «Спалах» разместили несколько работ. Это детская халабуда Марго Резник под названием «Дом, построенный внутренним ребенком». Естественно, что детвора с удовольствием «обжила» домик, играя в нем.
Тут же были представлены произведения мариупольских художников – картины из проводов и кусочков ковров. На втором этаже экскурсанты увидели работы группы «Мио» - Оли Кияшовой и Юлии Аристовой.
А уже в Городском саду мариупольцев и гостей города встречала маска Гоголя. Потом все перешли в арт-пространство «Коло», еще с прошлого года здесь «живет» плетеный человечек. Здесь же выставили картину местного художника и активиста Николая Шевченко «Феникс». Также в парке можно было увидеть другие инсталляции, насладиться красотой цветущих тюльпанов. Организаторы позаботились и о детях, установив прозрачную трехметровую горку – символ того, что мальчишки и девчонки стали в XXI веке другими.
В Мариупольском краеведческом музее все желающие могли познакомиться с выставкой снимков города, сделанных в прошлом году из троллейбуса-фотоаппарата.
Инсталляции, которые находились во Дворце культуры «Молодежный», были посвящены сегодняшним тревогам и боли украинцев. Например, «Экстренный рюкзак» Алены Кирпы и коллаж из газет с оккупированных территорий Украины – работа Ани Легенькой.
На балконе второго этажа можно было познакомиться с творчеством Яны Седовой, художницы, журналиста-репортера, которая работала в населенных пунктах серой зоны конфликта, – фотовыставкой «Затьмарення». В холле работал литературный зал, где также были представлены произведения художниц: два бюста – две головы. Одна из них называла имена погибших военнослужащих. В этом списке, как заметила Алена Чиженко, свыше тысячи страниц, данные были взяты из открытых источников.
Во внутреннем дворике «Молодежного» разместилась инсталляция украинского художника Антона Логова, Анны Луговской и Яны Седовой – макет женщины из металла, которую не могут поднять воздушные шары.
Последней точкой экскурсии было посещение платформы ТЮ. В подвале никто не мог остаться равнодушным, увидев «Руки» Юлии Савенко – слепок рук автора, мужа и дочери, разлученных событиями в Донецке и пытающихся воссоединиться. Также здесь можно было поразмышлять над граффити Алены Кирпы «Окно в идеальный мир», который мы ищем, не замечая реальности.
По словам Алены Чиженко, проект удалось осуществить благодаря грантам, помощи зарубежных партнеров: шведов, немцев, итальянцев, англичан.
Цей сайт використовує cookies, як власні, так і від третіх осіб. Використовуючи цей сайт, ви даєте згоду на використання cookies
Я згоден (на)