Анатолий Манохин – мариупольский художник, который умел удивлять: ему были послушны кисти и карандаши, кузнечный молот, автомеханика и даже швейная машина
Как часто бывает, о многогранном таланте Анатолия Манохина редко вспоминали при его жизни – он не из публичных личностей, особенно отдалился от общества в последние годы. Однако новость о его уходе вызвала большой резонанс в кругу людей искусства.
Каждый, кто был знаком с Анатолием Манохиным, находит искренние слова восхищения его творчеством и добавляет все новые и новые неожиданные штрихи к портрету мастера. Он настоящий художник – чудаковатый, спонтанный, подчас общительный, подчас – нелюдимый, полный невероятных идей и решимости воплотить их.
Без оглядки на других
Заслуженный художник Украины Владимир Харакоз в свое время работал с Анатолием Манохиным бок о бок в одной мастерской. Там и начало зарождаться содружество альтернативного искусства, которое оформилось в творческую группу «Мариуполь-87». Логотип для нее разработал именно Манохин – активный участник движения.
«Такой неугомонный человек холерического темперамента, который мог взяться за портрет маслом, а через час отложить кисть с красками и, вооружившись гаечным ключом, что-то мастерить или заняться ремонтом своего старенького автомобиля. Он моментально переключался, не чувствуя никакого диссонанса, – рассказал Владимир Харакоз. – Я до сих пор помню его подержанный ''Москвич'', который ездил со скоростью 40 километров в час. У него отваливалась дверца, и вообще непонятно было, как он еще работает. Были у него и другие машины. Одну он переделал под кабриолет, а вторую собрал сам фактически ''с нуля'', но так и не смог зарегистрировать. И возил на ней кирпичи для строительства своего дома».
Коллеги-художники вспоминают: когда Анатолий Манохин достроил дом, перестал работать в мастерской, оборудовав собственную студию. Бывало, надолго куда-то пропадал, а потом внезапно появлялся – «гулял сам по себе».
В творчестве он тоже не оглядывался на других. Не раз его эксперименты доводили до скандалов, говорит Владимир Харакоз. Так, после выставки с инсталляцией, где Манохин использовал государственную советскую символику, к нему приходили с претензиями пожилые коммунисты. Но было перестроечное время, и художнику «проделки» ничем особо не грозили. И к званиям и наградам он никогда не стремился.
На все руки
Заслуженный художник Украины, председатель Мариупольской организации Национального союза художников Украины Сергей Баранник, также хорошо знакомый с Анатолием Манохиным, добавляет: «Меня всегда удивляли его знание механики и умение работать руками – конструировать, монтировать, и чтобы все еще работало. Такой дар – собирать невероятные инсталляции. В конце 80-х в Мариуполе никто ничего подобного даже не видел. А он делал, используя разные материалы и техники. Да что там – он даже джинсы мог себе сшить сам! Представляете в те дефицитные времена художника, расхаживающего по Мариуполю в джинсах, да еще ''фирменных''? Ведь Толик даже пуговицы делал сам, в том числе и на куртки. А о художественной ковке металла собирался написать книгу, по крайней мере, так говорил».
Ковал Манохин и каминные решетки, и решетки для лестниц, и множество других элементов интерьера.
«Мастер широкого творческого диапазона – графика, живопись, монументально-декоративное искусство, скульптура, ковка, гравюра, – отмечает мариупольский коллекционер Александр Чернов, в чьей коллекции бережно хранится несколько картин художника. – Один из основоположников творческого объединения ''Мариуполь-87'', его генератор и идейный вдохновитель. К великому сожалению, свой талант так и не реализовал. Как и большинство творческих людей, чтобы заработать на жизнь, он вынужден был отвлекаться на частные заказы, не имеющие ничего общего с настоящим искусством. Более того, зачастую заказчик диктует условия. Но состоятельные люди, как правило, имеют весьма специфическое представление о красоте. Это довольно трудоемкие ''шабашки'', как любой ручной труд».
Манохин в свое время оформлял ночной клуб «Клеопатра», кафе «Испанский двор», а также бывший Дворец культуры коксохима (ныне – камерная филармония): лепка на втором этаже – его рук дело.
Картины Манохина хранятся в частных коллекциях. В том числе портреты мариупольцев, нарисованные прямо на улице. К огромному сожалению, многие работы автора сгорели во время пожара вместе с тем самым домом, который он сам же и построил по кирпичику. Зато не пропал гений: сын мастера, Никита, унаследовал художественные способности отца. Он выпускник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры, в творчестве предпочитает пейзажную масляную живопись и тяготеет к импрессионизму.
Директор Центра современного искусства и культуры имени Архипа Куинджи Ирина Волкова подчеркивает: «Анатолий Манохин – удивительный автор, художник, дизайнер, оформитель, скульптор, кузнец… Редкий симбиоз многогранности и безупречного художественного вкуса.
Он легко расставался со своими произведениями, для него, видимо, они были пройденным этапом. Шел, опережая время, был на шаг впереди своих собратьев по искусству. А еще он большой романтик с мировоззрением ребенка – это видно и по его портретным работам, и по тем архитектурным сооружениям, к которым он приложил руку. Наверное, ему по душе было бы строить средневековые замки».
На фото – картины, предоставленые искусствоведом Александром Черновым: «Зову живых, оплакиваю мертвых». Творчество Анатолия Манохина вне времени, новаторское и неожиданное.
На фото: Юный художник. Автопортрет Анатолия Манохина, написанный им в студенческие годы.
Цей сайт використовує cookies, як власні, так і від третіх осіб. Використовуючи цей сайт, ви даєте згоду на використання cookies
Я згоден (на)