В кратчайший срок в Мариуполе переформатировали расходы в пользу здравоохранения и социальной сферы
Критично пересмотрев неприоритетные расходы бюджета, город нашел резервы, чтобы достойно выйти из карантина и продолжить развитие |
Вызовы, которые сегодня стоят перед Мариуполем, как и перед любым украинским городом, не могут не повлиять на исполнение главных финансовых планов на 2020 год. Экономический кризис, усугубленный общим снижением деловой активности, необходимостью закрытия ряда предприятий и выделения дополнительных средств на борьбу с COVID-19, заставил правительство и парламент пересмотреть закон о госбюджете и существенно сократить субвенции на места. Как все это отразится на финансировании самых актуальных вопросов жизнедеятельности Мариуполя, знает заместитель городского головы Сергей Орлов, наш сегодняшний собеседник.
Прогноз снижения собственных доходов – порядка 200 миллионов гривен
– Сергей Владимирович, в связи с рецессией в экономике сколько собственных доходов может потерять бюджет Мариуполя?
– Собственные доходы общего фонда городского бюджета на 2020 год планировались в объеме 3,6 миллиарда гривен. Мы разработали три сценария возможного развития событий: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный.
По нашим расчетам, реалистичное снижение доходов может составить 5% в течение шести месяцев, или примерно 200 миллионов гривен. Это прогнозный показатель, но на практике все зависит от того, как будет развиваться ситуация в экономике.
– А на что может рассчитывать город из государственной казны с учетом того, что принятые изменения к закону прошлись секвестром по ряду субвенций местным бюджетам?
– На данный момент финальные цифры субвенций городу еще не доведены. Расходы действительно сокращены, но профильные министерства и областная государственная администрация еще продолжают определять, по каким конкретно проектам не будет продолжено финансирование из государственного бюджета.
В первую очередь это касается проектов с участием средств Государственного фонда регионального развития (ГФРР). Мариуполь в 2020 году должен был получить субвенцию от ГФРР в 51 миллион гривен на три проекта: капитальную реконструкцию общеобразовательной школы №26, детско-юношеской спортивной школы №2 и музея имени Тамары Кацы. Но мы знаем, что по закону ГФРР был сокращен на треть. Коснется ли сокращение финансирования наших проектов и если да, то в каком объеме, – ждем соответствующего решения, которого пока нет.
Точно так же и по другим субвенциям, пока из центра нет информации.
Позиция металлургов как ответственных налогоплательщиков стала весомой поддержкой
– Как повлияли на доходы городской казны «налоговые каникулы» по плате за землю – одному из основных, занимающих второе место после налога на доходы физических лиц источников поступлений?
– Поскольку предприниматели оплачивают этот налог в текущем месяце за прошлый, о конкретных результатах пока рано говорить, мы их увидим за март только в конце апреля – начале мая.
Безусловно, хорошая новость для Мариуполя – это заявление Группы Метинвест о том, что предприятия холдинга в этот сложнейший для страны период не будут пользоваться «налоговыми каникулами». Что это означает для нашего города? Ежемесячные поступления в местный бюджет по налогу на землю составляют порядка 22 миллионов гривен, из которых около половины дают два предприятия Метинвеста – металлургические комбинаты имени Ильича и «Азовсталь». Если учесть другие предприятия холдинга, то в пользу городского бюджета будет сохранено более половины поступлений по этому налогу. Огромная благодарность металлургам за такую ответственную позицию – это очень серьезная и весомая поддержка для всех мариупольцев, поскольку от состояния бюджета зависит финансирование всех направлений жизнедеятельности города.
– Появилась ли ясность с «каникулами» по плате за коммерческую недвижимость: законодатель давал сначала два месяца, потом один, а изменениями в бюджет и вовсе изменил формулировку на «уменьшение» платы по требованию нанимателя? Какой позиции придерживается муниципалитет?
– У города осталось не так много недвижимости, которая сдается в аренду предпринимателям. Больше это все-таки коммерческий рынок, когда предприниматели арендуют у частных собственников. А позиция города в настоящее время отрабатывается, и, думаю, в мае мы рассмотрим вопрос о возможном предоставлении льгот, но только для того бизнеса, который вынужден был закрыться на период карантина. В любом случае это может быть принято только депутатами на сессии городского совета.
Сэкономили на неприоритетных расходах бюджета и зарплатах чиновников
– Государство отказалось компенсировать потери местных бюджетов, а какой выход был найден городской властью?
– Есть два фактора, на которые мы уже отреагировали. Первый – это прогнозируемое снижение собственных доходов на 200 миллионов гривен. Второй – мы должны были экстренно, внепланово профинансировать городской фонд борьбы с COVID-19, который на данный момент составляет порядка 59 миллионов гривен. Деньги этого фонда направляются на покупку аппаратов искусственной вентиляции легких, средств индивидуальной защиты, лекарств, медицинского оборудования и так далее. Кроме этого, сюда же входит приобретение социальных продовольственных наборов для категории мариупольцев «75+».
Чтобы аккумулировать эти деньги в фонде, мы должны были их найти. А для этого нам пришлось отказаться от части расходов городского бюджета. В первую очередь это экономия на заработной плате сотрудников городского совета, его структурных подразделений и исполкома, которая составила порядка 7 миллионов гривен. Необходимо подчеркнуть, что эта экономия не затрагивает работников бюджетных отраслей здравоохранения, образования, культуры и коммунальных предприятий города.
Кроме этого, у нас есть определенная экономия по плате за энергоносители, а также на праздничных мероприятиях, отмененных в связи с карантином. Проект «Культурные столицы Украины», в котором Мариуполь выиграл 23 миллиона гривен, из-за эпидемии переносится Украинским культурным фондом на 2021 год, а в этой программе были задействованы и средства городского бюджета. Мы отказались также от ряда неприоритетных расходов бюджета, связанных с закупкой товаров и услуг по всем подразделениям и коммунальным предприятиям городского совета.
Доплаты медикам пока обеспечиваются за счет местной казны
– Правительство обещало плюс 300% к зарплате медицинских работников, непосредственно занятых в борьбе с коронавирусом. А поступили эти деньги в Мариуполь, как и средства на финансирование второго этапа медицинской реформы?
– Мы не получили пока никаких дополнительных денег и поэтому проводим финансирование из местного бюджета. В городском фонде борьбы с COVID-19 предусмотрены ежемесячные выплаты в сумме 1,2 миллиона гривен на надбавки медицинскому персоналу. Но все же мы рассчитываем на то, что правительство выполнит свои обязательства: изменениями в госбюджет Национальной службе здоровья Украины добавили порядка 19 миллиардов гривен. Пока распределения этих государственных денег нет, но мариупольские медики уже получают доплаты – из городского бюджета.
Большинство проектов развития будут продолжены
– Хотелось бы видеть предварительную картину по основным мероприятиям, чье финансирование запланировано бюджетом развития Мариуполя. Какие из них будут продолжены в обязательном порядке, а что придется отложить до лучших времен?
– На сегодня Мариуполь вынужден отказаться от некоторых проектов дорожного строительства и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Пока они поставлены на паузу. При этом мы не сократили финансирование на образование, а на медицину еще и увеличили.
Проекты бюджета развития в целом сокращены примерно на 150 миллионов гривен. С учетом того, что бюджет развития Мариуполя составляет 1,3 миллиарда гривен, это не столь значительное сокращение – около 11,5%. То есть большинство проектов будут профинансированы.
Среди них такие ключевые, как капитальный ремонт площади Свободы, которая будет открыта для мариупольцев ко Дню города, а также реконструкция Городского дворца культуры на Левобережье, парка имени Гурова в Кальмиусском районе и многие другие проекты.
– А какие проекты дорожного строительства поставлены на паузу?
– Пока отложен проект реконструкции улицы Набережной вдоль металлургического комбината «Азовсталь», а его финансирование планировалось в сумме 122 миллиона гривен. Все остальные ремонтные работы, которые касаются проспекта Мира в районе площади Свободы, проспекта Строителей, тротуаров по улице Куинджи, и другие – остаются и будут продолжены в мае-июне.
Ни от одной из наиболее важных строек мы не отказываемся.
Город не намерен сокращать свои расходы по «Новой украинской школе»
– Законом уменьшены расходы на такие образовательные программы, как «Новая украинская школа» и «Состоятельная школа для лучших результатов». Что намерена делать городская власть, оставшись без государственной помощи?
– Мы точно знаем, что будет частично сокращена субвенция на «Новую украинскую школу». Свое собственное финансирование Мариуполь не снимает и планирует, что на 2020 – 2021 учебный год оснащение классов будет выполнено – может быть, в чуть уменьшенном объеме.
Традиционно в этот проект город вкладывал порядка 25 миллионов гривен собственных денег, и в этом году мы не планируем сокращать эту сумму. Из государственной субвенции мы рассчитывали примерно на 7 миллионов гривен дополнительно к нашим деньгам – сейчас, возможно, она уменьшится до 5-6 миллионов гривен.
Это говорит о том, что для реализации проекта «Новая украинская школа» город закупит интерактивное оборудование и дидактический материал не в «топ-комплекте», как в прошлые годы, а в оптимальном комплекте – тем не менее все школы его получат. Мебель, электронные доски, принтеры и так далее – все это город обеспечит.
Что касается проекта «Состоятельная школа для лучших результатов», то это новая субвенция, ее раньше не было. В этом году мы рассчитывали получить из госбюджета 4,3 миллиона гривен по этой программе на оборудование кабинетов школы №26. Такую заявку сделали и теперь ждем, что нам от нее оставят.
Хочу отметить, что два городских проекта входят в программу Президента Украины Владимира Зеленского «Большое строительство», включающую 100 школ, 100 детских садов и 100 спортивных объектов по всей стране. У нас – это школа №26, и мы планируем в декабре ее открыть после капитальной реконструкции, а также детский сад №117, который должен быть сдан под ключ к концу лета.
Программа жилья для новых мариупольцев похудеет втрое
– Наш город занимал первенство в Украине в своей заботе о новых мариупольцах. Сейчас законом снята субвенция на жилье для внутренне перемещенных лиц. Будет ли продолжена в нашем городе эта программа, а также строительство жилья для детей-сирот?
– По предварительной информации, субвенция нашему городу на жилье для новых мариупольцев все же оставлена в объеме 3,5 миллиона гривен по программе «70% на 30%», где 70% затрачивает государственный бюджет и 30% – местный. Мы должны будем предусмотреть на эту программу около 1,8 миллиона гривен. Это в три раза меньше, чем мы ежегодно делали, но пока такие цифры в государственном бюджете.
Что касается финансирования программы приобретения жилья для детей-сирот, то это совместный проект «50% на 50%» муниципалитета и областной госадминистрации. Каждая сторона ежегодно направляет по 8 миллионов гривен, и пока область не намерена отказываться, а значит, и мы также будем продолжать финансирование. Более точные сведения будут известны к середине лета.
Улучшить инфраструктуру и поддержать экономику
– Когда планируется проведение сессии горсовета и будет ли она проходить в режиме онлайн?
– Сейчас законодатель предоставил возможность городским советам проводить сессии в ускоренном режиме онлайн. Если возникнет потребность в экстренном принятии решений, мы можем это сделать в апреле. Пока такой особой необходимости нет. Сейчас набирается пакет рабочих вопросов, в том числе о возможном предоставлении льгот за аренду недвижимости. Планируемый срок проведения очередной сессии – в конце мая. А в межсессионный период у городского головы по материалам департамента финансов городского совета есть определенные законодательством полномочия вносить корректировки в финансирование программ в рамках ранее принятого местного бюджета.
– Подытоживая сказанное в нашей беседе, как бы вы сформулировали главные особенности сегодняшней ситуации для исполнения бюджета Мариуполя?
– Команда городского головы Вадима Бойченко весьма критично пересмотрела расходы, что позволило аккумулировать деньги на основное направление – здоровье мариупольцев и поддержку наших медиков, которые сейчас работают на фронте борьбы с COVID-19.
Бюджет развития Мариуполя продолжает оставаться активатором для экономики города. Сохранив его по максимуму, насколько это возможно в сегодняшних условиях, муниципалитет является серьезным заказчиком для отраслей строительства и услуг. Мы ожидаем от бизнеса встречное движение: чтобы работники были официально трудоустроены, а местный бюджет получал налоги и отчисления с их зарплат. Мы настроены на то, чтобы значительная часть денег, которые вкладывает город в развитие инфраструктуры, возвращалась в виде дополнительных доходов местного бюджета: если по смете строительства объекта фонд оплаты труда составляет, например, 10 миллионов гривен, то 11%, или 1,1 миллиона гривен, должны вернуться в местный бюджет. Мы работаем со всеми компаниями, чтобы такой баланс интересов бюджета и бизнеса соблюдался на практике.
В этом году в нашем городе начинается большое количество строек на привлеченные от Европейского инвестиционного банка средства в общем объеме 700 миллионов гривен, которые станут дополнением к 1,2 миллиарда гривен бюджета развития Мариуполя. Эти деньги должны улучшить инфраструктуру города и поддержать экономику.
Цей сайт використовує cookies, як власні, так і від третіх осіб. Використовуючи цей сайт, ви даєте згоду на використання cookies
Я згоден (на)