После протеста Ассоциации городов Украины и реакции зарубежных посольств законопроект о внесении изменений в Конституцию отправлен на доработку
Турборежим дал сбой: запланированный первым вопросом в повестке дня 15 января законопроект относительно децентрализации так и не был рассмотрен Верховной Радой, а на следующий день – отозван Президентом Украины. Накануне с двумя публичными заявлениями против предлагаемых изменений выступила Ассоциация городов Украины, позиция которой была поддержана в Европарламенте, а также посольствами Германии, Канады и Швеции в Украине. Что не так?
Мэры выступили против демонтажа автономии местного самоуправления
Более двухсот лидеров местного самоуправления и экспертов по вопросам децентрализации, в том числе мэры практически всех крупных городов Украины – Киева, Львова, Днепра, Мариуполя, Винницы, Николаева, Ужгорода, Чернигова, Херсона и других – сделали вот уже второе общее публичное заявление, в котором выступили категорически против предлагаемых изменений в Конституцию и призвали народных депутатов не голосовать за них.
Как и прогнозировал «ПР» (см. публикацию «Каким будет Мариупольский округ?» от 18 декабря 2019 года), наиболее дискуссионным в президентском законопроекте является введение института префектов. И не только это. В заявлении Ассоциации городов Украины отмечается, что проект был подготовлен без привлечения органов местного самоуправления и экспертного сообщества.
Говорится также, что текст законопроекта содержит ряд угрожающих формулировок, которые создают возможности для демонтажа автономии местного самоуправления.
Институт префектов в предлагаемом виде станет в руках Президента и его Офиса инструментом политического давления на местное самоуправление. Он будет вмешиваться в выполнение органами местного самоуправления (далее – ОМС) как делегированных, так и собственных полномочий, а также вопреки ратифицированной Украиной Европейской хартии местного самоуправления останавливать акты ОМС.
«Все это ведет к предпосылкам, которые будут угрозой для демократии, заменяя значительное влияние громады на процесс принятия местных решений влиянием представителя, которого назначает Президент Украины», – говорится в заявлении.
Кроме этого, законопроект уменьшает финансовые гарантии местного самоуправления. «Отменяя обязательство государства в полном объеме финансировать делегированные им полномочия (образование, охрану здоровья, социальную защиту, культуру, спорт), парламент может обнулить достижения бюджетной децентрализации и фактически отобрать бюджеты развития городских, поселковых, сельских громад и тем самым сделать невозможным дальнейшее улучшение благоустройства и повышение качества услуг для громад», - считают участники ассоциации.
Законопроект также предусматривает уменьшение полномочий руководителей громад. А появление окружного уровня, куда должны войти все громады округа, закладывает возможность уменьшения полномочий базового уровня местного самоуправления и будущий конфликт между окружными советами и советами городов, объединенных территориальных громад. Это фактически нивелирует главную цель децентрализации – повсеместность базового уровня местного самоуправления в Украине, чтобы каждый гражданин, независимо от того, где он проживает, мог получить у себя на месте качественные публичные услуги и иметь одинаково качественные условия жизни.
«Местное самоуправление – это колыбель демократии! Мы не имеем права пойти по пути его разрушения!» – говорится в заявлении Ассоциации городов Украины.
Депутаты мэров не услышали
Несмотря на протест Ассоциации городов Украины, нардепы из Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики посчитали, что предлагаемые законопроектом изменения «соответствуют европейским, международным стандартам и предоставят возможность обеспечить действенность местного самоуправления, построить эффективную систему территориальной организации власти в Украине».
Более того, профильный комитет посчитал нецелесообразным направить законопроект на научную и юридическую экспертизу и опубликовать его текст для всенародного обсуждения до принятия Радой постановления об обращении в Конституционный суд Украины.
Однако европейские партнеры нашей страны считают иначе.
«Качество и консенсус важнее, чем скорость!»
«Перед тем, как быстро принять конституционные поправки, нужно провести глубокое обсуждение. Конституция – это не то, что меняется за очень короткий промежуток времени», – советует украинским коллегам депутат Европарламента Михаэль Галер. Он считает, что предлагаемая законопроектом система префектов не должна противостоять децентрализации.
Не видит необходимости спешить с конституционными поправками и европарламентарий Виола фон Крамон, которая назвала введение института префектов как нового звена исполнительной власти в регионах «очень опасным развитием».
С официальными сообщениями по поводу законопроекта выступили посольства Германии, Канады и Швеции в Украине. В частности, в немецком посольстве заявили: «Изменения в Конституции по децентрализации должны укрепить права громад! Новый проект не соответствует этому требованию. Качество и консенсус важнее, чем скорость!»
Вслед за Германией посольства Канады и Швеции в своих заявлениях разделили обеспокоенность многих глав местного самоуправления в Украине и экспертов в связи с тем, что законопроект ограничивает демократические процессы, и призвали центральную власть провести всеобъемлющие общественные консультации по теме децентрализации.
С третьей попытки
Факт положительный: парламентское монобольшинство все-таки прислушалось к мнению мэров украинских городов и европейских партнеров.
На встрече Президента Украины Владимира Зеленского с руководством парламентской фракции политической партии «Слуга народа», как сообщает пресс-служба главы государства, было выражено общее мнение о том, что внесение изменений в Конституцию относительно децентрализации требует детального обсуждения и консультаций с представителями всех сторон.
По результатам встречи Владимир Зеленский принял решение отозвать поданный им ранее законопроект и направить его на доработку.
Необходимо отметить, что это будет уже третий вариант законопроекта. Первый и второй подавались как неотлагательные, а потом отзывались. Наверное, было бы проще и быстрее с первого раза обеспечить широкую платформу для предварительного обсуждения.
Каким будет третий вариант? «Приазовский рабочий» продолжает следить за развитием событий.
Цей сайт використовує cookies, як власні, так і від третіх осіб. Використовуючи цей сайт, ви даєте згоду на використання cookies
Я згоден (на)