На фото: Рекордсмен проката. Талгат Нигматулин и Николай Еременко, «плохой» и «хороший» мачо, могли бы и сейчас стать украшением Голливуда.
40 лет назад на экраны вышли «Пираты XX века» – первый отечественный блокбастер
Чиновники от кинематографа подвергли этот фильм остракизму, и долго бы ему еще пылиться на полке, если бы не пришелся по душе самому главному киноману – генсеку Леониду Брежневу. В 1980 году публика валила на картину так, как ни на один другой фильм в истории советского и постсоветского кино. «Пираты XX века» стали лидером кинопроката, самым кассовым по посещаемости фильмом, в первый же год его посмотрели около 90 миллионов человек – фактически каждый третий житель большой страны. А начинал сниматься первый отечественный кинобоевик в Мариуполе.
Крупным планом: герои и разбойники, опиум и карате
Это сейчас, на фоне общедоступного голливудского потока, трудно удивить блокбастерами, а тогда, за «железным занавесом», все было впервые и вновь. Режиссера Станислава Говорухина и его друга, однокурсника Бориса Дурова поразила и вдохновила на сценарий короткая заметка в газете «Известия» о нападении пиратов на итальянское судно, перевозившее уран, и убийстве всего экипажа. По сценарию, конечно же, безоружные советские моряки побеждали до зубов вооруженных корсаров. Но цензура, как потом вспоминал Дуров, зарубила уран, и сценаристы предложили «погрузить» на корабль опиум на миллионы долларов для фармацевтической промышленности Советов. Всемогущим цензорам опиум понравился больше.
Говорухин, в то время уже занятый на другом проекте – сериале «Место встречи изменить нельзя», попросил снять картину Дурова. На главные роли в ней прошли пробы Николай Еременко-младший, сыгравший старшего механика Сергея, Петр Вельяминов, капитан сухогруза, и Талгат Нигматулин, пират Салех. Прекрасная половина публики особенно оценила Еременко и Нигматулина – как сейчас бы сказали, «настоящих мачо», «секс-символов» – но в то время подобной терминологией еще не оперировали.
Молодые актеры, дружившие со времен учебы во ВГИКе, к тому же занимались и карате, которое в стране периодически запрещали как «не имеющий отношения к спорту рукопашный бой, культивирующий жестокость и насилие, наносящий тяжелые травмы участникам, пронизанный чуждой нам идеологией».
«Пираты XX века» стали первым советским фильмом, где приемы карате демонстрировались крупным планом. Не случайно мальчишки целыми классами сбегали с уроков в кинотеатры, чтобы потом во дворах «отрабатывать» увиденное либо записаться в секции по карате, которые то открывались, то закрывались вновь.
Благодарность Азовскому морскому пароходству
В титрах к фильму читаем: «Съемочная группа выражает благодарность Азовскому морскому пароходству, экипажам теплоходов «Фатеж» и «Адмирал Лунин» за помощь, оказанную во время съемки».
Корабли с мариупольской пропиской задействованы на всем протяжении картины. Сухогруз «Фатеж» выступил в роли советского теплохода «Нежин», взорванного пиратами. «Адмирал Лунин» превратился в быстроходный пиратский Mercury, взявший на абордаж советское судно.
В титрах к фильму читаем: «Съемочная группа выражает благодарность Азовскому морскому пароходству, экипажам теплоходов «Фатеж» и «Адмирал Лунин» за помощь, оказанную во время съемки» |
Для начала съемок захватывающего сюжета кинематографисты в мае 1979 года приехали в Мариуполь. Режиссер Борис Дуров, кстати уроженец Славянска Донецкой области, потом вспоминал: «Мы жили в Жданове (так в то время назывался наш город. – Прим. авт.), в отеле неподалеку от порта. На завтрак съедали половину стакана сметаны с какой-либо булочкой, выпивали разбавленный кофе – и на пароход. Поднимаемся с нашим начальником, там нас шумно приветствует капитан и обычно зовет в кают-компанию. Как всегда, я увлекаюсь: «Зачем?» А он: «Завтракать». Известно, что я уточняю: «Только мы?» – «Да вы что?! Всю компанию зовем!» Так нас кормили на пароходе аппетитными завтраками и обедами целый месяц – все потолстели».
Первые кадры – заграничный, весь в ночных огнях порт где-то в Южно-Китайском море и погрузка опиума на советский корабль – это пятый причал нашего мариупольского порта. Лазурные просторы моря, на которые выходит белоснежный лайнер; сцена на корабле, где боцман в исполнении мастера восточных единоборств Тадеуша Касьянова показывает экипажу приемы карате; коварный Салех за бортом; якобы покинутый людьми Mercury; абордаж – это все наша мариупольская акватория.
Для продолжения съемок, в поисках необходимых по сюжету скал, гротов и пещер, кинематографисты упакуют чемоданы и переберутся в Крым, где снимут основную часть фильма. Но о Мариуполе всегда будут вспоминать с особенной теплотой.
Владел всеми секретами трюков первого кинобоевика оператор-постановщик Александр Рыбин – в дальнейшем профессор ВГИКа, художественный руководитель операторского факультета, директор Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького. Когда дотошные журналисты интересовались популярной историей о том, что Николай Еременко чуть не погиб под винтом корабля, Александр Рыбин, воздавая должное мастерству актера, честно отвечал, что это миф, придуманный в рекламных целях.
«На самом деле с техникой безопасности у нас было очень строго – любая случайность была предусмотрена. На мой взгляд, настоящий подвиг на съемках совершили не актеры, а капитан снимавшегося у нас корабля «Фатеж» (в фильме он называется «Нежин»). Это было настоящее учебное судно, к тому же еще и с курсантами на борту. Капитан провел этот огромный корабль буквально впритирку к скалам, каждую минуту рискуя напороться на них бортом. Винт не работал – теплоход шел по инерции. Колин прыжок в воду был продуман до мельчайших деталей и тщательно отрепетирован. Еременко прыгал, а сидящие под водой водолазы тут же подхватывали его, опускали на дно и заплывали с ним в небольшую каменную нишу. Если бы корабль, не дай Бог, навалило на скалы, ребята имели бы возможность в нише отсидеться. Как только судно проходило, Колю поднимали на поверхность», – вспоминал много лет спустя Александр Рыбин.
А о выборе натуры на Азовском море он говорил так: «В этих местах можно найти удивительные пейзажи, очень похожие на самые экзотические уголки нашей планеты».
«Пример безобразия» спас Леонид Брежнев
Еще тогда, сорок лет назад, сценарист Станислав Говорухин понимал, что у картины будет успех, но, как он признался много позже в одном из интервью, не представлял, что успех окажется таким огромным. «Пиратов…», по его словам, ругали все критики и упоминали как пример безобразия. «Дуров после этой отвратительной, убивающей критики уже не хотел снимать ничего подобного. Другие режиссеры на его примере говорили: «Да зачем мне это нужно? Деньги те же или даже меньше, а какой позор!»
После показа ответственным товарищам фильм отложили на полку как идеологически вредный. Но так было принято, что копии снятого кино отвозили для просмотра на дачу главному киноману страны – генсеку Леониду Брежневу. Это и решило дальнейшую судьбу: «Пираты…» понравились настолько, что стареющий лидер страны просматривал их по нескольку раз и, засыпая по ходу просмотра, пробуждался в момент очередной драки и уточнял, кто кого – наши или не наши. Получив удовлетворительный ответ, что бьют наши, генсек одобрял: «Молодец, Коля».
Сегодня иных героев уж нет. Трагически молодыми ушли из жизни Николай Еременко и Талгат Нигматулин, «хороший» и «плохой» мачо. Канули в Лету большая страна и Азовское морское пароходство. Но все так же мастерски выглядит первый кинобоевик, хотя и кажется немного наивным. И так же плещется наше Азовское море перед глазами – в киноленте и наяву – любимое, как и сорок лет назад.Цей сайт використовує cookies, як власні, так і від третіх осіб. Використовуючи цей сайт, ви даєте згоду на використання cookies
Я згоден (на)